Проектирование в образовательной организации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Согласно трактовке Всемирной организации здравоохранения, под термином «здоровье» следует понимать состояние полного физического, психологического и социального благополучия человека.
Ряд авторов расширяют компоненты здоровья. В целях проводимого исследования предлагаем использовать классификацию Д.Н. Давыденко, который выделяет следующие компоненты здоровья (рисунок 1).
Рисунок 1
Следовательно, здоровьесберегающая среда военного учебного заведения представляет собой систему воздействия ряда функционально-связанных и упорядоченных компонентов деятельности ее субъектов, взаимодействующих между собой в целях достижения определенных результатов оздоровления курсантов и формирования с их стороны здорового образа жизни. Здоровьесберегающая среда является частью образовательной и воспитательной среды военной школы-интерната. На основе анализа структуры здоровьесберегающей образовательной среды раскроем ее сущность.
В. А. Ясвин предлагает использование трехкомпонентной структуры образовательной среды, которая состоит из:
- пространственно-предметного;
- психодидактического;
- социального компонентов.
Согласно взглядам данного специалиста, средовые влияния на личность курсантов характеризуются взаимообусловленностью пространственно-предметного наполнения среды и характером ее коммуникаций, осуществляемых субъектами средообразования.
Ж. В. Шарафуллина определяет в структуре здоровьесберегающей среды более расширенный ряд компонентов:
- предметно-пространственный (особенности места, где расположено образовательное учреждение; материально-технического обеспечения процесса образования; эстетики и т. п.);
- организационно-стратегический (качество концептуализации средообразования; тактика управления средовым фактором здоровьесбережения; обеспеченность кадрами и т. п.);
- коммуникативно-технологический (характер педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса; используемые технологии здоровьесбережения; связь основного и дополнительного образования; степень вовлеченности учащихся в средообразование и т. п.).
В научной педагогической литературе о вузовских здоровьесберегающих технологиях немало внимания уделяется вопросу их структуры. На рисунке 2 выделим основные структурообразующие компоненты здоровьесберегающей среды военного учебного заведения.
Рисунок 2
Особое значение приобретает наполнение здоровьесберегающей среды военного учебного заведения конкретным смыслом, связанным со спецификой и направленностью обучения. Полагаем, что здоровьесберегающая среда военного учебного заведения содержит также систему профессионально-ориентированного и социально-значимого воспитательного взаимодействия, которое можно рассматривать как целенаправленное систематическое педагогическое влияние, нацеленное на формирование у курсантов здорового образа жизни, выработку здоровьесберегающего отношения к окружающей реальности, формирование наилучшего для индивида способа поведенческой само регуляции, индивидуального способа жизнедеятельности и активного отношения к повышению культурного наследия и общественно-исторических ценностей.
Структура здоровьесберегающей среды представляет собой совокупность блоков, представленных на рисунке 3.
Рисунок 3
Рассмотренная структура содержит три компонента, рассмотренных ниже.
Целевой компонент содержит перечень целей, задач, принципов, подходов, особенностей и специфики здоровьесберегающей среды военной школы-интерната.
Деятельностный блок представляет собой определенную последовательность компонентов (объектов и субъектов, используемых форм, методов и средств педагогического взаимодействия, с учетом стадий личностного и профессионального развития), характеризующие взаимодействие субъектов здоровьесберегающей среды в образовательном процессе военного учебного заведения.
Результативный блок отображает эффективность функционирования здоровьесберегающей среды и содержит критериальный аппарат, алгоритм действий для решения различных вопросов, программы и методики развития здоровьесберегающей среды.
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе основано на использовании теоретических и практических навыков. Основную роль в данном процессе играет преподаватель, который должен более детально донести информацию до воспитанников и курсантов о возможностях использования технологий.
Физическое воспитание в военных школах-интернатах направлено на реализацию спортивной деятельности, с учетом целостного развития личности, гармонизации ее духовных и физических сил, активизацииготовности к полноценной реализации своих сил в профессиональной деятельности.
Формирование здоровьесберегающей среды в учебном заведении происходят под воздействием многообразных и непрерывно меняющихся факторов:
1) внешней среды: развития спорта в государстве, уровня ориентированности молодежи на сохранение здоровья, семейных ценностей каждого курсанта, и т.д.;
2) внутренней среды: материально-технической базы военного ВУЗа, кадрового состава, особенностей коллектива).
Эффективность системы использования здоровьесберегающих технологийнеобходимо обеспечивать за счет единой образовательной концепции военного учебного заведения, когда в каждом изучаемом предмете необходимо отражать идеи защиты здоровья будущего специалиста. К примеру, на занятиях физическим воспитанием необходимо обучитькурсантов упражнениям, базирующимся на здоровьесберегающих методиках. Также необходимо уделять дополнительное внимание проведению физ.минуток и профилактике заболеваний среди молодежи.
Готовность к развитию здоровьесберегающей учебно-воспитательной работы обусловлена как личностной составляющей курсанта, связанной с установкой на ведении здорового образа жизни, так и профессиональной составляющей, выражающейся в осознании проблем, наличия знаний о формировании здоровья и готовности их использования в своей будущей профессиональной деятельности.
Исходя из вышесказанного заключим, что формирование здоровьесберегающей среды в образовательном процессе военного учебного заведения является необходимым условием подготовки специалистов, с учетом трехкомпонентной составляющей: целевой, деятельностный и результативной. Так каждый курсант должен ставить перед собой цель - повышении качества здоровья для профессиональной деятельности в будущем, использовать различные здоровьесберегающие технологии (деятельностный компонент) и получать результат от их использования.
Подводя итог, на основе многочисленных исследований, можно сделать определенный вывод о том, что сохранение и укрепление здоровья курсантов в системе высшего образования, возможно осуществить только основываясь на построении специально-организованной здоровьесберегающей среды, обеспечивающейразрешение основной задачи – формирования у курсантов устойчивого понимания и важности ведения здорового образа жизни, необходимости занятий спортом и физическими упражнениями.
Главным результатом формирования здоровьесберегающей среды в военном учебном заведении, определенном как результат деятельности всего механизма, должны являться рост творческих и образовательных достижений
курсантов военной школы-интерната и преподавателей, увеличение уровня здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.
Полковник Махмуд БАЛМУХАНОВ