Цена патриотизма. Гибель 13-летнего подростка из Степногорска

Наша газета, как и многие другие, намеренно обходила стороной тему гибели курсанта прославленного Степногорского ВУПа на занятиях по парашютной подготовке. Причин тому было несколько. Прежде всего, боязнь перегнуть палку в глубокомысленных сентенциях и сетованиях на несправедливую судьбу. Следствие расставит все точки над «i», а суд, если случится, вынесет вердикт и определит виновных, если они найдутся, поэтому мы и ограничились констатацией факта, поставив сообщение о трагическом происшествии только лишь в новости.

Да, жалко парнишку. Так нелепо оборвалась жизнь, детство так и не стало юностью, и нет теперь смысла сравнивать долю ответственности инструктора по воздушно-десантной подготовке, ВУПа, родителей и самого ребенка. К сожалению, ничего уже не изменишь. Можно лишь задуматься о причинах произошедшего, без закатывания глаз и заламывания рук, оставить поиски очередного стрелочника и найти системные ошибки в подготовке будущих защитников нашей Родины.

У нас нет детей. У нас допризывная молодежь

Владимир Советов - председатель общественного объединения «Десантное братство», один из немногих жителей нашего города, взваливших на свои плечи груз военно-патриотического воспитания молодежи. В группе единомышленников он уже не первый год занимается неблагодарным и непонятным для многих делом – учит подростков быть солдатами. Без материально-технической базы, без необходимого штата квалифицированных инструкторов, без денег, в конце концов - на голом энтузиазме, ветераны-десантники пытаются научить допризывную молодежь азам владения оружием и снаряжением, подготовить морально и физически к службе в армии. Задача непростая, кроме видимых сложностей, попадаются подводные камни, незаметные большинству обывателей. Один из этих камней, буквально, и оборвал жизнь Олега Желева…

Прежде всего, нужно сказать о структуре общественного объединения. Группа единомышленников, по сути, заменила собой городской ВУП – Военно-учебный пункт, бывший в советские времена в системе ДОСААФ. Бывшие десантники организовали занятия по физподготовке и парашютному делу, для остального не было ни помещений, ни оборудования. Старые, списанные парашюты доставали используя личные связи, а также благодаря поддержке руководства бригады АэМВ Сухопутных войск ВС РК. Об оружии, бронетехнике, средствах связи и другом вооружении, а также оборудовании, применяемом в войсках, приходилось только мечтать, потому что законодательство построено таким образом, чтобы максимально усложнить возможные нарушения при реализации и утилизации списанного  армейского имущества. Не знаю, насколько оградили армию от коррупционеров, а военизированные общественные организации попали в сложное положение. Теперь все списанное снаряжение и материалы нужно покупать на торгах, а подобных денег у общественного объединения просто нет. Бюджетное финансирование ограничивается 150 тысячами тенге в год по линии отдела внутренней политики, остальные деньги приходят от немногочисленных спонсоров и, собственно, членов объединения. Много ли «навоюешь» при хроническом отсутствии денег?

Оказывается, не в деньгах счастье. Уже несколько лет ОО «Десантное братство» прививает молодежи патриотизм, учит защищать родину и готовит к службе в армии. Согласно инструкциям, написанным еще в советские времена, занятия в парашютных секциях начинались с 14 лет, а совершить первый прыжок можно лишь через год, в присутствии родителей. И только с 16 лет можно прыгать самостоятельно. По сути, парашют считался не опаснее мотоцикла, именно с шестнадцатилетнего возраста подростки могли управлять двухколесным транспортным средством, пройдя подготовку в автошколе и получив права. Примерно такие же требования применяются к юным десантникам: сначала обучение, затем сдача экзаменов представителям федерации парашютного спорта РК и только после этого прыжки. Кроме знаний теории и практических навыков, возрастной ценз является обязательным для всех учащихся.

Почему же 30 апреля на занятиях по парашютной подготовке присутствовал 13-летний ребенок? Вместо ответа Владимир Советов развел руками. По его словам, в ВУПе занимались еще двое детей 13-летнего возраста, один был принят по ходатайству полицейских, другой (воспитанник детского дома), был направлен отделом образования. С Олегом Желевым ситуация была еще более сложнее, он пришел в ВУП  двенадцатилетним. Десантники сначала категорически отказались принимать ребенка, но, поддавшись на уговоры родственников будущего курсанта, все же согласились. Как известно, все инструкции написаны кровью. Неспроста в ДОСААФе были приняты возрастные ограничения, ведь военно-спортивные секции - это не шахматные клубы, там возможны нештатные ситуации, не исключен травматизм. Но в ВУПе дети, по возрасту не имеющие права на прыжки, занимались только теоретической подготовкой и отрабатывали действия на земле. Кто ж мог предположить, что неблагоприятные погодные условия, в данном случае резкий порывистый ветер, и детское любопытство приведут к трагедии?

Что ни говори, а в любой работе бывают ошибки, где-то достаточно переписать неверно заполненную бумажку, переделать деталь. К примеру, у врачей цена ошибки гораздо выше – здоровье человека, в нашем случае еще выше – жизнь…

Кто куда, а я сразу в плен!

На мой взгляд, трагедия закономерна, как ружье, висящее на сцене в первом акте, в третьем должно обязательно выстрелить. Так и взрослые игры в «войнушку», рано или поздно, должны привести к реальным жертвам. Я так и не смог понять, для чего Владимир Советов, инструкторы и члены ОО «Десантное братство» взяли на себя функции ДОСААФ. Подготовить будущих защитников Отечества? А нужны ли Отечеству защитники? Ни одна государственная структура не сочла нужным поддержать десантников, кроме отдела внутренней политики, выделившего в этом году 150 000 тенге. Сумма чисто символическая, ведь стоимость одного прыжка доходит до 15 тыс. тенге, а за последние годы только курсанты прыгали 102 раза. Также имеют стоимость военно-полевые сборы и физподготовка, рукопашный бой, теория, те же занятия в поле, кроме работы инструктора, требуют хотя бы одного транспортного средства, для перевозки парашютов. Ситуация странная, с одной стороны нашей стране нужны солдаты срочной службы, а с другой государство не заинтересовано в подготовке будущих бойцов. В таком случае, можно ли считать разумным затраты времени и сил на ненужные мероприятия? После трагедии инструкторы ВУПа наверняка задумаются о целесообразности военно-патриотического воспитания молодежи.

Сейчас легко рассуждать о том, что нужно и как было бы лучше, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Владимир Советов напомнил о том, что есть подростки, для которых не интересно днями напролет сидеть у компьютера, не хочется бесцельно бродить по улицам в поисках приключений. Есть такие дети, для кого военный – это звучит гордо. Если не направить их стремления и энергию в нужное русло, они найдут, куда применить свои силы, и хорошо, если это будут не деструктивные секты или террористические организации.

Председатель ОО «Десантное братство» обратил внимание на уровень подготовки инструкторов, по мнению родственников погибшего, именно нарушения, допущенные инструктором, привели к трагедии. По словам Владимира Советова, инструктор Константин Каргин был лучшим специалистом ВУПа, он имеет сертификат федерации парашютного спорта РК и занимается подготовкой молодежи уже не первый год. Вернее, занимался, теперь вряд ли он сочтет возможным вновь приступить к обучению курсантов.

После гибели ребенка, по просьбе родителей, все контролирующие структуры вдруг начали проверять наше общественное объединение, а до этого случая никому, в том числе родным и близким погибшего, не было дела, как и чем занимается ребенок в ВУПе. «Мы не видели представителей Олега Желева ни на одном родительском собрании», – сказал Владимир Советов. Но тетерь об этом говорить уже поздно, ничего уже не исправить. Для того чтобы не повторилась трагедия, нужна поддержка государственных структур, нужен правовой статус, нужна защита, чтобы в нештатных ситуациях инструкторы не оказывались один на один с представителями следствия. Нужно определиться, для кого готовят курсантов в ВУПе, если для вооруженных сил Республики Казахстан, то хотелось бы видеть адекватной реакции государственных структур, иначе проще, дешевле и безопаснее ограничиться рисованием наглядной агитации и флешмобами в День Независимости. Только будет ли Казахстан независимым, если его некому будет защищать?

Мнение

Председатель Союза ветеранов Афганистана и локальных войн РК, Исполнительный секретарь Общественного совета ветеранских и военно-патриотических объединений при НДП «Нур Отан», Член Комиссии по правам Человека при Президенте РК, член Политсовета НДП «Нур Отан» Шарипбай Абдумаликович УТЕГЕНОВ: 

«По данному вопросу мы крепко держим руку на пульсе, ведь патриотическая подготовка молодежи сегодня более чем актуальна. Я, как и многие мои соратники – ветераны Афганистана и локальных конфликтов, считаю, что закрытие единственного в своем роде в Казахстане Военно-учебного пункта г. Степногорска – приравнивается к преступлению! Более того, мы готовы приложить все усилия, дабы исключить попытки гонений и давления, осуществляемых на руководство и инструкторов ВУПа. А то накинулись, словно голодные гиены на ветеранов и ребят, делающих (за них, в том числе) великое, благое дело – воспитание молодого поколения в духе казахстанского патриотизма!». Мало того, я думаю, что необходимо проверить самих «проверяющих», которые получают зарплату из государственного бюджета и  обязаны по своим функциональным обязанностям заниматься подростками, чтобы те не «ушли в подполье», став членами уличных банд, всевозможных религиозных сект и экстремистких группировок! Такой клуб, как в Степногорске нужно активно пропагандировать и развивать аналогичные по всей стране! Этот клуб реально работает! Не в пример тем общественным объединениям, которые «выиграв» соцзаказы по патриотизму, максимум на что способны - это провести митинг и организовать круглый стол с нулевым выхлопом! Из всего надо извлекать уроки. Я бы на месте тех, кто сверху дал команду «фас», дал поручение провести мониторинг всех военно-спортивных и патриотических клубов на соответствие их руководителей занимаемой должности. Кто даст гарантию, что нашими детьми занимаются профессионалы, а не темные личности с криминальным прошлым и сомнительным образованием? А такие факты есть…

Координатор Союза десантников Казахстана Руслан ШАДИЕВ:

 «Очевидно, что оказываемое на Степногорский Союз десантников давление со стороны отдельных чиновников и сотрудников правоохранительных органов идет вразрез с усилиями руководства страны по активизации взаимодействия государства и общества в части патриотического воспитания и подготовки допризывников к службе в армии. Вполне вероятно, что определенную роль в таком повороте событий сыграли некоторые, так называемые, «независимые» (я бы назвал более привычно – «желтые») казахстанские СМИ пытающиеся явным извращением фактов и явной ложью наработать на случившейся трагедии определенные рейтинги популярности. Таким громко кричащим о свободе слова, но по факту нечистоплотным СМИ абсолютно все равно, что чувствуют близкие Олега Желева, каково инструкторам ВУПа. На их боли и чувстве вины пытаются манипулировать и преподать несведущей публике сенсацию с продолжением о «плохишах-десантниках» и мифических ужасах о службе в армии. Это либо близорукая политика, либо элементарное отсутствие профессионализма и безответственность. На анонсы о патриотических мероприятиях такие желтые СМИ, практически, не реагируют, ведь такой материал без передергиваний не так-то просто в интересном ракурсе преподать аудитории. Надеюсь, что задействованные в расследовании трагедии должностные лица и контролирующие их инстанции добросовестно сделают свою работу, и предоставят максимально объективное заключение по случившейся трагедии.

Ветеран ВДВ и локальных конфликтов Константин МАНОЛИ также выразил свое негодование по данному делу: «В нашем подразделении служило много ребят воспитанников молодежных военно-патриотических клубов и объединений. Надо заметить, что они на голову выше стояли тех парней, которые к нам пришли со школьной скамьи или же со средне-специальных учебных заведений без соответствующей военной подготовки. Порою, за это приходилось платить очень дорогой ценой…». 

Автор: Андрей ГАВРИН


Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"