Конституция доказала свою эффективность

Двадцать один год назад наша страна приняла Основной закон, ставший надежной гарантией успехов нового государства. Именно тогда Казахстан утвердил себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются права и свободы граждан, отметил в интервью нашему корреспонденту начальник Факультета по подготовке слушателей Национального университета обороны имени Первого Президента РК – Лидера Нации полковник Аскарбек Кантарбаев.

- Аскарбек Турусбекович, в этом году мы отмечаем 21-летие Конституции Республики Казахстан. В каких условиях принимался Основной закон нашего государства?

- Надо сказать, что самая первая Конституция Казахстана, являющегося частью РСФСР, была принята 18 февраля 1926 года после образования Советского союза. Одним из авторов ее проекта был казахстанский государственный деятель Абдурахман Айтиев. На X Всеказахском съезде Советов 26 марта 1937 года была принята новая Конституция Казахской ССР, которая прописала право нашей республики осуществлять «государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права». После была Конституция 1978 года.

Конечно, эти учредительные документы отражали аспекты функционирования нашей республики в составе СССР и реалии того времени, поэтому, несмотря на долю самостоятельности, которая закреплялась ими за нашей страной, независимого развития они не предполагали.

В начале 1990-х годов в Казахской ССР, а затем в Казахстане были приняты ряд законов, которые внесли значительные поправки в Конституцию 1978 года. Согласно Закону «О совершенствовании структуры государственной власти» от 20 ноября 1990 года в Конституцию были внесены положения о том, что Президент является главой исполнительной и распорядительной власти, Совет министров был преобразован в Кабинет министров. Также в это время были приняты такие законы, как Закон «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики» от 10 декабря 1991 года, Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» и другие.

Наконец, первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. Она впитала многие правовые нормы, принятые с момента обретения нашей страной государственного суверенитета: независимость государства, принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание Президента главой государства, органов суда - Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов и другие. В основу Конституции 1993 года легла модель парламентской республики.

Закрепляя независимость Казахстана, Конституция 1993 года вместе с тем отразила сложность противоречивых первых лет становления государства. С одной стороны, она фиксировала юридические основы для дальнейшей трансформации всех сторон жизнедеятельности республики в направлении формирования рыночной экономики и демократического государства, с другой – Конституция вызывала широкие дискуссии о полномочиях законодательной и исполнительной ветвей власти, поскольку в ее тексте этот вопрос оставался неурегулированным. Более того, предметом общественной полемики стали некоторые принципиальные положения Конституции, касающиеся характера государственности, вопросов государственного языка, частной собственности на землю и гражданства.

Тогда Главой государства Нурсултаном Назарбаевым была создана комиссия по разработке проекта новой Конституции. Президентская республика с расширенными, но сбалансированными полномочиями остальных ветвей власти – таким видели Казахстан разработчики проекта. Такой Конституция и получилась. Действующий Основной закон страны был принят 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Его принятию предшествовало широкое обсуждение проекта населением республики.

Искусство и мудрость конституционных преобразований, проявленные в то время Президентом страны, состояли в умении выявить действительные потребности общества, упорядочить социальные процессы, гармонизировать интересы различных сил, обеспечить их равновесие, общественное согласие и социальную стабильность.

- Какие итоги новейшего конституционного строительства Казахстана мы можем подвести за 21 год. Ведь за это время созданы принципиально новый конституционный и экономический строй, определены государственная политика и стратегические направления функционирования и развития суверенного Казахстана…

- Да, за годы независимости действующая Конституция не раз доказала свою эффективность, демократичность и нацеленность на защиту прав и свобод граждан. Огромный потенциал конституционных норм послужил основой сегодняшних достижений и успехов нашего общества. Безусловно, все это стало возможным благодаря твердой политике нашего Президента -Лидера Нации Нурсултана Назарбаева, а также сплоченности и единству казахстанского народа.

Опираясь на ключевые положения Конституции, страна провела жизненно важные преобразования: построила рыночную экономику и заложила основы демократического общества. Казахстан стал известным на международной арене и занял достойное место среди мировых экономических систем.

Сегодня Конституция за счет направленного регулирования обеспечивает устойчивое развитие социальной системы «человек-гражданское общество-государство-мир». Она призвана закреплять баланс между политическими силами, покоем, порядком и прогрессом, ветвями и институтами центральной власти, каталогом прав человека и механизмами их гарантий и защиты, свободой труда, предпринимательства и социальной ответственностью собственников, защитой национальных интересов и участием в союзе республик и мировом сообществе.

Конституция Республики Казахстан как одна из наиболее демократичных конституций представляет собой консенсус для стабильного развития страны, ее целью является стабильность и процветание государства и благополучие каждого гражданина.

- Расскажите о значении Основного закона страны для казахстанских Вооруженных сил?

- Быть на страже положений Конституции РК – это продиктовано всей повседневной деятельностью наших Вооруженных сил. Тем более, что многие статьи нашего Основного закона обращены непосредственно к военнослужащим не только, как к гражданам суверенного Казахстана, но и защитникам Отечества.

Оборона Казахстана от вооруженной агрессии относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа страны. По Конституции, защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого гражданина. Всеобщая воинская обязанность устанавливается Конституцией РК в целях обеспечения комплектования Вооруженных сил, Комитета национальной безопасности, внутренних войск Министерства внутренних дел, Республиканской гвардии, органов управления и частей Гражданской обороны и других воинских формирований РК, а также подготовки населения к защите республики. 

Высоким военным статусом Основной закон нашего государства наделяет Президента страны, который является Верховным Главнокомандующим ВС РК. По Конституции, «в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность страны, безопасность ее граждан находятся под серьезной угрозой… Президент принимает меры, включая… применение Вооруженных сил». А также «в случае агрессии против республики либо непосредственной внешней угрозы ее безопасности вводит на всей территории или в отдельных ее местностях военное положение, объявляет частичную или общую мобилизацию». По положениям закона, «Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права, проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров, отказывается от применения первой вооруженной силы».

Конституция очерчивает некую независимость военнослужащих, которые не должны состоять в партиях, профессиональных союзах и выступать в поддержку какой-либо политической партии.

Статус и социальная защита военнослужащих определяются Конституцией Республики Казахстан и другими законодательными актами. Среди них – Военная доктрина РК, законы РК «Об обороне и ВС РК», «О воинской службе и статусе военнослужащих», «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» и другие.

Конституция здесь выступает в качестве фундамента в регулировании вопросов жизнедеятельности Вооруженных сил, а законы – в качестве стен. Военнослужащие же являются главными столпами обороноспособности государства и счастливой жизни, труда нашего народа.

- Спасибо за интервью! 
Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"