Методические рекомендации: По пути обновления и модернизации

Методические рекомендации в помощь руководителям групп государственно-правовой подготовки по разъяснению Послания Президента страны Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана от 16 марта 2022 года «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации»

Расчет часов:

- для офицерского состава - 2 часа (лекция -1 час, семинар - 1 час);

- для военнослужащих, проходящих воинскую службу по контракту
на должностях сержантского и рядового составов - 4 часа (рассказ – 1 час, самостоятельная подготовка - 1 час, беседа - 2 часа);

- для военнослужащих срочной службы, проходящих воинскую службу
по призыву - 4 часа (рассказ - 2 часа, самостоятельная подготовка - 1 час, беседа - 1 час).

 

Вступление

Во вступительной части руководителю необходимо отметить, что каждое Послание Главы государства, безусловно, несет в себе огромный позитивный импульс для общества, намечает направления, ставит задачи на ближайшую и долгосрочную перспективу.

16 марта 2022 года в СМИ опубликовано очередное Послание Президента страны народу Казахстана: «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации».

Очередной раз Президент страны озвучивает Послание, которое имеет особое значение. Его содержание и масштабы выходят за рамки одного года. В своем Послании народу Казахстана Президент отметил, что мы начали построение Нового Казахстана.

Президент напомнил, что в прошлом году наша страна достигла важного рубежа – 30-летия Независимости. По историческим меркам это небольшой период.

Далее Глава государства подчеркнул, что под руководством Первого Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева мы прошли большой путь, добились значимых успехов, но можем потерять все, если не сохраним единство. Потрясения начала года со всей очевидностью подтвердили это.

Президент страны затронул вопросы январских событий, которые всколыхнули наше общество. Наш народ столкнулся с беспрецедентным вызовом, когда под угрозой оказалась целостность страны. В эти дни мы глубоко осознали непреходящую ценность Независимости, поняли, насколько важны мир, стабильность и согласие.

Благодаря единству мы отстояли свое государство. Предприняты своевременные меры, дали решительный отпор террористам.

В Послании отмечено, что сейчас в обществе ходят различные слухи и домыслы, которые вводят людей в заблуждение и формируют ложную картину событий. Поэтому крайне важно публиковать достоверные сведения и давать объективную оценку.

Президент сказал, что лица, совершившие серьезные преступления во время январских событий, в полной мере ответят перед законом. Поступить по-другому, пойти навстречу крикунам, провокаторам, популистам – значит предать память невинно погибших.

Предварительные итоги расследования уже готовы. Точно известно, что заговорщики пытались захватить власть.

В последние годы Казахстан встал на путь коренной модернизации и трансформации. В различных сферах начались масштабные преобразования. Некоторым влиятельным лицам это не понравилось. Они рассчитывали продолжить свою многолетнюю незаконную деятельность. Более того, они жаждали получить власть.

Заговорщики сформировали подпольную группу из профессиональных наемников, вооруженных бандитов и предателей из числа чиновников. Внутренние и внешние враги нашего государства объединились для захвата власти. Они направили мирные протесты в деструктивное русло, использовали народ в своих преступных целях.

В этой связи Глава государства отдельно остановился на следующем вопросе. Предательство заговорщиков не должно запятнать репутацию Вооруженных Сил и правоохранительных органов.

В них служат наши соотечественники, наши братья. Они доказали, что стоят на стороне народа и готовы до последнего биться ради своей Родины. Они сохранили верность присяге, самоотверженно защищая государство. В эти трагические дни января героически выполняли свой воинский долг все военнослужащие, которые являются Героями среди нас.

Профессия сильных – так мы говорим о людях, которые служат в армии, которые приняли военную присягу и готовы выйти на защиту родины.

В то время когда в стране бушевала волна экстремистки настроенных элементов, которые пытались нарушить конституционный строй, общественный порядок и мирный покой наших граждан, все военнослужащие стояли плечом к плечу, выполняя свой воинский долг.

Необходимо напомнить о подвигах военнослужащих разведывательно-штурмовой роты специального назначения воинской части 44736, которые совместно группой СОБР МВД РК участвовали в освобождении административного здания акимата города Семей. Тогда сержант разведывательной штурмовой роты сержант 3 класса Серикбаев Мурат Муратханович первым вошёл в административное здание и дал возможность основным силам штурмового отряда войти в здание и провести спецоперацию.

Также при патрулировании города Талдыкорган совместно с сотрудниками полиции МВД РК были задержаны
25 гражданских лиц. В ходе их личного досмотра было изъято охотничье ружье марки «Сайга», травматический пистолет и ножи. В задержании участвовала разведывательная группа воинской части 30217 старший группы капитан Шынгыс Айткалиев.

Майор Оралбеков Н.К., командир десантно-штурмового батальона на БТР – при выполнений боевых задач показал свое умелое управление личным составом батальона. Управляя ротой боевого дежурства во взаимодействии с сотрудниками СГО, спасли курсантов и офицеров военных ВУЗов от окруживших и избивавших их демонстрантов на объекте охраны возле акимата г. Алматы. Всех бежавших военнослужащих и сотрудников государственных органов пропустили через забор и не дали возможности проникнуть демонстрантам к особо важному государственному объекту.

В те «горячие» дни проявил решительность и волю личный состав артиллерийского дивизиона воинской части 85395 (Маржан) под командованием заместителя командующего войсками Регионального командования «Юг» по огневому поражению полковника Серикпаева Тілека Назымбековича, который был выставлен для охраны и обеспечения безопасности городского акимата г. Тараз. Неизвестные гражданские лица в количестве 50-60 с криком подошли к городскому акимату и начали штурм здания. После предупредительного выстрела в воздух неизвестные гражданские лица ушли в укрытие. Спустя некоторое время митингующие в количестве 150 человек начали окружать со всех сторон городской акимат, жгли баллоны и бросали в сторону акимата. Митингующие в количестве 15-20 человек при себе имели различное оружие. В результате решительных действий ЗКВ РгК «Юг» полковника Серикпаева Тілека Назымбековича был открыт предупредительный выстрел по асфальту и по бордюрам, после чего неизвестные гражданские лица разбежались в разные стороны.

Трагические события тех январских дней надолго останутся в памяти казахстанцев и всего прогрессивного человечества. Во многих городах и регионах страны от неправомерных действий бандитов и экстремистов пострадали как мирные граждане, так и военнослужащие.

5 января 2022 года военнослужащие под командованием подполковника Хаирова Сандыбека находились в оцеплении акимата города Алматы. Вооруженные бандиты напали на акимат. Спасая жизни своих подчиненных, подполковник Хаиров С.Г. вывел личный состав в безопасное место, но сам героически погиб. Несмотря на бесчинства и зверства бандитов, до последнего вздоха, проявляя волю и бесстрашие, он выполнил свой воинский и конституционный долг. Беспримерный подвиг Сандибека Хаирова отмечен высокой государственной наградой – орденом «Айбын» II степени.

Мы будем помнить Сандибека Хаирова, как истинного офицера, настоящего патриота и гражданина своей страны, который положил жизнь на алтарь Независимости нашей Родины, сделал все для того чтобы спасти своих подчиненных и выполнить поставленную задачу.

В эти дни наш народ продемонстрировал свою сплоченность и готовность преодолеть любые вызовы. Благодаря патриотизму мы сохранили нашу священную Независимость.

Январские события стали самым большим испытанием для нашей государственности. Мы стояли на самом краю пропасти. Совершив один неверный шаг, мы могли потерять свое государство.

Президент представил программу комплексной модернизации политической системы страны. Она базируется на зревшем многие годы общественном запросе на кардинальные перемены.

Глава государства подчеркнул, что у нас есть четкий образ будущего и контуры Нового Казахстана – эффективного государства с сильным гражданским обществом.

Мы, как военнослужащие Вооруженных Сил, должны воплотить в жизнь ключевую формулу нашего государственного строительства – «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство». Для этого Президент предложил 10 инициатив, которые позволят превратить в реальность это стратегическое видение.

1.              О полномочиях Президента.

2.              Переформатирование представительной ветви власти.

3.              Совершенствование избирательной системы.

4.              Расширение возможностей для развития партийной системы.

5.              Модернизация выборного процесса.

6.              Усиление правозащитных институтов.

7.              Повышение конкурентоспособности СМИ и укрепление роли институтов гражданского общества.

8.              Совершенствование административно-территориального устройства страны.

9.              Децентрализация местного самоуправления.

10.          О первоочередных антикризисных мерах.

ПЕРВОЕ. О полномочиях Президента

Здесь Глава государства сказал, что в Казахстане сложилась суперпрезидентская модель правления. Глава государства предложил законодательно оформить обязанность Президента прекратить членство в партии на период своих полномочий. Президент должен выступать незыблемым гарантом равенства возможностей для всех граждан.

Поэтому для ближайших родственников Президента будет введен законодательный запрет на занятие должностей политических государственных служащих и руководителей в квазигосударственном секторе.

Глава государства имеет право отменять или приостанавливать действие актов акимов областей, городов республиканского значения. Более того, сейчас Президент обладает правом снимать с должности районных и даже сельских акимов.

Отказ от чрезмерных президентских полномочий станет важным фактором, который обеспечит необратимость политической модернизации в стране.

ВТОРОЕ. Переформатирование представительной ветви власти

Последовательно сокращая полномочия Президента, нам предстоит значительно укрепить роль Парламента и тем самым повысить институциональную устойчивость государства.

Стране нужна сильная представительная власть, в которой ответственные депутаты, обладающие мандатом доверия народа, будут играть активную роль в государственном строительстве.

Прежде всего, сказал Президент, что следует пересмотреть порядок формирования и ряд функций Сената. В настоящее время верхняя палата состоит из 49 депутатов (по два избираемых сенатора от каждого региона) и 15 сенаторов, назначаемых Президентом. Глава государства сократил президентскую квоту в Сенате с 15 до 10 депутатов. Причем, пять из них будут рекомендованы Ассамблеей народа Казахстана, а не избраны ею, как это происходит в настоящее время.

Нижняя палата Парламента должна отражать весь электоральный ландшафт страны без предоставления кому-либо искусственных преференций. Таким образом мы упраздним квоту АНК в Мажилисе, что правильно и с политической, и с юридической точек зрения. Эта квота переносится в Сенат и сокращается с 9 до 5 депутатов. Соответственно, общее количество депутатских мест в Мажилисе уменьшится. Как говорится, лучше меньше, да лучше.

Полномочия Сената, в свою очередь, следует дополнить правом согласования кандидатур на посты председателей Конституционного совета и Высшего судебного совета. Это новшество серьезно укрепит механизмы сдержек и противовесов в политической системе. И заметно упростит законотворческую процедуру. Наряду с этим будет расширен и функционал Мажилиса.

Президент будет назначать акимов областей и городов республиканского значения с учетом результатов рассмотрения в маслихатах. По сути, речь идет о косвенных выборах руководителей регионов. В то же время за Главой государства сохраняется право освобождения от должностей руководителей регионов без консультаций с маслихатами.

ТРЕТЬЕ. Совершенствование избирательной системы

Президент отметил ключевую цель политической модернизации страны – повышение роли граждан в управлении государством, в том числе через электоральные процессы.

Президент предложил перейти к более гармоничной – смешанной избирательной системе, которая в полной мере учтет права всех граждан. Пропорционально-мажоритарная модель будет лучше отражать интересы избирателей как на национальном, так и на региональном уровнях.

Депутатский корпус Мажилиса будет формироваться по следующей схеме – 70% на пропорциональной основе и 30% – на мажоритарной. Кроме того, смешанная модель будет внедрена на выборах маслихатов областей и городов республиканского значения.

ЧЕТВЕРТОЕ. Расширение возможностей для развития партийной системы

Глава государства определил, что курс на построение Нового Казахстана исходит из необходимости обеспечения честной и свободной политической конкуренции. Для этого мы должны создать максимально благоприятную среду для институционального и организационного развития партий.

Процедуры регистрации партий будут значительно упрощены. Регистрационный порог следует снизить в четыре раза – с 20 до 5 тысяч человек. Минимальная численность региональных представительств уменьшится в три раза – с 600 до 200 человек. Почти на треть, с 1000 до 700 человек, сократится минимальная численность инициативной группы граждан для создания партии.

Появятся новые партии, способные грамотно артикулировать и эффективно решать насущные проблемы своего электората.

ПЯТОЕ. Модернизация выборного процесса

Глава государства отметил, что международный опыт показывает, что система организации выборов находится в русле постоянных изменений, идет поиск оптимальных решений для проведения справедливых и прозрачных выборов.

В организации и проведении выборов большую роль также играют территориальные избирательные комиссии. С введением в прошлом году прямой выборности сельских акимов электоральный процесс по всей стране стал, по сути, перманентным.

Следует пересмотреть принципы деятельности территориальных избирательных комиссий, переведя их на профессиональную основу. В целях исключения вероятности двойного голосования, а также голосования на любом участке необходимо рассмотреть целесообразность формирования единой электронной базы избирателей. А для того, чтобы не допустить влияния отдельных лиц на ход выборов, требуется установить предельные размеры пожертвований в избирательные фонды.

По Конституции и согласно международному праву, любые выборы в Казахстане являются сугубо нашим внутренним делом. Но эта норма не исключает потенциальные попытки повлиять на их результаты из-за рубежа.

Учитывая эти факторы, общее нарастание различных гибридных угроз в мире, в том числе с применением избирательных технологий, следует на законодательном уровне принять действенные меры для недопущения какой-либо возможности иностранного вмешательства в выборы в нашей стране.

В первую очередь, это касается обеспечения максимальной финансовой прозрачности всех участников избирательных кампаний, будь то кандидатов, наблюдателей или СМИ.

ШЕСТОЕ. Усиление правозащитных институтов

Президент предложил учредить Конституционный суд. Следует также наделить Генерального прокурора и Уполномоченного по правам человека правом обращаться в Конституционный суд.

Глава государства предложил окончательно закрепить решения об отмене смертной казни, нужно внести соответствующие изменения в Конституцию.

Важно внедрить системный подход в расследовании преступлений, связанных с пытками.

Внедряется новая система подбора кадров, последовательно повышается транспарентность судебных процессов и процедур.

Ключевую роль в данном вопросе играет Высший судебный совет, который обеспечивает конституционные полномочия Президента по формированию судов, гарантирует независимость и неприкосновенность судей.

Президент предложил расширить категории дел, подлежащих рассмотрению судами присяжных.

СЕДЬМОЕ. Повышение конкурентоспособности СМИ и укрепление роли институтов гражданского общества

Глава государства отметил, что в современную эпоху для любой прогрессивной страны критически важно иметь конкурентоспособные и свободные средства массовой информации

У отечественных СМИ должен быть собственный взгляд на процессы, происходящие в Казахстане, регионе и мире. От этого зависит подлинная информационная безопасность и ни много ни мало идеологический суверенитет страны.

Государство особое внимание уделит созданию открытого информационного пространства, востребованных и сильных медиа.

Журналисты должны искренне переживать за свою страну и ее граждан. Недаром СМИ называют «четвертой властью», именно поэтому вам следует распоряжаться своим влиянием на умы и сердца людей со всей осторожностью. Это я специально обращаюсь к нашей журналистской братии.

Президент отметил, что необходимо пересмотреть закон о СМИ с учетом интересов государства, запросов общества и тенденций развития медиасферы.

Наши предки всегда обсуждали и принимали судьбоносные решения всенародно. Свидетельством этого являются великие собрания в Улытау, Ордабасы, Култобе.

Мы должны возродить эту демократическую традицию Великой степи, заложившую основы общенационального единства.

Глава государства предложил создать «Ұлттық құрылтай» (Национальный курултай). Новый институт продолжит работу Нацсовета на общенациональном уровне.

Курултай должен сформировать единую институциональную модель общественного диалога. Он усилит взаимодействие между властью и народом.

В состав Национального курултая войдут представители всех регионов. Кроме того, в него будут включены ряд депутатов Парламента, члены Ассамблеи народа Казахстана, Гражданского альянса, общественных советов и организаций, авторитетные общественные деятели, представители бизнеса, промышленности и сельского хозяйства, а также другие граждане.

ВОСЬМОЕ. Совершенствование административно-территориального устройства страны

Глава государства, сказал, что в первые годы Независимости в стране были объединены несколько областей. На это были причины политического и экономического характера.

Сегодня Казахстан вступает в новый этап развития. Социально-экономическая и демографическая ситуация уже совсем другая, перед нами стоят иные проблемы и задачи. В этой связи очень важно, чтобы административно-территориальное устройство страны было оптимальным.

По поручению Президента, учитывая высказанные пожелания, были выдвинуты ряд новых инициатив. В первую очередь, образовать Абайскую область, центром которой станет город Семей. На территории прежней Жезказганской области следует образовать Улытаускую область. Город Жезказган вновь станет областным центром.Создание отдельной области в этом регионе имеет не только экономическое, но и духовно-культурное значение. Улытауский регион, находящийся в самом центре необъятных просторов Казахстана, занимает особое место в нашей истории. Здесь проходили великие собрания, на которых принимались судьбоносные для народа решения.

Президент предложил разделить Алматинскую область на Жетысускую и Алматинскую. Центром Алматинской области станет Капшагай, а Жетысуской – Талдыкорган.

Административно-территориальные изменения оптимизируют процесс государственного управления, упростят гражданам проезд до областного центра и обратно, будут способствовать более эффективному регулированию внутренней миграции.

Предложенные названия новых областей – Абайская, Улытауская, Жетысуская – имеют особый смысл.

Город Капшагай тесно связан с выдающейся личностью в истории нашего народа – Динмухамедом Кунаевым. И если общественность предложит назвать этот город его именем, Президент поддержит такую позицию.

 

ДЕВЯТОЕ. Децентрализация местного самоуправления

Президент отметил, что успешная политическая модернизация и развитие гражданского общества невозможны без дальнейшего углубления процесса децентрализации власти. Мы продолжим передавать реальные полномочия из центра в регионы.

Надо понимать, что сильная система местного самоуправления – это базовая основа для прямого участия граждан в улучшении качества жизни в своем родном населенном пункте.

Нужно кардинально пересмотреть систему финансирования регионов.С учетом введения выборности акимов целесообразно внедрить механизм прямого финансирования органов местного самоуправления в соответствии с передовой международной практикой.

Президент поручил Правительству совместно с Администрацией Президента детально проработать механизмы реализации указанных поручений и учесть их при разработке закона «О местном самоуправлении».

Реальное укрепление системы местного самоуправления откроет новые возможности для развития регионов, снижения иждивенческих настроений, глубинного укоренения демократических преобразований в стране.

ДЕСЯТОЕ. О первоочередных антикризисных мерах

Казахстан столкнулся с беспрецедентными в нашей современной истории финансово-экономическими трудностями, связанными с резким обострением геополитической ситуации.

Жесткое санкционное противостояние уже сегодня приводит к серьезным издержкам не только для отдельных стран, но и для всей глобальной экономики.

Прежде всего, нужно обеспечить устойчивость национальной валюты. Это ключевой фактор нашей экономической безопасности.

Глава государства поручил Правительству, Национальному банку, Агентству по развитию и регулированию финансового рынка принять решительные меры в этом направлении. В целом нужны неординарные решения.

В сложившейся крайне нестабильной международной обстановке огромное значение приобретает обеспечение продовольственной безопасности страны. Правительству и акиматам требуется взять эту работу под особый контроль. Нужно обеспечить аграриев необходимым объемом горюче-смазочных материалов по приемлемым ценам.

Фундамент Нового Казахстана должен базироваться на гармоничном сочетании политических и экономических реформ. Это обеспечит поступательный прогресс нашей страны и повышение уровня жизни граждан.

Президент сказал, что мы должны сберечь наше главное достояние – Независимость, упрочить основы национальной идентичности, сосредоточиться на трансформации страны. Это наш священный долг перед будущими поколениями.

 

Департамент воспитательной и идеологической работы

Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Казахстан



Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"