Институт заместителей командиров по воспитательной и социально-правовой работе в казахстанской армии

28 лет назад Указом Главы государства в Вооруженных Силах Казахстана был создан институт заместителей командиров по воспитательной и социально-правовой работе. За эти годы произошло много событий в обществе и армии, но суть работы офицеров воспитательных структур осталась прежней - формирование патриотических, морально-боевых, морально-нравственных и психологических качеств у военнослужащих.

История создания института заместителей командиров по воспитательной и социально-правовой работе неразрывно связана с эпохой становления и развития Вооруженных Сил, поскольку они были образованы спустя полгода после образования казахстанской армии. В функции офицеров-воспитателей вошли задачи по оздоровлению морально-нравственной обстановки в воинских коллективах, укреплению воинской дисциплины и правопорядка в войсках, повышению престижа и имиджа воинской службы. Сегодня эти задачи остаются неизменными, офицеры-воспитатели – это те же воины, с безукоризненных качеств характера которых воспитанники берут пример, которые умеют вдохновлять и словом, и делом.
За 28 лет существования и активной деятельности институт воспитателей доказал свою необходимость и состоятельность, и огромная заслуга в этом ветеранов Вооруженных Сил нашей страны, на долю которых на заре становления казахстанской армии выпала роль первопроходцев по возрождению воспитательной структуры.
Это истинные офицеры, преданные патриоты, настоящие профессионалы своего ремесла – генералы Айткали Гусманович Исенгулов, Марат Сералиевич Нагуманов, Владимир Петрович Бондаренко, полковники Мэлс Джуманович Шампиев, Кадыржан Исмаилович Байжигитов, Александр Васильевич Жируев, Гали Гумарович Габдуллин, Казбек Владимирович Мамсуров, Бастеми Жантемирович Дюсембаев, Амангельды Аманзакович Ибраев, Булат Темирбулатович Назиров, Виктор Аркадьевич Тимошенков, Ахмет Хасанович Алимжанов, капитан 1-го ранга Купесбай Оразбаевич Жампийсов и другие.
Для нынешнего поколения офицеров-воспитателей они были первыми учителями и наставниками, духовными маяками и светилами. Многие из ветеранов не отошли в сторону и продолжают сегодня оказывать всяческое содействие в деле воспитания подрастающего поколения.

В армию отдают сына, вернуть нужно защитника
Бывший заместитель министра обороны, руководивший воспитательной работой в только что созданной армии независимого Казахстана, генерал-майор запаса Айткали Исенгулов, как и прежде, на передовой. Сегодня он ведет активную общественную деятельность: возглавляет ОО «Союз военнослужащих запаса РК», является членом президиума ОО «Совет генералов РК», почетным вице-президентом международного консультативного комитета, который объединяет офицеров резерва и запаса из 35 стран.
- Было почетно в свое время первым занимать введенную должность в создаваемой армии независимого Казахстана, с первого фундаментного кирпича строить воспитательные структуры. Конечно, я бы ничего не добился без поддержки всех офицеров, начиная от замполитов рот, батальонов, частей, соединений, а также поддержки нашего первого боевого министра Сагадата Кожахметовича Нурмагамбетова и Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Нурсултана Абишевича Назарбаева, указом которого создан институт заместителей командиров по воспитательной и социально-правовой работе (ныне по ВиИР), - вспоминает генерал-майор запаса Айткали Исенгулов.
По его признанию, он всегда чувствовал особую ответственность и обязанность перед своей должностью: нужно было, чтобы воспитательная структура в ВС РК была рабочей и действовала с большой эффективностью.
- Никогда не забуду, как в год назначения на должность 13,5 тысяч военнослужащих разных категорий, включая офицеров, самовольно оставили воинские части… Это те люди, которые потеряли уверенность в обеспечении военного порядка и возвращении боеспособности армии. Эффективность воспитательной структуры говорит сама за себя: когда через четыре с половиной года я увольнялся с этой должности, то фактически ни одного человека не осталось, который самовольно оставил часть, всего 27 человек было осуждено, остальные методами агитации, разъяснения были возвращены и поставлены в строй, - продолжил генерал.
Айткали Гусманович отмечает, что это было святой обязанностью – не судить человека, а воспитать его, чтобы он проникся ответственностью за защиту нашего государства, за его национальную безопасность и территориальную целостность. И фундамент, созданный Указом Президента и под руководством боевого министра Сагадата Кожахметовича, оказался достаточно прочным, на этом фундаменте и сейчас ведется воспитательная работа в войсках.


Опытный офицер-воспитатель поделился с молодыми «коллегами» советами, которые помогут качественно и эффективно справляться со своими служебными обязанностями. Главная задача молодых офицеров-воспитателей, по словам генерала, - быть близкими к военнослужащим: - Самым главным в армии человеком является солдат. Воспитание солдат находится в руках низовых звеньев воспитателей – воспитателей рот, батальонов, полков… Важное здесь – индивидуальная воспитательная работа. Будьте всегда рядом с солдатом, знайте его душу, рычаги взаимодействия с ним, внимательно изучайте положительные и отрицательные черты военнослужащего. Для чего? Не только для воспитательной работы, а для того, чтобы в час икс можно было качества каждого солдата использовать для повышения его боеготовности, боеспособности. В конце концов, в армии всех готовят к одному часу – часу икс, когда придется встретиться с врагом и защищать Отечество. Айткали Гусманович вспоминает: когда-то в 90-е годы, когда он был еще заместителем министра, некоторые знакомые профессоры, академики говорили о том, зачем Казахстану армия, ведь никто на нас нападать не собирается, мы находимся между двумя великими государствами. Такое успокоение недопустимо, считает генерал. По его мнению, дипломатическая и другая работа всегда подкрепляется боеспособными Вооруженными Силами, которые готовы встать на защиту государства. - Массовые мероприятия, которые проводятся в полку, батальоне, служат агитационно-пропагандистским материалом, а индивидуальная воспитательная работа - это воздействие на каждого человека. На войне не всегда приходится кричать агитацию на все боевые позиции, там важно, чтобы каждый солдат был готов выдержать испытания и проявить свои лучшие качества, - подчеркивает он. - Надо всегда помнить, что в армию нам отдают своего сына. И мы должны вернуть его целым, невредимым и в то же время вернуть настоящего защитника, который, уйдя в запас, будет достойным мобилизационным ресурсом для часа икс. По словам генерала, в век развития материально-технического обеспечения главным остается человек, владеющий техникой: - Какую бы технику ни изобрели, какое бы ни создали материальное благо, на поле боя будут важны морально-нравственные, морально-патриотические чувства защитника Отечества, этого нельзя забывать никогда. Следующее наставление от генерала: офицер-воспитатель должен быть на передовой вместе командиром. - Если командир и воспитатель будут работать вразнобой, у них ничего не получится. Они должны выступать единым фронтом. Никакой воспитательной, агитационно-пропагандистской работы не будет, если не будет организаторской работы командиров, не будет его влияния. Каждое сказанное офицером-воспитателем слово должно подкрепляться организационными мероприятиями.

Командирам нужно помнить, говорит Айткали Гусманович, что нельзя наказывать воспитателей, не разобравшись в сути дела. Наказанный офицер-воспитатель не является примером в службе, теряет авторитет, саму сущность воспитателя.

- Страшная ошибка, если воспитательная работа проводится от случая к случаю. Она должна быть беспрерывной. Всегда используйте возможности боевой подготовки. Соревновательный дух во время учений, стрельб, вождения – тоже воспитательная работа. Это мобилизация человеческих качеств, это вызывает стремление быть лучше. Используйте каждый подвиг, каждые хорошие показатели офицеров, контрактников, солдат, чтобы сказать им «спасибо» и вдохновить примером других. Пример вдохновляет личный состав на поддержание порядка и дисциплины, на самосовершенствование.

И в завершение, поздравляя заместителей командиров по воспитательной и идеологической работе с профессиональным праздником, генерал-майор запаса Айткали Исенгулов приводит перефразированные слова политрука Клочкова:

- Велика территория Казахстана, но отступать нам некуда, потому что мы должны всегда оберегать священные рубежи нашей страны, используя все возможности, которые у нас есть. Верю, что офицеры-воспитатели справятся с возложенными на них задачами.

 

Формы и методы разные, главное - без формализма

Одни из тех, кто стояли у истоков становления института офицеров-воспитателей, - ветераны Вооруженных Сил, полковники в отставке Амангельды Ибраев и Виктор Тимошенков, которые сегодня работают на военной кафедре Казахского гуманитарно-юридического университета имени М.С. Нарикбаева.

- Хорошо помню январь 1993 года, когда вышел Указ Главы государства о создании органов воспитательной и социально-правовой работы. Я тогда занимал должность заместителя командира бригады по воспитательной и социально-правовой работе Республиканской гвардии. По сути, я был старшим «политработником» в этом воинском формировании, - вспоминает полковник в отставке Амангельды Ибраев. - Во-первых, Указ Верховного Главнокомандующего положил конец всяким мнениям по должностному предназначению офицеров воспитательных структур - от помощников командиров до их заместителей по работе с личным составом. Во-вторых, в этом Указе Главы Государства, а затем и в Положении об органах воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан были определены основные направления идеологической, воспитательной, социально-правовой, культурно-досуговой и психологической работы. Таким образом, была закреплена правовая основа деятельности воспитательных структур от роты до центральных органов управления.

В момент выхода Указа Главы государства полковник в отставке Виктор Тимошенков проходил службу в должности заместителя командира бригады по работе с личным составом. Через некоторое время был назначен на должность старшего офицера по правовой работе в Управление воспитательной и социально-правовой работы Министерства обороны, где проходили службу опытные руководители, офицеры-воспитатели полковники М.Ж. Шампиев, В.Н. Мешков, Ж.А. Есенов, Б.Т. Назиров. Возглавил вновь образованную структуру заместитель Министра обороны генерал-майор А.Г. Исенгулов.

В войсках на руководящие должности были назначены полковники (в последующем генерал-майоры) В. Бондаренко и М. Нагуманов, полковники К. Байжигитов, Б. Дюсембаев, Е. Садыков, С. Смолькин, А. Жантасов и другие. Главным редактором газеты «Қазақстан сарбазы» был назначен полковник С. Жагипаров.

- С выходом Указа Главы государства в Вооруженных Силах начался новый этап в строительстве органов воспитательной работы. Центром воспитательной работы была определена рота (батарея). Именно в этих подразделениях формируется воинский коллектив на основе войскового товарищества и взаимовыручки, реализуется система боевой подготовки, фундаментом которой является индивидуальная подготовка военнослужащих отделения, экипажа, расчета, - отмечает полковник в отставке Виктор Тимошенков. - Соответственно, значительно повысились требования к профессиональным качествам заместителей командиров рот по воспитательной и социально-правовой работе как к организаторам, педагогам и психологам. В последующем из тех, кто соответствовал указанным критериям, выросла целая плеяда профессионалов воспитательных структур: капитан 1 ранга С.Бурамбаев, полковники Е. Бятов, С. Тулепбаев, Р.Жанысов, К.Мугалов и многие другие.

Амангельды Аманзаковичу пришлось достаточно продолжительное время служить в армии Советского Союза, затем после службы в Республиканской гвардии на должностях руководителя Департамента воспитательной и социально-правовой работы ГШ ВС РК, заместителя командующего войсками Регионального командования «Восток», заместителей главнокомандующих Сухопутными войсками и Военно-морских сил. О работе офицера-воспитателя он говорит так:

- Суть работы везде одна - это работа с людьми, умение управлять их психологическим миром. Это постоянный поиск и реализация наиболее эффективного комплекса мер по направлениям воспитательного воздействия на личность и воинские коллективы. Это исключение формального подхода к использованию в воспитательной работе многообразия форм и методов работы.


По словам офицера, с первой своей должности в войсках после окончания Новосибирского военно-политического училища он понял, что без поддержки непосредственного командира, без его понимания сути и содержания воспитательных мероприятий, личного участия трудно, а зачастую и невозможно организовать плановый, системный воспитательный процесс с личным составом.

- Мне всегда везло с непосредственными командирами подразделений, командирами воинских частей. Всеми доступными формами и методами работы поддерживал единоначалие командиров. В свою очередь всегда ощущал их поддержку, и они активно участвовали в организации воспитательной работы, - подчеркивает полковник в отставке Амангельды Ибраев.

По мнению полковника в отставке Виктора Тимошенкова, проблемами в организации воспитательной и социально-правовой работы с личным составом в войсках всегда выступала организационная сторона и уровень подготовки офицеров-воспитателей первичных должностей:

- Воспитание военнослужащих - это длительный и кропотливый процесс. Сорок лет назад мой первый командир роты капитан В.В.Хилько на мои рвения в первый месяц прибытия в роту проводить занятия по огневой подготовке сказал: «Стрелять я и сам научу, а твоя задача - душа солдата, тебя этому учили. И за это с тебя будет персональный спрос». Поэтому роль командиров в становлении офицеров-воспитателей очень высокая.

Ветераны Вооруженных Сил положительно оценивают работу по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, проводимую в нашей стране.

- В Департаменте воспитательной и идеологической работы ГШ ВС РК сегодня разрабатывается Концепция воспитательной и идеологической работы в ВС РК. Мне довелось вместе с представителями других войск и воинских формирований участвовать в обсуждении ее проекта на «круглом столе».  Это очень своевременное решение Министерства обороны страны, - говорит Амангельды Аманзакович.

По его мнению, в концепции отдельным разделом нужно рассмотреть военно-патриотическую работу с молодежью. Это работа, по словам ветерана Вооруженных Сил, должна входить в государственный заказ и охватывать последовательно на системной основе дошкольников, учащихся средних образовательных учреждений, студенческую молодежь высших учебных заведений, военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, военнослужащих, уволенных в запас через ветеранские организации и объединения.

- Уже сегодня мы видим участие Министерства обороны в военно-патриотическом воспитании детей и школьников. Это и создание военно-патриотических клубов, проведение республиканского военно-патриотического сбора с участием представителей дружественных государств «Айбын» и т.д., - отмечает Амангельды Аманзакович. - Вместе с тем, особое внимание необходимо уделить работе в социальных сетях. Сегодня наши граждане, начиная с детского и до преклонного возраста, получают информацию из соцсетей. И эта информация не всегда объективна и не всегда направлена на созидание. Отдельный контент разрушительно воздействует на умы молодых людей, формирует мировоззрение, противоречащее государственным и общемировым ценностям.

***

На сегодняшний день в казахстанской армии сложилась действенная система воспитания военнослужащих, которая основывается на военно-патриотическом опыте прошлого и ориентирована на дальнейшее патриотическое воспитание будущего поколения.

Великий казахский полководец Бауыржан Момышулы писал о воспитании следующее: «Молодежь должна быть воспитана на благородных традициях. Традиция – это не мертвая реликвия прошлого. Это – боевое могучее оружие, выкованное и отточенное в прошлом для великих битв настоящего и будущего».

На привитии общечеловеческих, общенациональных, общегосударственных ценностей строится система воспитания в Вооруженных Силах Казахстана. И она дает свои положительные результаты: военнослужащие с честью и достоинством выполняют возложенные на них задачи, они мужественные, решительные, ответственные, способные оказать в нужную минуту помощь другим, являются примером для подражания для подрастающего поколения.

Алия МАЙСЕИТОВА 

Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"