Итоги мирового военно-промышленного комплекса за 2023 год и перспективы развития казахстанской промышленности

Прибыли оборонных компаний бьют все рекорды на фоне роста напряженности в мире.

Данияр Ищанов
29/12/2023 - 17:46

Фото: Washington Post

https://sarbaz.kz/cache/imagine/300x170/uploads/news/2023/12/29/658e9e2e0f819972382733.jpg
Фото: Washington Post

Количество заказов крупнейших мировых оборонных компаний выросли с 700 миллиардов долларов в 2021 году до 777,6 миллиардов в 2023 году, передает Sarbaz.kz по данным Financial Times.

Вместе с тем, рост заказов фиксируется на фоне рекордного роста расходов на оборону. Так, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира, мировые военные расходы достигли 2 триллионов долларов США в 2022 году. 

Фото: SIPRI

Стоит отметить, что война в Украине сильно повлияла на региональные военные расходы. Так, в странах восточной Европы зафиксирован рост в 58% и достиг 158 млрд долларов. Следом идут страны Западной Европы и Восточной Азии с ростом в 3,6% и 3,5% соответственно. 

Новые игроки теснят старых

Что примечательно, в последние годы традиционно доминирующий американский и западно-европейский ВПК начали теснить новые игроки. 

Так, прибыль южнокорейской компании Hanhwa Airspace с 2017 по 2022 год выросла с 1,5 млрд до 15,2 млрд долларов. А в период с января по июнь 2023 года получила заказов на 14,8 млрд долларов, что сделало Южную Корею девятым в мире экспортером вооружений.

Крупнейшая оборонная компания Южной Кореи значительно нарастила свои заказы, в частности, из Польши на фоне войны в Украине. Ее самый популярный продукт – самоходное артиллерийское орудие K9 завоевало мировые рынки за счет высокой эффективности и доступной цены. Оно производится по лицензии в Турции и Польше, а также экспортируется в целый ряд стран НАТО: Норвегию, Эстонию, Финляндию.

С января 2022 года был зафиксирован колоссальный рост акций новых игроков. 

Процентный рост акций оборонных компаний с января 2022 года. Источник: Refinitiv

Турецкая госкомпания ASELSAN за два года смогла увеличить цену своих акций на 341%.  Ведущий турецкий производитель электроники, ракет и систем управления сообщил, что чистая прибыль за январь-июнь 2023 года составила 200 миллионов долларов, что вполовину больше аналогичного периода в прошлом году. А количество заказов на конец июня 2023 года составил 8,4 млрд долларов. 

Стоит напомнить, что компания ASELSAN имеет также филиал в Казахстане, где модернизирует вертолеты Ми-17 и танки Т-72, а также производит приборы ночного видения и оптические системы. 

HAL (Hindustan Aeronautics Limited) – индийский авиастроительный концерн, производящий самолеты для ВВС Индии. Рост акций HAL с января 2022 года составил 340%, а прибыль за первое полугодие 2023 года составила 98 млн долларов. Для сравнения, в аналогичный период 2022 года прибыль HAL составила 74 млн долларов. Несмотря на неудачные попытки экспорта своих истребителей HAL Tejas в Аргентину и ряд других стран в 2023 году, компания, тем не менее, успешно изготавливает запчасти для таких компаний как Boeing и Airbus.

HAL Tejas. Фото: Air Data News.

Немецкий производитель танков Rheinmetall стал еще одним бенефициаром увеличения расходов после войны в Украине: объем заказов вырос с 14,8 млрд в 2020 году до 27,9 млрд долларов в 2022 году. По состоянию на первое полугодие 2023 года, его заказы составили 32,5 миллиарда долларов.

Еще одна индийская компания, показавшая рекордный рост – Bharat Electronics, занимающаяся производством ракет и радаров. 

Несмотря на колоссальное увеличение новых заказов, многие европейские и американские компании безуспешно пытаются увеличить свои производственные мощности на фоне нехватки рабочей силы и нарушенных цепочек поставок. 

При этом высокий спрос и низкая производительность способствуют привлечению новых игроков. Южнокорейская Hanhwa Airspace занимается поставками снарядов и гаубиц К9 в Польшу, а та, в свою очередь, передает их Украине. Япония впервые со Второй мировой войны приняла рекордный оборонный бюджет и находится на стадии обсуждения законопроекта о снятии экспортных ограничений на вооружение. 

Проведенный SIPRI анализ 100 крупнейших компаний показал, что выручка от продаж оружия и военных услуг в 2022 году, составила 597 миллиардов долларов, что на 3,5 процента меньше, чем в 2021 году, даже, несмотря на резкий рост спроса. 

Казахстанский ВПК

Как рассказал Sarbaz.kz председатель правления АО НК Kazakhstan Engineering Темиржан Абдрахманов, границы между оборонными и гражданскими компаниями уже практически исчезли. При этом понятие “предприятие ОПК” устарело и любое машиностроительное предприятие способно выполнять, как гражданские, так и военные заказы. 

«В настоящий момент под нашим управлением 10 машиностроительных предприятий, которые имеют лицензии на производство, реализацию и ремонт военной техники. К слову, мы занимаем лишь около 10% на рынке поставок и сервиса военной техники в Казахстане», – говорит Абдрахманов.

Темиржан Абдрахманов. Фото: Tengrinews

При этом председатель правления АО НК Kazakhstan Engineering не согласен с мнением, что прибыль оборонных компаний растет.

«Можно также прочитать мою аналитическую статью на тему современных «оружейных баронов». Значительный рост был в 2019-2021 гг. Сейчас же в прибыли так называемые «смежники» – производители сырья, из которого производятся, к примеру, боеприпасы, а также технологий и электроники, которые используются на военной технике (оптика, авионика, двигатели и т.д.). Посмотрите Honewell, Garmin, Safran. Да, хороший пример Aselsan – производитель оптики и электроники, к примеру, для БПЛА. Чего стоит только система CATS, используемая на ударно-разведывательных БПЛА. Это в принципе и является тенденцией – производство технологий, электроники, оборудования и комплектующих для ремонта и модернизации техники, а также производство сырья. К примеру, в мире сейчас огромная потребность в порохе. Для пороха нужна нитроцеллюлоза, а для нее хлопок[…]», – считает Темиржан Абдрахманов.

Что касается трендов казахстанского ОПК, то любой тренд зависит только от предпочтений заказчиков – министерства обороны.

Вместе с тем, Абдрахманов считает, что как частные, так и государственные предприятия возлагают большие надежды на новый финансовый институт – Фонд развития оборонно-промышленного комплекса. По коммерческим ставкам банков – около 20% – финансировать ни новые, ни действующие проекты не представляется возможным. Оборонные заводы ожидают льготную ставку финансирования аналогично Фонду развития промышленности с процентной ставкой в 9% годовых. 

Свободные средства могут быть использованы, как на развитие науки, новых проектов, так и на финансирование действующих. Более того, заводам часто нужны оборотные средства. 

Отвечая на вопрос, какие оборонные предприятия Казахстана наиболее конкурентоспособны, Темиржан Абдрахманов назвал частное предприятие АО «Западно-Казахстанская машиностроительная компания», расположенное в Уральске. 

«Частная компания ЗКМК очень конкурентоспособна со своей продукцией во всем мире – пулеметы «Утес», – ответил Абдрахманов.

Пулемет “Утес”. Фото: Мир24

KPE (Kazakhstan Paramount Engineering), по мнению Абдрахманова, может потягаться по качеству и цене на бронемашины с любым мировым гигантом. 

Бронемашина “Арлан” производства KPE Фото: Tengrinews

Казахстан также может конкурировать с новой продукцией – БПЛА мишенями, применяемыми на учениях.

А казахстанские патроны на латунной гильзе также соответствуют мировым рыночным ценам. Как считается, патроны с латунными гильзами обеспечивают более качественное прилегание к стволу, что не допускает большое количество газа и сгоревших частиц в ствольную коробку – таким образом оружие будет дольше оставаться надежным и чистым. 

На вопрос сможет ли казахстанский ВПК развиться за счет модернизации советской техники, как это в свое время сделала Польша, Темиржан Абдрахманов настроен скептически:

«Семей Инжиниринг может обслуживать и модернизировать бронетехнику советского производства. Вопрос в том, будет ли возможна соответствующая логистика для этих целей с учетом мировой геополитики? Кроме того, такие страны как Индия развивают собственные программы по локализации абсолютно всего. К примеру, программа «Made in India» предусматривает локализацию производства комплектующих, в том числе для советской техники», – резюмировал Абдрахманов.

 

В статье

×

Редакция

$ 474.83  515.38  5.5