Курдский вопрос и буферная зона: эксперт о переговорах в Астане

Данияр Ищанов
26/01/2024 - 10:26

Источник: Sky News

https://sarbaz.kz/cache/imagine/300x170/uploads/news/2024/01/26/65b31aa4ee251542426998.jpg
Источник: Sky News

На 21-й международной встрече по Сирии в рамках Астанинского процесса, которая прошла 24-25 января в столице Казахстана, делегации России, Турции, Ирана, правительства Сирии и сирийской оппозиции обсудили вопросы постконфликтного восстановления и гуманитарной помощи в Сирии, а также ситуацию в секторе Газа, передает Sarbaz.kz.

По результатам встречи было подписано совместное заявление, в котором объявлено о проведении следующего, 22-го раунда встреч по Сирии во второй половине 2024 года в Астане.

Эксперт по Ближнему Востоку Акмарал Баталова отметила, что необходимо пройти определенное количество раундов, чтобы добиться прогресса в разрешении конфликта. Она подчеркнула, что уже достигнут значительный прогресс, поскольку активная фаза военных действий прекратилась. Несмотря на это, нападения на военные базы продолжаются, а террористические акты в городах остаются серьезной угрозой. Правительство Сирии активно борется со спящими террористическими ячейками, однако перед ним стоит огромная работа по послевоенному восстановлению, включая разминирование, медицинскую помощь и восстановление исторических памятников, которые имеют всемирное значение. По словам Баталовой, более 300 исторически значимых мест были уничтожены, и восстановление их требует серьезных усилий.

Турция стремится решить свой важный вопрос, связанный с безопасностью – курдский вопрос. Ей нужно разрешение на проведение военных операций в северном Алеппо, находящейся под контролем правительства Сирии. 

«Ни одна из стран региона, на которой находится, конечно же, не хочет создания Сирийской автономии. Кто захочет отдавать свои территории. Особенно в Сирии, где на их захваченных территориях находятся все нефтяные месторождения, а также самые фертильные земли. Это житница Сирии» – поясняет Баталова.

Как поясняет востоковед, американцы используют курдов для закупки нефти. Так, курды эту нефть заливают в бензовозы, которые потом едут в Ирак и там смешиваются с иракской нефтью. Таким образом, сирийская санкционная нефть продается в Европу и Израиль. 

При этом, по итогам переговоров в Астане, по мнению Баталовой, Россия заинтересована в разрешении проблемы восточного Алеппо, где остатки террористических группировок были перемещены после того, как они отказались сдать оружие. Кроме того, актуальным является вопрос о буферной зоне в Сирии. Как считает Баталова, главной задачей Турции при создании буферной зоны является переселение туда беженцев. Турция имеет право проникать на 15 километров на территорию Сирии для проведения контртеррористических операций. При этом, на переговорах турецкая сторона добивается разрешения на проникновение на территорию 30 км вглубь. Однако, их постепенно оттесняет правительственная сирийская армия.

«Я, в принципе, думаю, что они придут в конце концов к  15 километрам. И на вот именно в этой зоне уже Турция строит дома, школы и тюркизирует это население для того, чтобы эти 15 км были как буферная зона, чтобы переселить туда беженцев» – считает Баталова.

Вместе с тем, несмотря на турецкое проникновение, Сирия и Турция смогут придти к дипломатическому соглашению.

«Я думаю, что  в любом случае, даже, если Эрдоган уйдёт, то  все позиционные партии, которые сейчас есть они все устали от беженцев, устали от войны Сирии. Они за мир в Сирии и я думаю, что это вопрос чисто политики. Конечно же для правительства Асада ситуация с беженцами это вызов. Но я думаю, что и его правительство уже не вечное. Там тоже будут решаться как-то вопросы, как с этим гражданами, которые когда-то убежали из страны, а потом вернулись, чтобы их вернуть и  проверить их безопасность» – резюмирует востоковед.

 

 

В статье

×

Редакция

$ 530.24  543.97  5.16