Военная служба – это особый вид государственной службы граждан Республики Казахстан, связанный с выполнением ими своего священ¬ного долга и обязанности перед государством и народом в Вооружен¬ных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Ка¬захстан.
Порядок несения воинской службы представляет собой совокупность общественных отношений, возникаю¬щих в процессе жизни и боевой деятельности войск, закрепленных в законах, военной присяге, воинских уставах, положениях о прохож¬дении службы и других актах военного законодательства. Этот поря¬док обязателен для исполнения всеми военнослужащими, строгое и точное его соблюдение составляет существо воинской дисциплины и является необходимым условием обеспечения постоянной боевой го¬товности Вооруженных Сил
Военнослужащий с момента присвоения офицерского звания обязан осознавать высокую ответственность защитника Отечества, права и обязанности, данные ему народом. Дорожить оказанным доверием, беззаветно служить Республике Казахстан, всегда быть готовым вступить в защиту мирного труда народа Казахстана, суверенитета и территориальной целостности республики, быть верным Конституции Республики Казахстан, военной присяге, с гордостью нести высокое звание, честь и достоинство офицера.
Своим личным примером, отношением к службе пропагандировать идеи казахстанского патриотизма и интернационализма, братства и войскового товарищества, поддерживать в офицерском коллективе здоровую нравственную атмосферу, межнациональное согласие, уважительное отношение друг к другу.
В настоящее время усилия военных органов управления и уголовного преследования, как и прежде, направлены на реализацию поручений Главы государства по соблюдению законности и воинской дисциплины в войсках, на обеспечение принципа «нулевой терпимости» к правонарушениям.
Основной акцент совместной работы направлен на профилактику и предупреждение правонарушений и преступлений в воинской среде, их сокращению и минимизации, повышению воинской дисциплины и уровня боеготовности войск.
Органами военной прокуратуры совместно с военными ведомствами реализованы ряд программ по профилактике правонарушений: две трехгодичные программы на 2013-2015 годы, на 2016-2018 годы; «2015 год – Год предупреждения самоубийств», «2016 год – Год правовой культуры в армии», реализуется пятилетняя Программа «В Армии нет места преступности» (на 2017-2021 годы).
Последовательная реализация программных документов в войсках позволила добиться стабильной динамики снижения уровня преступности в армейской среде на протяжении последних трех лет и свидетельствует о ее существенном улучшении.
При этом прослеживается негативная прогрессия удельного веса преступлений, совершенных офицерами от общего числа зарегистрированных. В армии офицерами совершается каждое шестое преступление.
Если ранее основная часть совершенных офицерами преступлений была направлена против порядка прохождения военной службы, то в настоящее время это преступления корыстной направленности, должностные и коррупционные уголовные правонарушения.
Приходится констатировать, что не все командиры (начальники) надлежащим образом исполняют свои должностные обязанности, а зачастую свои полномочия, которыми они наделены для успешного осуществления задач по руководству войсками, используют в преступных целях. Совершение преступлений должностными лицами, в силу своего служебного долга обязанными обеспечивать законность в войсках, служить для подчиненных примером безупречного выполнения требований военной присяги, воинских уставов и приказов, подрывает уважение к закону, создает предпосылки для правонарушений со стороны подчиненных.
Проведенный анализ показал, что основными причинами и условиями, способствовавшие совершению уголовных правонарушений офицерами являются личные низкие морально-деловые качества; незнание либо игнорирование требований воинских уставов, нормативно-правовых актов; ненадлежащая работа внутрипроверочных комиссий и ревизионных служб; недостаточная работа воспитательных и психологических служб по выявлению отдельных офицеров склонных к совершению правонарушений; незнание непосредственными начальниками (командирами) истинного положения дел в подразделениях и неспособность остро реагировать на все нарушения воинской дисциплины.
Командование воинских частей и учреждений, а также военные органы уголовного преследования должны сосредоточить усилия на предупреждении правонарушений, создать систему законных мер, направленных на устранение причин правонарушений и условий, способствующих их совершению, своевременно принимать меры по всем фактам нарушения законов и грубых дисциплинарных проступков, административных правонарушений.
Одним из главных направлений в деятельности военного командования считать работу по коренному улучшению воинской дисциплины, соблюдению законности и правопорядка среди офицерского состава, повышению его личной примерности.
Соответствующая совместная наступательная деятельность по искоренению таких правонарушений в армии будет продолжена и находится на особом контроле органов военной прокуратуры.
Полковник юстиции Бирлик ТАШИМОВ,
Первый заместитель Главного военного прокурора