Генерал армии Сагадат Нурмагамбетов о создании Вооруженных Сил РК - интервью

Хочется сказать о том, что есть люди, в чьих судьбах с ослепительной яркостью преломляется само время, отражается история. Не случайно гласит поговорка: «История земли – история ее народа». Сама жизнь и  имя  фронтовика, Героя Советского Союза, первого Халык Каһарманы, первого Министра обороны суверенного Казахстана генерала армии С.Нурмагамбетова  есть сама история страны. Имя  Сагадата Кожахметовича уже при жизни вписано в скрижали Отечества. Ныне  имя героя, ветерана войны носит республиканская военная школа «Жас улан», улица в родном городе Акколь. Годы Великой Отечественной войны для комбата, впоследствии ставшего известным военачальником, это прежде всего бесценный опыт, оплаченный дорогой ценой. И сегодня, несмотря на свой преклонный возраст, ветеран, ныне советник  Министра обороны не устает делиться этим опытом с молодым поколением.

Простодушный, искренний в общении и энергичный в действии – вот он весь как на ладони. И за всем этим кроется богатая, насыщенная большими событиями жизнь.

Нурмагамбетов один из тех, кто стоял у истоков создания Вооруженных сил Казахстана, будучи Министром обороны РК. О том, как создавалась казахстанская армия и других актуальных вопросах нынешней жизни пойдет речь в данном интервью.     

- Сагадат Кожахметович, как Вам известно, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 19 октября 2012 года  День защитника Отечества стал  государственным праздником.  На Ваш взгляд, 7 мая будет ли значимой  датой, как и другие важные праздники, отмечаемые в Казахстане?             

- Отрадно, что теперь с этого года День защитника Отечества будет праздноваться  официально, всенародно, на государственном уровне. Теперь эта дата в будущем станет еще ярче, значимее. Это  свидетельствует о том, что  казахстанцы поворачиваются лицом  к армии, глубоко проникаются ее заботами.

Думаю, что  глубоко символично и справедливо, что свой профессиональный праздник воины встречают накануне светлого и незабываемого Дня  Великой Победы.  Ведь именно 21 год тому назад, а вернее, 7 мая 1992 года Главой нашего государства издан Указ о создании Вооруженных сил Республики Казахстан.    

В эти весенние, радостные майские дни защитники Отечества, как и вся страна не только празднуют, но и  чествуют ветеранов-фронтовиков и тружеников тыла – людей старшего поколения, сделавших все возможное и невозможное для достижения Победы над фашизмом, подаривших радость жизни и созидания потомкам. 

Этот праздник «со слезами на глазах» один на всех и сегодня, спустя годы после распада, объединяет государства, границы которых прошли через сердца сотен тысяч людей, воздающих в этот день дань должного поколению победителей. А нынешние защитники Отечества в большинстве это дети, внуки вчерашних победителей, тружеников тыла, ветеранов Вооруженных сил. Они – продолжатели боевых традиции старшего поколения,  знают цену значения Великой Победы, героический подвиг миллионов людей, как один вставших на защиту Отчизны. Словом, у нас нет семьи, которая бы не затронула война.

- Проходят годы, меняются поколения, все же, у молодежи, кто нынче  встал в боевой строй, вызывает  интерес: какая была ситуация в те дни создания казахстанской армии, с какими трудностями пришлось столкнуться?        

-  Отмечая очередную годовщину со дня образования нашей армии, мы не можем не вспомнить ее зарождение, историю. Не зря в народе говорят: «Если прошлое не вспоминать, то настоящее не понять». Ведь Министерство обороны, Вооруженные силы родились не в одночасье, а создавались именно на ответственном этапе нашей истории  – этапе  получения Казахстаном независимости. «С момента образования суверенного Казахстана обеспечение национальной безопасности является первым приоритетом государства, - подчеркивал Глава государства Нурсултан Назарбаев. Важнейшим слагаемым ее является военная безопасность, которая в свою очередь, немыслима без создания и строительства Вооруженных Сил». Первым шагом к решению этой задачи для суверенного Казахстана явился Конституционный Закон о государственной независимости Республики Казахстан, который определил, что «Республика Казахстан в целях охраны своей независимости и территориальной целостности имеет право на создание собственных Вооруженных Сил». Действительно, это было сложное время. С распадом Советского Союза, явно наметилась тенденция разрушения единого оборонного пространства, растаскивания армии по «национальным квартирам». Это отрицательно отражалось не только на социально-психологическом состоянии личного состава армии, но и на ее боеготовности. И в этой ситуации процессы разделения некогда единых Вооруженных сил с каждым днем ускорялись. Все новые независимые государства приступили к созданию своих армий.


Казахстан на этом этапе выработки своей военной политики придерживался сдержанного подхода и проводил линию на сохранение единого оборонного пространства и на поддержку идеи создания Объединенных Вооруженных сил государств Содружества, полагая, что это позволит надежно обеспечить как национальную безопасность Республики Казахстан, так и коллективную безопасность бывших братских республик. Такая позиция руководства Казахстана находила одобрение и поддержку не только в войсках, но и у широкой общественности. Большую работу в те дни проводил  Государственный комитет обороны (ГКО) республики, сформированный на базе военного комиссариата и штаба Гражданской  обороны Казахстана. При этом главная идея создания ГКО состояла не в разрушении единого оборонного пространства, а в противостоянии и приостановлений тех тенденций и явлений, которые вели к расшатыванию оборонного союза. Анализируя происходившие события в странах Содружества и, прогнозируя возможное изменение, я, как председатель ГКО, в начале января 1992 года представил справку руководству республики. После обмена мнениями, Глава государства дал указание о разработке к очередному заседанию Совета безопасности Концепцию по военным вопросам, с учетом договоренности большинства руководителей государств СНГ на Минской встрече. Было также решено провести инвентаризацию воинских частей, вооружения, военной техники, имущества и научно-технического оборудования полигонов, производственного оборудования военных заводов, расположенных на территории Казахстана. И вся эта работа легла  на  небольшой состав ГКО. Время было ограничено. А на то время  на территории нашей республики была дислоцирована масштабная разнородная группа войск: части и соединения перворазрядного военного округа; стратегические силы – две дивизии современных стратегических ракет, готовых доставить летательные аппараты в любую точку земного шара, дивизия стратегических бомбардировщиков; космические; войска центрального подчинения; разведывательные части; военно-строительные отряды. И еще различные испытательные центры и полигоны. В общей сложности в Казахстане насчитывалось более 200 тысяч военнослужащих. Словом, наша страна представляла собой взрывоопасный регион, где какой-нибудь просчет при обращении со стратегическими ракетами мог бы привести к гораздо более серьезной катастрофе, чем  на Чернобыльской АЭС. Все-таки, проведенная нами тщательная работа позволила не только разработать проект Концепции военного строительства страны, но и способствовала тому, чтобы воспрепятствовать вывозу с территории Казахстана дорогостоящего оборудования и имущества.

Решение о создании своей армии в Казахстане было  принято только тогда, когда все государства Содружества уже создали собственные вооруженные силы.     

- Из ситуации становилось понятным, что  нелегко было руководству государства  принять окончательное решение о создании своей армии?              

- Так и есть, задача была не только масштабной, сложной, но в первую очередь, для Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами,  она являлась  относительно новой.   Ведь до этого у нашего государства отсутствовал опыт военного строительства, поэтому с именем Нурсултана Абишевича Назарбаева связано образование наших Вооруженных сил. Именно под его неослабным вниманием и руководством, исходя из сложившейся тогда обстановки, создавались условия для формирования армии, предназначение которой - быть на защите  независимости, территориальной целостности и развития Республики Казахстан.  Мне не раз приходилось подчеркивать, что груз проблем, который теперь полностью лег на плечи Верховного Главнокомандующего, действительно был чрезвычайно тяжел. Создание своей армии требовало продуманности, взвешенного подхода. Сама обстановка ставила  на повестку дня вопросы:  «Какая нужна армия? Какова будет ее перспектива? Какая должна быть организационная структура? Где брать необходимые профессиональные кадры? Кто наши стратегические союзники? Как быть со стратегическими силами с ядерным оружием?». К тому же, в условиях перехода войск под юрисдикцию Казахстана остро стояла задача обеспечить сохранность вооружения, боевой техники, материальных средств. Пристального внимания требовали войска стратегического назначения. При этом нельзя было допустить снижения уровня боевой готовности войск. С распадом системы централизованного снабжения, по сути, заново пришлось организовывать финансовое, материально-техническое и медицинское обеспечение войск.


 В этих неординарных условиях Глава государства, несмотря на свою занятость, не только интересовался состоянием войск, но и с руководством Министерства обороны неоднократно выезжал в дальние гарнизоны,  проводя большую разъяснительную работу среди солдат, сержантов, офицеров, членов семей военнослужащих, населения. В последующем  принимал непосредственное участие на учениях.                                                     8 декабря 1992 года знаменателен тем, что на сборе  руководящего состава ВС РК впервые в качестве Верховного Главнокомандующего выступил  Президент страны Нурсултан Назарбаев, на котором  четко и  ясно определил перспективы развития нашей армии. При этом, подчеркнув, что она должна быть немногочисленная, мобильная, обученная, подготовленная и отвечающая современным требованиям.

- Как Вам известно, в тех неординарных условиях остро стоял вопрос о кадрах. Как они решались?

- К сожалению, в бывших Вооруженных Силах СССР не придавали значения подготовке национальных военных кадров, а если офицеры и  проходили службу, то  старались их не выдвигать на вышестоящие должности. Так, за двадцать лет существования Среднеазиатского военного округа командовать даже полками казахам, мягко говоря, не доверяли. К примеру,  в послевоенный  период из числа казахов на должности           командиров  дивизий были выдвинуты всего-навсего два офицера.  Многие, зная такое положение, увольнялись в запас. Необходимо было принять экстренные меры по созданию собственной системы подготовки военных кадров, так как ощущался серьезный их дефицит, связанный с оттоком офицерского состава на историческую родину. Руководству Министерства обороны буквально на ходу приходилось принимать оперативные меры, так как полками, батальонами командовать было некому. 

С образованием казахстанской армии мы эти перегибы кадровой политики ликвидировали. Стали готовить национальные кадры на базе ранее существовавшего Алматинского высшего общевойскового командного училища (АВОКУ), готовившего офицеров по четырем специальностям. В сжатые сроки была создана требуемая  учебно-материальная база и  налажено  обучение курсантов по одиннадцати специальностям.  Немаловажное значение уделяли и подготовке собственных военных летчиков на базе Актюбинского института гражданской авиации. Ныне Военный институт Сухопутных войск,  Военный институт Сил воздушной обороны, Военный институт радиоэлектроники и связи в целом готовит достойные кадры для Вооруженных сил. Помимо Военных институтов у нас действует Национальный университет обороны, Кадетский корпус имени Ш.Уалиханова.     

   

Одним из нетрадиционных методов восполнения некомплекта офицерского состава на начальном этапе явилось создание курсов по подготовке младших лейтенантов со сроком обучения от 3 до 9 месяцев. Такие курсы, как известно, были в годы Великой Отечественной войны. Оправдали они себя в Вооруженных силах бывшего Советского Союза в  шестидесятые годы.

Министерство обороны РК уделяло большое внимание отбору кандидатов на такие курсы из числа прапорщиков и сверхсрочнослужащих, имеющих опыт службы в армии. Обучаемые готовились не в тепличных условиях, а в полевых условиях, приближенных к боевой обстановке. Приток в войска молодых специалистов, позволил снизить остроту проблемы укомплектованности первичных офицерских должностей. Кроме того они укомплектовывались и добросовестными, инициативными прапорщиками.

Несмотря на обстоятельства, объективные трудности переходного периода, удалось в короткие сроки создать один из важнейших атрибутов суверенного государства - Вооруженные Силы страны.

В этот же период заложены основы нормативно - правовой базы обеспечения военной безопасности государства.

Основное содержание военной политики, направления военного строительства на начальном этапе были определены в Военной доктрине, принятой в 1993 году.

Наряду с другими законодательными и нормативными правовыми актами она сыграла положительную роль в обеспечении военной безопасности, военном строительстве на этапе становления суверенного государства.

- В ходе строительства армии, вы же придавали немаловажное значение тесным связям с армиями других государств?

 - Да, в этот период наряду с созданием Вооруженных Сил осуществлялись меры политико-дипломатического характера для обеспечения военной безопасности государства. Были установлены тесные связи с военными ведомствами зарубежных стран как США, КНР, Турция, Германия и др. Они оказали существенную помощь в подготовке военных кадров. Также использовался опыт других государств.  С этой целью делегации Министерства обороны Казахстана посетили вышеназванные  страны. Они имели возможность в США ознакомиться программами, учебными процессами  академии «Вест-Пойнт», Военного университета национальной обороны, Военно-исторического университета, Колледжа сухопутных войск, университета ВВС США. А в Турции интерес у делегации вызвали учебные заведения - Высшее пехотное и Военно-морское училища. Существенный вклад в подготовке  кадров сыграло подписание нами ряда двусторонних соглашений с Российской Федерацией, основываясь на приоритете стратегического партнерства. Руководство страны сконцентрировало свои усилия на создании пояса безопасности по периметру границ, создании основ региональной системы коллективной безопасности, снижении ядерной угрозы.


Благодаря решительности  Главы государства наша страна присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия, добровольно отказавшись от прав на ядерный арсенал, унаследованный Казахстаном от СССР. Стоит также отметить, что Казахстан не только имел четвертый по мощности в мире арсенал ядерных боеголовок, но также большой запас урана.  И сегодня Нурсултан Абишевич Назарбаев предлагает  главам государств конкретные  инициативы о построении мира без ядерного оружия.                 

В тот период в рамках деятельности по созданию системы коллективной безопасности в регионе Казахстан стал участником Договора о коллективной безопасности государств-участников СНГ. 

- За годы более пятидесятилетней службы в армии, пройдя через суровые годы Великой Отечественной войны, Вами накоплен определенный опыт.  В ходе строительства Вооруженных Сил   использовался  ли этот опыт, тем более, приобретенный  в годы войны?

- Конечно же. Особенно для нас, фронтовиков,  ценен опыт минувшей войны. Скажу откровенно, он писался кровью.

В ходе строительства Вооруженных Сил, несмотря на  трудности, суровые реалии тех дней, серьезное внимание, прежде всего, уделяли вопросам организации боевой подготовки, поддержания уставного порядка в войсках. Учили командиров, личный состав тому, что необходимо на войне. Война показала, что  солдат  жив до первого выстрела. Упредил врага – значит победил. Не оставалось без постоянного внимания состояние боевой техники и вооружения, их грамотное эксплуатация. На новый качественный уровень подняли подготовку офицеров, начиная с командиров взводов, от действий которых во многом зависит успех боя. Ведь именно они учат солдат, вместе с ними идут в бой.

Немаловажное значение для подготовки солдат, сержантов, офицеров имело проведение учений с использованием возможности и мощи ракетных войск и артиллерии, Сухопутных войск, авиации, танков, БМП, всего стрелкового оружия и их тесное взаимодействие. Готовя то или иное учение, серьезное внимание командиров  обращали на четкое уяснение  ими задачи, который ставил старший  начальник. Будучи на фронте командиром взвода, роты, батальона, мне не раз приходилось принимать участие в проводимых занятиях по уточнению задач командирами полков и дивизий. Опыт Великой Отечественной войны подтвердил, что ставит войскам непосильные задачи – это срыв боя.  Кроме потерь истощения сил и подрыва воинского духа подобная практика ничего не дает. Нельзя понапрасну губить жизнь людей в угоду мелкой тактической задачи. При ведении боя у любого командира не должно быть такого соблазна, поскольку он руководит людьми. Война не прощает недоработок, шаблонного подхода, поэтому к любому бою, операции надо готовиться серьезно, основательно. К тому же, она и не учитывает временные рамки –день, ночь, погодные условия. И в мирное время командиры должны одну треть полевых занятий проводить ночью, что позволит подразделению успешно решать боевые задачи в любое время суток.                                             

- Как известно,  армия не стоит на месте, идет ее развитие, модернизируется, пополняется новыми кадрами. Несколько слов  о сегодняшних Вооруженных Силах?

- Важно отметить, что за исторически короткий срок наша республика сумела не только набрать темп для экономического роста, но и стала самым стабильным и безопасным государством в регионе. И эта стабильность изначально была обеспечена прочностью модели  государственной власти, которая выстроилась в Казахстане вокруг центральной фигуры – фигуры Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева. И этот точный и выверенный курс по обеспечению экономической, политической стабильности, национальной безопасности, принятый  Главой государства, последовательно реализуется и сегодня. Новое  Послание Президента страны Стратегия «Казахстан - 2050» является гарантом спокойствия, межнационального согласия, социальной защиты и продвижения вперед, уверенности в завтрашнем дне для каждого казахстанца, особенно молодежи и в целом страны. В этом нет сомнения. К тому же,  Казахстан заслужил высокий международный авторитет в мире. Прямым доказательством тому явился факт председательствования нашей страны в самой влиятельной организации безопасности ОБСЕ. Председательствование в ОБСЕ было направлено на развитие безопасности и процветание народов всего мира. Мы знаем цену значения мира, как он был завоеван в суровые дни Великой Отечественной войны.            

Что и говорить, и нынче возникают новые факторы, дестабилизирующие обстановку в регионе. Жизнь не стоит на месте, ситуация в мире меняется, включая военно-политическую обстановку соответственно, с изменениями ситуации в мире меняются и стратегические задачи в сфере национальной безопасности. И в качестве изменения претерпевают методы вооруженной борьбы.  В этих условиях Казахстан адаптирует свою военную организацию к новым реалиям, это и вызвало необходимость принятие новой Военной доктрины. Сегодня, опираясь на мировой опыт, Казахстан проводит работу по созданию мобильной, немногочисленной армии, соответствующей мировым стандартам. Для этого Министерство обороны под руководством Адильбека Джаксыбекова проводит работу по модернизации систем военного планирования и управления на основе лучших мировых стандартов; повышение боевой готовности войск через интенсификацию качества боевой подготовки и эффективного использования боевых и технических возможностей вооружения и техники. Подтверждение тому – оперативно-тактическое учение «Шокпар-2013», миротворческие учения «Степной орел-2013». Кроме того, принимает меры по улучшения системы подготовки военных кадров, повышения статуса военнослужащих и престижа воинской службы.

Благодаря постоянному вниманию Президента страны – Верховного Главнокомандующего  финансирование Вооруженных Сил с каждым годом растет.  Вместе с тем Глава государства заботится и о социальной защите военнослужащих и членов их семей.

- В начале мая этого года, в честь 21-ой годовщины создания наших Вооруженных Сил, впервые истории Казахстана на базе частей и соединений Гвардейского гарнизона, что в Жамбылской области,  проводится Боевой парад. Каково Ваше мнение по этому поводу?

- Думаю, что это правильное решение. Раньше такого Боевого парада Вооруженных Сил у нас не было, это впервые. Люди должны быть уверены в том, что нынешние защитники страны всегда готовы к защите своего Отечества.  Это – показ модернизации образцов военной техники, вооружения и средств связи, производимых оборонно-промышленными комплексами нашей страной, к тому же, свидетельство мощи армии суверенного Казахстана. Боевой парад - мощный стимул в деле военно-патриотического воспитания молодежи. На мой взгляд,  проведением Боевого парада не должна заканчиваться деятельность. Командиры, офицеры-воспитатели и другие должностные лица   должны активно использовать значимость данного мероприятия в своей воспитательной работе, разъясняя личному составу о мерах, принимаемых руководством страны в интересах безопасности Казахстана,  повышения боеготовности войск.

Прочная безопасность – это ключевой элемент нашего внутреннего развития. С учетом результатов общей стабилизации социально-экономической ситуации страны можно с уверенностью сказать о новом облике Вооруженных Сил Казахстана – боеспособной, оснащенной современной техникой и вооружением, способной решать задачи по обеспечению безопасности страны.

Разумеется, нельзя закрывать глаза, что у казахстанской армии нет трудностей, проблем, они есть, но все решаемы.               

- Сагадат Кожахметович, Ваши пожелания казахстанцам  по случаю майских праздников?

- Сердечно поздравляю всех казахстанцев с 68-ой годовщиной Великой Победы и праздником защитника Отечества!  День защитника из года в год становится в нашей стране одним из почитаемых. И это еще раз подчеркивает об уважении и гордости нашего многонационального народа  к людям в погонах. Мои особые личные поздравления вашим родным и близким, которые делят с вами все тяготы воинской службы. Желаю всем здоровья, мирного неба, оптимизма, бодрости духа, счастья, благополучия!     

- Спасибо за беседу.                                                                                                                          

Беседовал Сапаргали ЖАГИПАРОВ


Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента