Чем обусловлен всплеск терактов по всему миру за последние годы?

Часто громкое событие, в особенности террористический акт, принимает определенный медийный эффект и рассчитан на широкий общественный резонанс. Одно из главных отличий терроризма от обычной криминальной деятельности, будь то разбой, кража или убийство заключается в том, чтобы оказать максимальное информационное общественное воздействие. Именно этот вывод красной нитью проходит через весь семинар, прошедший в ходе четвертого «Военного дискурса» в Актау. Эксперты в области терроризма рассказали журналистам о природе и развитии радикальных течений в Казахстане, классификации террористических группировок, а также о том, как правильно освещать теракты, что особенно актуально в свете последних событий.

Конфронтация активизирует радикалов

Директор Казахстанского института стратегических исследований Ерлан Карин объяснил резкий скачок числа террористических актов по всему миру в последние годы.

- Рост числа терактов объясняется началом военной интервенции США в Афганистан в 2001 году, затем в Ирак в 2003 году. Это резко изменило геополитическую ситуацию в регионе Ближнего Востока и Южной Азии и провело к росту конфронтации и активности различных террористических организаций. Это нужно помнить, чтобы всегда учитывать геополитический подтекст. То есть всплеск терроризма по всему миру обусловлен ростом геополитического противостояния в мире. Чем оно интенсивнее и чем отношения между глобальными игроками носят более конфронтационный характер, тем, к сожалению, больше растет активность радикальных террористических организаций, - считает политолог.

Ерлан Карин привел данные Национального консорциума по изучению терроризма при Университете штата Мэриленд, согласно которым в 2015 году в мире произошло более 11 тысяч террористических атак. К организации терактов имели отношение 207 различных группировок, из них 72 группировки являются новыми. Около 55-60 процентов террористических атак в мире приходится на 5 стран: Ирак, Афганистан, Пакистан, Индия и Нигерия. Кроме того, наблюдается рост террористических атак и угроз в ряде других стран: Турция, Бангладеш, Египет, Сирия и Филиппины.

- Мы часто говорим об исламистских организациях, хотя активная деятельность наблюдается и у организаций другого толка. Растет количество терактов, совершаемых смертниками – на 25 процентов в мире в целом, наблюдается рост использования и участия женщин и детей в терактах. Считается, что как минимум около 20 тысяч детей задействованы в различного рода вооруженных конфликтах по миру, - рассказал директор КИСИ.

 От банд до диверсионных групп

Говоря о проблеме терроризма в Казахстане, Ерлан Карин выделил несколько этапов роста террористической угрозы в РК. Первый этап приходится на период конца 90-х годов – начала 2000-х, который условно назван «беглые и чужие террористы». В тот период на территории республики могли укрываться сторонники террористических организаций, но их активности внутри страны не было.

- Второй период «вербовочный» приходится на середину «нулевых»: начали появляться радикальные течения, но они не предполагали действий внутри страны и старались примкнуть к деятельности группировок в других странах. К третьему периоду можно отнести события 2011 года, которые некоторые ошибочно считают первым этапом. На самом деле это позднее проявление деятельности радикальных организаций, - говорит эксперт.

В результате проведенной Казахстанским институтом стратегических исследований работы создана так называемая классификация террористических сообществ. Так, например, одним из них являются банды – преступные группы людей (обычно 3-6 человек), которые занимаются грабежами, разбоем, рэкетом и т.д. Во время существования подобной группировки один из членов (чаще всего лидер) мог «заразиться» радикальной идеологией и «потянуть за собой» других членов банды.

Еще одна группа – джамааты - религиозные сообщества людей, которые формируются в группу, совместно посещают мечеть, слушают проповеди, но через некоторое время приходят к обсуждению радикальных идей и впоследствии к ним приобщаются.

Третьей группой в классификации названы «диверсионные группы». В отличие от первых двух групп в них есть четкая структура, постановка целей и задач. Диверсионные группы создаются по изначально подготовленной схеме, в них действуют подгруппы, отвечающие за снабжение, оснащение, логистику и т.д.

- Что касается недавних событий в Актобе, то здесь мы имеем дело с смешанным типом криминальной банды и джамаатов. Эта группа, как и большинство радикальных групп, которые действовали в РК в 2011-2012 годах, является автономной. У группы нет постоянных связей с зарубежными центрами, нет устойчивой связи и координации внутри… В Актобе мы имели дело с разрозненными, неподготовленными, доморощенными радикалами, - говорит политолог.

 С дробовиком наперевес

Как отмечает Ерлан Карин, у сторонников радикальных идей, по которым проводилось исследование, не были выявлены общие социально-экономические закономерности, чего не скажешь о лидерах этих группировок в частности.

- 90 процентов лидеров переживали в раннем возрасте семейные и психологические проблемы. Мы имеем закономерность в разрушении определенных ценностей, которые очень сильно повлияли на них и произошла трансформация, - говорит директор Института.

Другой немаловажный аспект изучения терроризма в Казахстане – оснащенность террористов оружием. В этом вопросе политолог признает, что большинство изученных групп были вооружены лишь дробовиками, охотничьими ружьями и самодельными взрывными устройствами.

- У радикалов нет доступа к оружию – это главный вывод. Полиция проводит большую работу и нейтрализует серьезные каналы оборота оружия, в отличие от Европы, где оружие приобретается у криминалитета. Поэтому в РК радикальные группы нападают на сотрудников правоохранительных органов с целью захвата оружия, - говорит Ерлан Карин.

По словам политолога, в связи с тем, что совершающие теракты граждане имеют ограниченный запас боеприпасов, появилось заблуждение о том, что единственной целью атак террористов являются сотрудники правоохранительных органов.

- Как в последнем случае в Актобе… Некоторые задаются вопросом: «Почему они не расстреляли пассажиров автобуса?». Потому что радикалы готовились к нападению на другие объекты, а у них ограниченное количество патронов. Это не означает, что для мирных жителей нет угрозы. Все нападения на сотрудников правоохранительных органов совершаются с целью завладения оружием, - говорит директор КИСИ.

Подводя итог выступления, Ерлан Карин отметил, что для эффективной борьбы с терроризмом необходимо бороться с преступностью в целом, это поможет выявлять радикальные группы на ранних стадиях.

- Мы все с вами работаем в одной сфере – анализе и освещении. Как показывает практика и опыт разных стран, важна не только силовая часть системы противодействия терроризму и радикализму, не менее важная и даже ключевая часть – информационное реагирование, - заключил Ерлан Карин.

Также в ходе семинара член международной ассоциации исследователей терроризма Татьяна Дронзина рассказала о влиянии Интернета на общественность и его возможности.


Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"