Оружие мироитворцами применяется только в случае самообороны.
Организация Объединенных Наций выдала Казахстану мандат на выполнение самостоятельной миротворческой миссии. Наши военнослужащие поедут на Голанские высоты и войдут в состав миротворческих сил ООН по наблюдению за разъединением (United Nations Disengagement Observer Forces - UNDOF).
Sarbaz.kz узнал от первого лица о службе в миротворческих подразделениях. Военнослужащий Центра миротворческих операций Министерства обороны Казахстана капитан Фархат Акбалиев дважды проходил службу в Ливане: первый раз в 2019-2020 годах в качестве офицера штаба в составе миротворческой роты, которая находилась в подчинении Индийского батальона и второй раз с мая по ноябрь 2023 года в качестве командира казахстанского контингента.
Во время второй командировки в октябре, Фархат Акбалиев стал свидетелем начало боевых действий в Израиле. Уже 8 октября начались взаимные артобстрелы Хезболлы и Израиля. Миротворческая база, в которой находился капитан, располагалась, как раз таки, на линии огня, неподалеку от деревни Кфар-Чуба, находящейся вдоль границы с Сирией.
«И вся ситуация разворачивалась перед нашими глазами», – вспоминает Акбалиев.
В ходе обстрелов казахстанские миротворцы находились в специально оснащенных бункерах. В периоды затишья, военнослужащие вместе со своими коллегами из Индии и Ливана, оказывали помощь сотрудникам Красного Креста по эвакуацию раненых и помогали извлекать тела погибших из под завалов.
«Первый раз мы вытащили из завалов троих погибших и двух раненых. Во второй день уже к ночи совместно с индийцами и ливанцами вытащили четырех погибших», – рассказывает капитан.
Как пояснил миротворец, в задачи ООН входит сопровождать Красный крест, а они без их сопровождения никуда не могут ехать.
Фото: пресс-служба Kazcent
База у Кфар-Чуба, находящаяся на востоке. Фото: UN
Оружие, по словам капитана Акбалиева, не применялось, так как оно предназначалось только для самообороны и защиты миссии. Таких ситуаций не было. Однако, после начала боевых действий, штаб Временных сил ООН в Ливане (ВСООНЛ) уже был в полной боевой готовности.
«Миссия в Ливане, как и на Голанских высотах, куда будут направлены наши военнослужащие, не имеет задачи по принуждению к миру. В соответствии с главой 6 устава ООН (мирное разрешение споров) национальный контингент будет выполнять задачи по наблюдению. Мы не идем туда воевать», – поясняет капитан.
Фото: пресс-служба Kazcent
В обязанности национального контингента входит мониторинг ситуации и обстановки, наблюдение за выполнением условий соглашения о прекращении огня, сопровождение дружественных сил и гуманитарных организаций. В случае, если миротворцы, находящиеся на патрулировании выявили какие-либо нарушения мирного договора, то они докладывают об этом непосредственно в штаб миссии, который предпринимает соответствующие меры по урегулированию ситуации.
Ливанская миссия казахстанских миротворцев заключалась в службе в составе индийского контингента. При этом наши миротворцы не выезжали с собственной боевой техникой. В предстоящую миссию Казахстан направит своих военнослужащих в качестве самостоятельного подразделения под своим флагом, со своей экипировкой, вооружением и военной техникой.
«Когда техника своя, это придает больше уверенности и боевого духа. Приятно осознавать тот факт, что боевая техника отечественного производства», – поясняет капитан Акбалиев.
Фото: Пресс-служба kazcent
Если миротворцы ООН не участвуют в боевых действиях, то возникает резонный вопрос какой боевой опыт они получают и получают ли они его вообще?
«Когда были первые артобстрелы, мы не осознавали всю серьезность ситуации. Увидев последствия боевых действий, понимаешь масштабы трагедии. Конечно это стресс.
Что такое опыт? Человек, находясь в боевой обстановке должен чувствовать себя уверенно, действовать смело и без паники. Выработка психологической устойчивости к стрессовым ситуациям и формирование умения спокойно и четко оценивать обстановку, и принимать необходимые решения происходит в ходе боевых действий. Это и называется боевой опыт. А участие в миротворческих операциях ООН дает такую возможность. Когда я учился в Турции, у нас были командиры, которые бывали в «горячих» точках. И они рассказывали о молодых офицерах выпускниках военных вузов, которые из-за чувства страха не могли сделать ни единого выстрела. Но опыт, полученный после первого боестолкновения помог им преодолеть этот страх и повести свое подразделение в бой.
В этом смысле я и мое подразделение получило тот самый боевой опыт», – пояснил капитан.
Вместе с тем, как рассказал капитан Фархат Акбалиев за время службы в Ливане никто из казахстанцев не получил ни одной царапины. Напротив военнослужащие получили уникальный опыт службы в боевой обстановке.
На прошлой неделе Парламент РК одобрил отправку до 430 миротворцев на Голанские высоты, Южный Судан. Подробно читайте в материале Sarbaz.kz.