В небе он был неустрашим. История легендарного летчика Талгата Бегельдинова

Золотые Звезды Бегельдинов Т.Я. получил за подвиги в годы Великой Отечественной войны. Летная биография Талгата Якубековича началась в 16 лет, когда он впервые поднялся в небо во Фрунзенском азроклубе. Летал Талгат увлеченно, и небо становилось для него родной стихией.

Наступил 1940 год. В стране все ощутимее чувствовалось дыхание приближающейся войны. Успешно сдав госэкзамены в аэроклубе, 18-летний курсант Талгат Бегельдинов поступил в Саратовскую специальную военно-авиационную школу пилотов. После Саратова летное мастерство совершенствовал в Чкалове (ныне Оренбург) в двух авиашколах поочередно - 3-й бомбардировочной и 1-й истребительной. Но ни в истребительной, ни в бомбардировочной авиации служить ему не довелось.

С началом войны Бегельдинова Т.Я. направляют в Ижевск для учебы на «летающем танке» — штурмовике Ил-2. Талгат Якубекович вспоминал его, как один из лучших боевых самолетов.

«Прекрасная машина, — говорил он, — 600 килограммов бомб, 6 реактивных снарядов, 2 противотанковые пушки, 2 пулемета. Недаром наш самолет-крепость фашисты прозвали «черная смерть».

Свой первый боевой вылет сержант Талгат Бегельдинов совершил утром 17 февраля 1943 года, а вечером — еще два. Вот что пишет о нем в книге «Летчики и космонавты» Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Николай Каманин, в то время командир 292-й штурмовой авиадивизии:

«После возвращения Бегельдинова с первого боевого задания стало известно, что его бомбы легли точно в бензохранилище, а со второго захода он поджег склад боеприпасов. Такое бывало и у других летчиков, но редко, а у Бегельдинова получилось сразу. В другом вылете «мессершмитты» прорвались к штурмовикам сквозь воздушную охрану наших истребителей. Плохо пришлось нашим, изрядно нахватались пробоин, но и сами не остались в долгу. Удобный момент представился и Бегельдинову. На какое-то мгновение на вираже Талгат поймал в сетку прицела фашистский истребитель и ударил по нему из пушки. Фашист пытался выровнять свою подбитую машину, но она была уже непослушной и врезалась в землю.

Летал Талгат неустанно. Стал мастером штурмовых ударов, воздушным разведчиком. Мне доставило большое удовольствие подписать на него несколько наградных листов, а затем представить его к офицерскому званию. В боевые расчеты его стал включать ведущим группы».

Штурмовики всегда несли большие потери. Такова специфика их работы. Можно сказать, участь. Во время штурмовки «летающий танк» идет строго на цель, не жалея ни снарядов, ни патронов, ни «эрэсов», Идет не сворачивая, иначе цель останется непораженной, а боевая задача невыполненной. По нему с земли и с воздуха бьют тоже со всех стволов, которых у противника куда больше, чем у него. Потому-то считалось счастьем, если летчику-штурмовику удавалось довести число боевых вылетов до двух десятков. Выбирали эту «норму» далеко не все. Но уж тех, кто, набравшись опыта, преодолевал этот роковой рубеж, так просто не возьмешь.

Под Харьковом поединок с гитлеровским асом сложился не в пользу Талгата: его сбили. Раненый Талгат несколько дней блуждал по вражеским тылам, выжил и вернулся в родной полк, где его считали погибшим.

Но Бегельдинов в долгу не остался. В одном из воздушных боев он подбил не кого-то, а «бубнового туза». Фашист думал, что штурмовик для него будет легкой добычей, но просчитался. А самолет все же сумел посадить: что ни говори — ас. Взятый в плен летчик оказался любимчиком фюрера, пиратствовал в свое время в Бельгии и во Франции. Когда ему на допросе представили победителя, он не мог поверить, что его сбил 19-летний казахский паренек. «Сдувайте пылинки с него. Он будет асом СССР», - говорил позднее про Талгата Бегельдинова командир 9-й гвардейской авиадивизии генерал-майор С. Донченко.

Заслуживает отдельного внимания боевой эпизод, рассказанный самим генералом С. Донченко:

«Когда утром в штаб прибыл командующий 5-й гвардейской армией генерал А. Жадов, стало понятно, что срочно нужны свежие разведданные. Учитывая плохие погодные условия и важность задания, решено было отправить на разведку младшего лейтенанта Бегельдинова как самого надежного пилота и зоркого разведчика. Развернув карту, генерал поставил задачу. Нужно разведать овраг, где противник, возможно, прячет резервные силы, и дороги, по которым, предположительно, гитлеровцы могут подтягивать технику.

— Все ясно, товарищ генерал! — ответил младший лейтенант.

Через 10 минут полета за линию фронта внизу четко обозначились дорога с автомобилями и повозками и овраг, Включив установленные фотокамеры, летчик ринулся в атаку. На головы фашистов полетели бомбы, реактивные снаряды. Машину качнуло. С высоты бреющего полета Бегельдинов увидел аккуратно выстроенные копны сена, ударил из пушек по одной из них, и она... взорвалась. Из другой «копны» высыпали солдаты. Похоже, танкисты. Тут и остальные «копны» зашевелились. Сфотографировав эту картину, Талгат вернулся на аэродром. Изучив снимки, Жадов пришел к выводу, что Бегельдинов взорвал склад боеприпасов, от взрыва которого и качнуло его самолет А главное — добыл сведения о расположении сил противника.

- Поздравляю, вас, лейтенант, — обратился он к Талгату.

- Я - младший, — сказал Бегельдинов.

- Не поправляйте старших, лейтенант, а еще мы представим вас к ордену Славы».

Не сказать, что награды сыпались на Талгата как из рога изобилия. Но «обделенным я себя не чувствовал» — говорил Талгат. За 10 боевых вылетов был награжден орденом Отечественной войны II степени, за 25, 4 из которых — бомбардировка вражеских аэродромов Харьковского аэроузла, получил орден Красного Знамени. Его умелое командование в воздухе группами штурмовиков отмечено командирским орденом Александра Невского. За бои на степном фронте удостоен ордена Отечественной войны I степени.

Один из воздушных боев во время Курской битвы для лейтенанта Бегельдинова мог закончиться трагически, если бы не Сергей Луганский, командир группы истребителей, прикрывавших штурмовиков. По радио Сергей успел предупредить Талгата, что сзади «мессер», буквально за мгновение до того, как тот выстрелил из пушки по его самолету. Талгат среагировал мгновенно и выдернул машину из-под смертельного удара. Обстановку разрядил Луганский, тут же подбив «мессершмитт» и не дав фашисту никаких шансов на повторный выстрел.

С тех пор воздушные побратимы (к тому же они оказались земляками: Луганский родился в Алма-Ате) не раз летали на задания вместе. В сентябре 1943 года в боях за Днепр Бегельдинов доказал, что штурмовик может быть и хорошим воздушным бойцом. Тогда во взаимодействии с группой истребителей Сергея Луганского, будущего дважды Героя Советского Союза, были уничтожены 6 из 13 бомбардировщиков противника.

Когда войска 2-го Украинского фронта осенью 1943 года вышли к Днепру, на счету старшего лейтенанта Бегельдинова было уже 152 боевых вылета, разгромленные переправы в районе Кременчуга, подавленные зенитные батареи крупного калибра, несколько железнодорожных эшелонов с техникой и живой силой противника, уничтоженных в составе группы на станциях Знаменка, Каменка и Долинская. К его личному счету прибавились 2 паровоза, 7 вагонов с военными грузами, 3 крупных склада боеприпасов…
22 октября 1944 года Талгату Бегельдинову было присвоено звание Героя Советского Союза. К тому времени Талгат чувствовал себя в небе хозяином. И оно, став для него родной стихией, тому не противилось. Отсюда, может, и удачи. В Бегельдинове - он уже стал командиром эскадрильи - уверенность в себе и бесстрашие органично сочетались с умением объемно видеть «поле» воздушного боя, тактически грамотно управлять действиями подчиненных, совершивших во главе с ним 1670 вылетов, не имея ни одного случая потери ориентировки.
Быть ведущим группы - это боевое искусство. Им Бегельдинов владел в совершенстве. С рассвета он вылетал за линию фронта в тыл врага, с высоты птичьего полета исследовал местность и благодаря своей феноменальной памяти запоминал ее. Особенно те места, где враг мог сосредоточить технику и живую силу.
Особую дерзость летчики Бегельдинова проявили при прорыве сильно укрепленной обороны на Львовском направлении. Сделав 130 боевых вылетов, помимо самолета противника, они уничтожили 27 танков, 42 автомашины с грузами и живой силой противника, 12 орудий, подавили огонь 9 батарей.
Славу мастера штурмовых ударов Талгат Бегельдинов, теперь уже гвардии капитан, закрепил в Висленской, Кросненской январских операциях по прорыву обороны противника западнее Сандомира, при освобождении Кракова. Внезапным ударом возглавляемая им девятка штурмовиков уничтожила у населенного пункта Стодолы 3 танка и 7 автомашин, сорвав попытку гитлеровцев провести контратаку.
На заключительном этапе войны его эскадрилья без потерь совершила 420 боевых вылетов, уничтожив 1 самолет, 12 танков, 37 автомашин, 9 орудий, много другой техники и живой силы противника. В битве за Берлин группа Бегельдинова на Тельтов-канале уничтожила 8 барж с танками, были пущены
ко дну и 2 буксира.
И вот наконец-то 9 Мая - день, к которому шли целых 4 года. Победа. Кончилась война. Казалось бы — зачехляй орудия. Но нет...
В Праге, на южной окраине, засели остатки не пожелавшей сдаваться эсэсовской дивизии. Что, опять посылать солдат под пули? 10 мая 1945 года Бегельдинов получает приказ: всей своей штурмовой группой в составе 24 самолетов с полным боекомплектом пролететь на бреющем полете над несдающимися гитлеровцами. Для начала — без единого выстрела. А там, как покажет обстановка.
Звено за звеном «летающие танки» с оглушительным ревом пронеслись над головами эсэсовцев. Подействовало. Хватило одного захода. Это была последняя точка во фронтовой повести Талгата.
За годы войны Талгат Якубекович совершил 305 боевых вылетов, уничтожил 7 самолетов, 21 танк, 29 артиллерийских орудий, 64 автомашины с военными грузами и техникой, 3 склада с боеприпасами, 2 паровоза, 7 вагонов, много другого вооружения и живой силы.

В Параде Победы 24 июня 1945 года гвардии капитан Талгат Бегельдинов участвовал пока еще единожды Героем Советского Союза. А через 3 дня за исключительное мужество и отвагу он был удостоен второй медали «Золотая Звезда». Дважды Герою Советского Союза было всего 22 года. К слову, Талгат Якубекович так и остался единственным в Средней Азии дважды Героем Советского Союза, военным летчиком-штурмовиком.



После войны он поступил в Краснознаменную военно-воздушную академию, где выпало учиться с земляками-казахстанцами дважды Героями Советского Союза Иваном Павловым и Леонидом Беда.
Долго служить не пришлось. В 1958 году в судьбе Бегельдинова произошел крутой поворот — подорванное на войне здоровье заставило уволиться из рядов Вооруженных сил.
Пришлось начинать все с начала. Он поступает в Москве во Всесоюзный заочный политехнический инженерно-строительный институт. Это учебное заведение выбрано не случайно. Созидатель по натуре, во время войны Талгат тяготился тем, что, уничтожая врагов, вынужден был разрушать творения рук человеческих. Теперь появилась возможность внести в жизнь коррективы.
Руководство управления гражданской авиации, где он, студент-заочник, работал заместителем председателя, испытывая нужду в национальных кадрах, обратилось в союзное Министерство высшего и среднего специального образования с просьбой разрешить Талгату Якубековичу защитить дипломный проект в Казахском политехническом институте. Просьба была удовлетворена.
Талантливый летчик-штурмовик во всей полноте сумел раскрыть дремавший в нем до поры до времени талант творца. С первых лет работы в гражданской авиации он проявляет исключительную активность. По его инициативе был разработан и реализован план создания прочной материальной базы воздушного флота. Он не мог усидеть в кабинете и принимал самое горячее участие в строительстве в Алма-Атинском аэропорту взлетно-посадочной полосы для реактивных пассажирских самолетов.
Стройка шла свойственными тому времени ускоренными темпами с высоким качеством и завершилась досрочно. Следом начались по-настоящему боевые дни и ночи сооружения новых современных аэродромов в Акмолинске, Павлодаре, Костанае, Актюбинске, Караганде, практически во всех областях республики.
Плодотворно сложилась деятельность Талгата Якубековича и в качестве заместителя управляющего трестом «Казстальмонтаж». По заданию Правительства он участвует в возведении таких знаковых объектов, как Лисаковский горно-обогатительный комбинат, Джамбулский завод двойного суперфосфата, Дворец Республики в Алма-Ате, здание республиканской библиотеки, Алма-Атинского цирка.
Во всех областях республики он строит автошколы с автодромами. Его четырежды отмечают почетными грамотами Верховного Совета республики за плодотворную работу в хозяйственных органах и общественных организациях, за высокую активность в воспитании молодежи.
Работа приносила моральное удовлетворение. Но и в этой, казалось бы, счастливой жизни не удавалось обойтись без печальных страниц. Уходили боевые друзья. В 1976 году пришло трагическое известие из Минска: в автокатастрофе погиб командующий 26-й воздушной армией Леонид Игнатьевич Беда, а в январе следующего года скончался в Алма-Ате Сергей Данилович Луганский, с которым Талгат дружил все эти годы. Переносить тяжесть этих потерь помогали работа, общественная деятельность. Бегельдинов трижды избирался депутатом Верховного Совета СССР, депутатом Алма-Атинского городского совета. Он почетный гражданин Алматы, Астаны и Аркалыка.
Несмотря на возраст, ветеран много работал над фронтовыми воспоминаниями, написал 4 книги: «Илы атакуют», «305 рейдов»,`«Сражение
в воздухе», «Пике в бессмертие».
Для Талгата Якубековича памятны встречи с Первым Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, который преподнес легендарному летчику подарок, присвоив имя дважды Героя Советского Союза Т. Бегельдинова Актюбинскому высшему летному училищу гражданской авиации. (В 1996 году училище было преобразовано в Актюбинское высшее военное авиационное училище летчиков имени дважды Героя Советского Союза Т. Бегельдинова, и 22 августа 1998 года Президент страны — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Нурсултан Абишевич Назарбаев принимал участие в первом выпуске летчиков-офицеров).
В настоящее время это Военный институт Сил воздушной обороны Казахстана, У Талгата Якубековича вызывало глубокое удовлетворение, что «его» вуз, располагая крепкой учебно-материальной базой, коллективом высококвалифицированных преподавателей, инструкторов, инженеров, готовит авиаторов по восьми специальностям. С ноября 2005 года институт включен в перечень учебных заведений совместной подготовки военных кадров для вооруженных сил государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности.
Бегельдинов Талгат Якубекович прожил достойную жизнь, наполненную столькими и такими событиями, что их хватило бы на многих. И она не останавливается. Его жизнь продолжается в наследниках боевой славы дважды Героя Советского Союза Талгата Бегельдинова, обретающих сегодня крылья в Актобе и других учебных заведениях гражданской авиации всей республики.
Нынешнее поколение до сих пор чтя и уважая подвиги и славу Талгата Якубековича, стараются поддерживать супругу Дважды Героя. В свое время Талгат Якубекович неоднократно говорил, что летчики никогда не оставят в беде и в случае чего они всегда поддержат. Проявление признательности, заботы и уважения к своим старшим товарищам, наставниками и их семьям стало настоящей традицией военных летчиков, и современное поколение военнослужащих Сил воздушной обороны чтят ее и соблюдают. Эти слова нашли свое подтверждение в постоянной моральной и материальной помощи и поддержке, оказанной полковником Игорем Кармыковом. Под руководством и личном участии командира авиационной базы г. Алматы подполковника Амангельды Макишева оказывается всевозможная помощь, в том числе бытовых и хозяйственных вопросах. Подполковник Макишев с отзывчивостью и доброжелательностью всегда проявляет готовность в любое время оказать необходимую поддержку.
Внимание и заботу оказывают военнослужащие в канун и в дни знаменательных дат, таких как День Победы – горячо любимый и свято почитаемый Талгатом Якубековичем праздник. До самой своей кончины он считал 9 мая самым главным днем.
Руководство Вооруженных Сил, военнослужащие не забывают поздравить меня, супругу Дважды Героя, и с днем рождения 28 сентября. От имени главы оборонного ведомства генерал-лейтенанта Мурата Бектанова была направлена телеграмма с поздравлениями.
Подполковник Ерлан Мырзалин, подполковник Денис Насыров, майор Сабир Кусаинов, майор Дархан Кусаинов и другие военнослужащие всегда тепло и искренне поздравляют меня праздниками, проявляя заботу и уважение.
Также, хотелось бы выразить огромную признательность начальнику госпиталя полковнику Самату Сарсенбаеву, врачам и коллективу 3-го и 5-го отделений Военного клинического госпиталя Министерства обороны РК за отзывчивость, сплоченность и ответственный подход к работе. В течение всего времени моего нахождения в медицинском учреждении в сентябре этого года коллектив прикладывал максимум усилий для моего выздоровления, проявляя искреннюю заботу. Особенно хотелось бы отметить ведущего специалиста военного врача майора Ильяса Абишева за особенное внимание и профессионализм в своем деле. Хотелось бы чтобы таких специалистов поддерживали, а их заслуги были признаны.

Ориндибике Жекеновна БЕГЕЛЬДИНОВА,
вдова генерал-майор авиации
дважды Героя Советского Союза
Бегельдинова Талгата Якубековича

Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента