Безоружный мужчина у казахов не имел право голоса. Военное устройство казахских воинов

В жизни кочевого казахского общества военные традиции имели большое значение, а воинская повинность являлась одной из самых важных. Расскажем о воинских традициях и военном искусстве Казахского ханства.

Военное устройство и традиции

В Казахском ханстве высшая военная и гражданская власть была сосредоточена в руках хана. По обычаю право на ханский трон имел старший в роду и, например, дядя, брат хана, считался по чину старше его сыновей. Но этот обычай часто нарушался, и тогда трон переходил от отца к сыну, причем обычно после смерти правителя в степи наступали смутные времена, и результате иногда власть в нарушение всех традиций переходила от старшей ветви правящей династии к младшей. При возведении на трон соблюдался древний обряд вознесения на кошме: провозглашаемого ханом султана сажали на белую кошму, олицетворявшую чистоту его намерений, происхождение и богатство его рода, и самые знатные султаны и бии трижды поднимали ее за концы, провозглашая: «Хан! Хан! Хан!».
Едва кошма касалась травы, как он снова подхватывался подбегавшим народом, а затем кошма разрывалась на лоскутки, и всякий брал их в память о том, что участвовал в обряде коронации. Завершалось торжество шумным пиршеством.
Английский путешественник и дипломат XVI в. Энтони Дженкинсон, побывавший в Великой степи, писал, что кочевник никогда не выезжает без лука, стрел и меча. Ношение оружия было не только законным правом свободного скотовода, но даже обязанностью. К примеру, на народном собрании безоружный мужчина не имел права голоса, а младшие могли не уступать ему место в нарушение всех традиций.
В XV - XVIII вв. войска казахских ханов включали в себя постоянный состав и ополчение. Численность постоянных конных войск в среднем составляла 30-50 тысяч всадников. Кроме того, по мере необходимости собиралось родоплеменное ополчение. Родоплеменной отряд представлял собой самостоятельную войсковую единицу численностью в 2,3 или 5 тысяч, иногда до 10 тысяч человек. Во главе его стоял предводитель рода. Каждое ополчение имело свой боевой стяг и свой уран – боевой клич.
Несколько таких автономных отрядов составляло родовое (улусное) войско. Глава рода (улуса), административно-территориальной единицы Казахского ханства XV - XVI вв., одновременно являлся и главой родовых (улусных) отрядов. Родовое (улусное) войско имело свое главное знамя и свое единый уран.
Верховным главнокомандующим объединенных войск являлся хан – Глава Казахского государства. Хан лично возглавлял воинов в сражении, делил с ними тяготы и опасности.
В случае всеобщей мобилизации хан мог выставить 300-400 тысяч человек. По свидетельству Бабура, в армии Касымхана современники насчитывали около 300 тысяч человек. В другом источнике говорится, что во время похода Тауекель хана на Мавераннахр в 1598 году общая численность войск казахского хана составляла 90-100 тысяч человек.
Исторически сложилось так, что каждому племени была определена территория, на которой оно кочевало. В каждом племени кибитки соединялось в десятки, сотни, а в многочисленных племенах в тысячи, под управлением военно-территориальных начальников, которые при мобилизации становились строевым начальниками, оставляя на месте своих заместителей.
Крупные войсковые единицы составляли десятки тысяч – тумен. Обычно они состояли из разных племенных групп, выставлявших по несколько тысяч воинов. Во главе войсковых подразделений ставились военачальники из того рода и племени, которые комплектовали данную единицу, выбирались они из числа испытанных в боях людей.
Такой порядок комплектования армии сохранял в неприкосновенности родовой строй и племенной состав, что создавало в частях войск, помимо внешней, механической связи, прочную внутреннюю, органическую спайку. Военачальники происходили из местной аристократии, возглавлявшей родовой и племенные объединения. Ратники являлись не случайным сборищем чужих людей, а были связаны друг с другом родством, знакомством, общностью языка и обычаев.
Осуществление принципов «вооруженного народа», территориальной организации войска и родовой принцип военного устройства, удачно примененный в исторической обстановке полувекового полуоседлого государства с патриархальными родовом бытом, стали превосходным орудием войны в руках казахских ханов и талантливых полководцев.




Подготовка войск
Казахский воин, перенявший все традиции древних кочевников, – воин, не знающий усталости в походе, легко переносящий всякое лишение, хитрый и ловкий, с раннего детства проводит свою жизнь в седле и в вечном движении. Арабский летописец XIX в. Аль-Джазих пишет: «если бы ты изучал длительность жизни тюрка и сосчитал его дни, то нашел бы, что он сидел на спине своей лошади больше, чем на поверхности земли».
С раннего детства казахи обучали своих сыновей стрельбе из лука, искусству верховой езды и владению мечом. Большое влияние оказывали конные скачки на длинные дистанции (байга), различные игры и состязания (кокпар, тенге-алмак и др.). Только постоянные тренировки помогали кочевникам управлять «лошадью одними ногами», стрелять на полном скаку, одинаково метко посылая смертоносные стрелы перед собой, влево вправо и назад». Итак, основой боевой подготовки являлись искусство верховой езды, стрельба из лука, а также владение приемами борьбы (единоборства).
Степной простор благоприятствовал применению самого ударного, действенного оружия казахов – луков. Лук стал неоценимым оружием для казахских воинов и их последователей. Описывая далеких предков-кочевников, историк древности Геродот пишет, что «стреляли во все стороны из обеих рук одинаково сил».
Основным наступательным оружием мечников были кривые сабли и пики, кроме того, у каждого имелась боевая секира или палица. Изготовлением основных предметов вооружения занимались сами казахи. Стрелы делали из березового дерева, тетиву для лука - из кишок овцы, а из желудка животного делали обертку для наконечников.
Сведения о первом использовании огнестрельного оружия в Казахстане относятся ко второй половине XVI в. Существовало три канала поступления такого оружия: степняки получали его от соседей либо в качестве военной помощи, либо путем торговли, либо захватывая в ходе боевых действий трофей, а порой и беря в плен мастеров оружейников. В вооружении казахов ружья никогда не преобладали над другими видами оружия, их количество было весьма ограниченным. Стрельба из тогдашних ружей, подготовка к которой занимала много времени, была трудоемкой операцией. С XVIII в. получили распространение русские ружья заводского производства, а затем среди зажиточных казахов стали популярны кремневые винтовки.
До начала сражений по обычаю показывали свою силу и мастерство палуаны в единоборстве «жекпе-жек». После них «все живое становится убойным рубящим мечом и мишенью для летящих стрел». Вступали в сражение лучники. Если же враг оказывался стойким, в действие вступали мечники, выстроенные в удобном месте для нанесения удара по противнику. Тяжелые конные массы выстраивались в несколько линий. Стоит отметить, что боевые приемы и тактические уловки у воинов Казахского ханства в сражениях были разнообразны.
Специфические особенности имел военный быт казахов. Воины совершали дальние походы обычно с осенних пастбищ, когда боевые кони были в теле и могли выдержать большие переходы, в объект нападения – жители оседлых районов – собрали урожай. Каждый воин должен был выступать в поход минимум с двумя боевыми конями, со своим оружием и снаряжением.

В сражении за личную храбрость и умелое руководство подчиненными присваивался титул батыра. Как титул слово батыр прибавлялось к собственному имени храбреца. Получить его за свои воинские качества мог любой свободный член казахского общества, будь он рядовым воином или принцем. Подвиги батыров прославляли степные певцы-импровизаторы, акыны. Позже батыры стали военным сословием.
Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента