Тактические приемы и уловки воинов Казахского ханства

Боевые приемы и тактические уловки у воинов Казахского ханства в сражениях были разнообразны. Достаточно гибкая тактика, сочетающая в себе высокую подвижность, внезапные удары, умелое применение стрелкового оружия, позволяла степнякам одерживать сотни побед в боях.

Казахское войско во время походов двигалось скрытно, имея впереди и по сторонам отряды разведки и дозоры. Передвижение осуществляли как правило ночью и наступать старались на рассвете, когда противник не ожидает атаки. В ночное время пользовались различными сигналами: огнем, криком зверей и птиц, особыми паролями. К бою готовились тщательно: кормили коней, расчесывали им гривы, точили сабли и копья, проверяли луки и стрелы, готовили боевые знаки. Перед битвой надевали на боевых коней латы, сами облачались в кольчуги, навязывали на руки одинакового цвета со своим воинским знамением повязки, чтобы отличать своих от чужих. В назначенный час воин-знаменосец поднимал главное знамя, и армия в боевом порядке выступала навстречу врагу.
Легкая конница казахов отличалась огромной подвижностью и в любой момент в любом месте могла сосредоточить крупные силы. Подвижная и маневренная, она применяла тактику - внезапно атаковала противника и быстро отступала. Наиболее распространенным боевым строем была лава.
Такое войско было способно выполнять различные задачи: прорыв, атаку с фронта, тыла, обходной маневр, обманные движения, просачивание на стыках, рейды в глубину и по фронту, преследование, беспокойства врага на марше, на переправах, днем и ночью, в любое время года, могло совершать большие и длительные марш-броски. В случае неудачи конница легко уходила от погони.
Легковооруженные всадники не только могли начинать сражение и преследовать противника, но и во взаимодействии с тяжеловооруженной конницей, активно участвовали в рукопашной схватке, не спешиваясь с коней. В свою очередь тяжеловооруженная конница могла успешно действовать только при поддержке легкой конницы.
Тактические приемы, применимые казахами: конная атака лавой (характерна для народов-степняков. Атакующие всадники осыпали врага дождем стрел и пытались расстроить его ряды еще до перехода в рукопашную схватку), притворное отступление рассыпным строем, затем стремительное окружение противника и преследование.


Тактические приемы степняков отличались своим разнообразием. Если военачальник не считал разумным в данной обстановке сражаться с противником в конном строю, воинство спешивалось и, привязав поводья лошадей к своим поясам и пустив по врагу дождь стрел, ударами копий преграждало им путь. Если неприятель напал врасплох, и выстроить ряды войск было невозможно, то старались сомкнуть фланги и образовать круг, а затем на скаку стреляя из луков, кружились внутри вражеского кольца (круг в круге) по монгольскому обычаю.
Данный тактический прием имел особое назначение – тулгама или тулгамыш (от тюркского слова тулгамак – окружить, обернуть, обратить, кружить, крутить). Применялся и другой прием ведения боя: всадники мчатся во весь опор в сторону неприятеля, на ходу пускают стрелы. Затем резко осаживают коней и отходя, продолжают обстрела врага. Скачут врассыпную, опустив поводья, а в отдалении вновь собираются для нового удара.
Постоянные войны привели к возрастанию роли управления войском. Ведь бой – это сложный двусторонний процесс. В нем каждая из противоборствующих сторон стремится уничтожить противника или нанести такие потери, которые бы вынудили его отказаться от выполнения своего замысла. Искусство управления состоит в том, чтобы обеспечить выгодные условия подчиненным и максимально усложнить их для противника. В бою кочевники применяли специальные подразделения рассыльных, конных и пеших, а также специальные значки и символы для управления войском. Знамена были священным символом и одним из эффективных средств управления войсками на марше и в бою. Сигналом к военным сборам служило боевое знамя рода, выставлявшееся около юрты предводителя.
Наряду с этим родовые отделения имели собственные боевые «знаки», близкие по цвету знамени. По числу знамени и знаков можно было узнать число бойцов того или иного рода. Это могли быть и разрисованные куски материи, прикрепленные к древку, которые при движении наполнялись воздухом и принимали устрашающие очертания змей, драконов и других чудовищ. Античный историк Арриан пишет, что «эти значки не только своим видом причиняют удовольствие или ужас, но полезны и для различения атаки и для того, чтобы разные отряды не нападали один на другой».
Одним из правил, составлявших у кочевников традицию, было преследование разбитого врага до полного уничтожения, которое в наше время стало бесспорным принципом современного военного искусства.
Казахские ханы постоянно вели войны, причем довольно успешные, приносившие войскам славу и значительную добычу. Между представителями племен, служивших в одних сотнях или тысячах, подвергавшихся общей опасности и разделявших общую славу, рождалось братство по оружию, которое ослабляло племенные антагонизмы. Таким образом, часто враждовавшие между собой племена в обстановке боевых успехов над внешними врагами сливались в одну нацию, проникнутую национальным самосознанием и народной гордостью.
Ранее мы рассказывали об истории становления Казахского ханства, а также о военном устройстве.

Тактические приемы казахских воинов:
А. «Хоровод» конных лучников. Обстрел вражеских построений;
Б. Атака конницы противника, притворное отступление всадников «хоровода» с ведением лучного обстрела преследователей;
В. Контратака с участием засадного полка

Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента