Безопасность и защита Каспийского моря

Каспийское море является самым большим замкнутым континентальным водоемом на Земле, площадью 371 000 км2. Его окружают пять стран: Казахстан, Россия, Азербайджан, Иран и Туркменистан. Оно считается одним из самых ценных "Сокровищ мира" благодаря большому количеству минеральных ресурсов (нефть и природный газ), рыбных ресурсов и его геостратегическому положению.

Много раз проводились переговоры по демаркации границ между государствами, граничащими с Каспийским морем, но между некоторыми сторонами все еще не урегулированы многие вопросы и не достигнуты соглашения.

Республика Казахстан владеет 974 км побережья Каспийского моря, что составляет 30% всей береговой линии, самый большой участок среди пяти государств. В данном регионе необходимо защищать несколько аспектов: контроль использования рыбных ресурсов (которые составляют 40 % всех рыбных ресурсов Казахстана), правоохранительную деятельность (защита от пиратства и контрабанды наркотиков), поисково-спасательные работы и контроль загрязнения окружающей среды (в перспективе планируется формирование аварийно-спасательной группы для обеспечения борьбы с пожарами и разливами нефти). Большинство данных обязанностей возложено на Военно-морские силы Республики Казахстан, включая защиту экономических интересов и территориальной целостности в зоне ответственности.

Естественно существует необходимость в обеспечении безопасности и защите природных ресурсов с использованием самых эффективных средств, применяя наиболее современное оборудование с самыми низкими затратами. На сегодняшний день для решения данных вопросов используются патрульные суда и корабли, однако отмечается нехватка бортовой аппаратуры военно-морских судов.

В Казахстане отмечается нехватка бортовой аппаратуры военно-морских судов

Такие страны как Чили, Оман и Португалия используют патрульный самолет береговой авиации C-295 (ПСБА) с двумя турбовинтовыми двигателями. Его летные характеристики прекрасно приспособлены для морского патрулирования благодаря превосходной маневренности на малой высоте и высокому уровню выполнения заданий продолжительностью более 11 часов, что является самой большой продолжительностью в своем классе.

В настоящее время Министерство обороны Республики Казахстан имеет самолеты С-295. Существует возможность оборудования их специальными техническими средствами береговой авиации. Применение ПСБА С-295 в казахстанском секторе Каспийского моря дало бы возможность существенно повысить возможности Военно-морских сил по выполнению поставленных перед ними задач.

Ключевым элементом системы планирования полетных заданий ПСБА C-295 является тактическая система полной интеграции (ТСПИ). Это гибкая система, разработанная компанией Airbus Military, с архитектурой открытой системы, которая объединяет, отображает и контролирует информацию, поступающую от датчиков наблюдения и навигационных систем самолета в режиме реального времени.



Контроль использования рыбных ресурсов

В Каспийском море зарегистрирован 141 вид рыбы, при этом основной рыбный промысел в регионе – отлов осетрины – осуществляется только в Каспийском море. Около 90 процентов известной черной и красной икры, продаваемой по всему миру, поступает из Каспийского моря.

Данные Каспийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства (КаспНИРХ) показывают, что незаконный рыбный промысел во всем каспийском регионе превышает квоты вылова в 10 - 13 раз.

ПСБА C-295 имеет в составе датчиков наблюдения обзорный радиолокатор морского патрулирования, который способен обнаруживать небольшие суда (ЭПР=10) на расстоянии до 50 морских миль.

Благодаря системе автоматического распознавания (САР), самолет C-295 может распознавать отметки радиолокатора и САР при патрулировании Каспийского моря. Если крупное судно, обнаруженное с помощью радиолокатора, не выдает сигнал САР, то необходимо провести проверку.

Для идентификации судов и других подозрительных плавательных средств на больших расстояниях также устанавливается электрооптическая/инфракрасная система (ЭО/ИК).

Также предусмотрена комплексная система связи для передачи речевой информации, данных и изображений, для связи с наземными или морскими станциями, например, с патрульными судами, шельфовыми нефтяными станциями…

Кабина также оборудована дисплеем задания для обеспечения пилотов видео в реальном времени от ЭО/ИК, картографическими данными и отображением района с целью улучшения осведомленности всех членов экипажа.

 

Контроль загрязнения

Проблемой Каспийского моря является то, что оно со всех сторон окружено сушей и не имеет выходов к открытым морям. Каждый день нефтяные танкеры транспортируют сырую нефть. Именно это море нуждается в более тщательном контроле окружающей среды.

Самолет C-295 может быть оснащен уже отработанной и эксплуатирующейся системой обнаружения загрязнений, состоящей из антенн бортовой радиолокационной станции (SLAR) для обнаружения разливов нефти, ИК/УФ датчиков для определения относительной толщины и формы загрязненной зоны, а также иного микроволнового и лазерного оборудования для определения типа вещества разлива и абсолютной толщины.

Правоохранительная деятельность

В последние годы браконьеры начали оказывать вооруженное сопротивление служащим правоохранительных органов и даже нападать на них. Ежегодно регистрируется до 7 нападений на пограничные суда охраны в Каспийском море, также были случаи нападений на рыбаков из гражданского населения с похищением их улова и лодок.

Многие страны, такие как США, Испания, Ирландия, Мексика, Колумбия, работают с ТСПИ с полным набором датчиков (радиолокатор, ЭО/ИК, САР, система связи, линия передачи данных) для защиты морских районов от пиратства, терроризма, контрабанды и незаконного оборота наркотиков.

 

Поисково-спасательные операции

Самолет C-295 является единственным самолетом в своем классе с задней рампой, открываемой в полете для десантирования с воздуха оборудования ПСР. Он также оснащен установкой для выстреливания ИК ловушек для обозначения необходимых целей.

Использование рампы для загрузки и выгрузки компонентов из грузовой кабины позволяет изменить конфигурацию самолета C-295 для транспортировки персонала и грузов за очень короткое время, что обеспечивает реальную возможность многоцелевого применения.

Это стало возможным благодаря тому, что специальное оборудование для морского патрулирования, расположенное в грузовой кабине самолета, включая систему ТСПИ, может быть установлено на поддонах и легко демонтироваться с самолета, обеспечивая возможность выполнения других типов заданий, таких как транспортировка на той же платформе.

Полная унифицированность платформы, обеспечиваемая ПСБА C-295 благодаря тому, что Министерство Обороны купило тактический транспортный самолет C-295, является большим преимуществом в плане оперативности, эффективности и экономичности.

 

Более сложные конфигурации: противолодочная оборона (ПЛО)

ПСБА C-295 испытан в эксплуатации и сегодня может выполняться в конфигурации для противолодочной обороны (ПЛО). Благодаря модульности тактической системы ТСПИ можно установить дополнительные датчики, такие как акустическая система и детектор магнитных аномалий.

Внутренняя компоновка данной высокоразвитой конфигурации приведена ниже в подтверждение преимуществ большой грузовой кабины C-295 – самой широкой в своем классе.


ПСБА C-295 уже вооружен и эксплуатируется с двумя торпедами Mk46 под крыльями. Недавно были проведены летные испытания с целью проверки аэродинамического, конструкционного и безопасного запуска ракеты Marte Mk2/S, произведенной MBDA.


ПСБА C-295 является оптимальным выбором для Казахстана для выполнения задач морского патрулирования и обеспечения правопорядка в Каспийском море, а также ПСР, контроля загрязнений, контроля рыбных ресурсов, перевозок грузов и персонала.


Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"