Сотни часов в небе за выполнением сложных воздушных задач. Для штурмана Альберта Башарова пятый океан за более 30 лет службы стал настоящим домом. Сегодня он уходит со службы в воинской авиации в звании полковника, старшего штурмана, инспектора по боевому управлению и применению АСУ военно-воздушных сил, сообщает корреспондент Sarbaz.kz.
Альберт Хамзиевич с детства был влюблен в небо. Будучи мальчишкой, рассматривая пролетающие самолеты, мечтал стать летчиком. Мысленно представляя себя за штурвалом, поднимался ввысь. Когда пришло время выбирать дальнейшую профессию, не сомневался ни минуты – после 10 класса подал документы в Ставропольское летное училище, поступил и… не пожалел.
О первом полете
Первое знакомство с небом у юного студента проходило на АН-26. «На земле» не раз приходилось летать на тренажерах, но реальный полет оказался другой…
После окончания училища в 1981 году по распределению попал в Семипалатинск. Здесь на скоростном Ту-128 испытал более сильные впечатления. Самый продолжительный полет на нем длился почти 3 часа.
– С закрытием кабины, штурман погружается в другое измерение, где есть он, самолет и задание на полет. Важно быть максимально настроенным на задание, - говорит мой собеседник.
Несмотря на то, что базировались они тогда на восточной земле Казахстана, задачи перед штабом стояли глобальные – осуществляли боевое дежурство по охране различных рубежей в районе Северного полюса, Заполярья.
На советском перехватчике Альберт Башаров охранял воздушные границы родины вплоть до 1985 года. А уже 20 февраля 1986 года он впервые сел на первый советский боевой самолет МиГ-31. Вчерашних курсантов после училища на него редко сажали.
– Про него не зря говорят «Взлетел – вздохнул, посадил – выдохнул». Не раз случалось попадать в трудные, или, экстремальные ситуации. Были отказы, иногда садились с одним двигателем. Он строгий самолет, сложный, но и самый любимый, - говорит штурман.
На этом истребителе-перехватчике наш герой пролетал на протяжении 29 лет.
О семье
Так случилось, что именно земля Семипалатинска подарила нашему герою путевку и в счастливую семейную жизнь. Здесь он встретил свою супругу, с которой прожил душа в душу более 20 лет. Сегодня у Башаровых – двое детей – 22-летний сын и 12-летняя дочь.
– Сын не пошел по моим стопам. Я настаивать не стал. Дело ведь добровольное. Небо надо любить, - говорит Альберт Башаров.
Так, Казахстан стал родиной для уроженца Башкирии.
Скучать по небу
Проработав 14 лет в Семипалатинске, Альберт Башаров отправился на службу в штаб Алматы, который в 2004 году переехал в столицу.
С 2004 года, перешел на штабную работу. Занимался разработкой документов по летному учению, планированию задач. На многие вещи стал смотреть в государственном масштабе. Конечно, полеты стали реже, но, несмотря на это, наш герой старался каждый месяц выполнять полеты.
– По небу не скучаете?
– Конечно, скучаю. Все-таки шли в авиацию ради полетов, неба и романтики, - говорит штурман.
Долететь до пенсии
24 февраля 2015 года Альберт Башаров закончил воинскую службу. После последней посадки заслуженного штурмана встречали всем коллективом. Авиационная работа наложила отпечаток на дружбу.
– В военно-воздушных силах собрались одни самые лучшие люди, - признался Альберт Хамзиевич.
Сегодня за плечами штурмана – сотни часов в небе, участие в праздничных парадах к 7 мая, международных выставках вооружения «Кадекс», а также различных российских и международных учениях. Об этом свидетельствуют его многочисленные медали.
– Вся моя жизнь, к сожалению, прошла на работе, – говорит Альберт Хамзиевич, а потом с улыбкой добавляет: – А может и к счастью…