Венесуэла увеличивает военное присутствие на границе с Гайаной из-за спорных территорий

Недавние передвижения военных в Венесуэле, по мнению экспертов CSIS, свидетельствуют о возможности переброски тяжелой техники через реки и наращивании десантных операций.

Данияр Ищанов
12/02/2024 - 10:50

Источник: X

https://sarbaz.kz/cache/imagine/300x170/uploads/news/2024/02/12/65c9e95f05868128817789.jpg
Источник: X

Венесуэла расширяет военную инфраструктуру и проводит все более масштабные учения на границе с Гайаной, передает Sarbaz.kz со ссылкой на Центр стратегических и международных исследований США (CSIS).

Напряженность в отношениях между Венесуэлой и соседней Гайаной, похоже, ослабла после референдума в декабре 2023 года, на котором авторитарное правительство Николаса Мадуро заявило, что Венесуэла имеет мандат на аннексию спорной территории Эссекибо, находящейся под управлением Гайаны. Под международным давлением с целью мирного урегулирования кризиса, не в последнюю очередь со стороны южноамериканского тяжеловеса Бразилии, президенты Мадуро и Ирфаан Али из Гайаны встретились в Сент-Винсенте и Гренадинах 14 декабря 2023 года и подписали Аргайлскую декларацию. Однако, вероятно, существует нечто большее, чем кажется на первый взгляд, когда речь заходит о подходе Венесуэлы к переговорам. В предыдущих критических вопросах CSIS о кризисе в Эссекибо авторы утверждали, что режим Мадуро, возможно, применяет стратегию принуждения, направленную против Гайаны.

Принуждение – это стратегия, направленная на сочетание применения силы или угрозы силой с дипломатическими стимулами для принуждения другого субъекта изменить свое поведение. Участие Венесуэлы в Аргайлском процессе представляет собой дипломатический пряник, в то время как ее военное участие в провокационном поведении действует как кнут, чтобы склонить переговоры в пользу Каракаса. 

Как пишется в отчете, вскоре после референдума о присоединении, прошедшем в декабре, министерство обороны Венесуэлы создало новый военный округ, включающий в себя Эссекибо. В конце января в соцсетях появились видео с учений венесуэльской армии, проходившие в Анакоко, приграничном с Гайаной регионе. Вскоре, начальник стратегического оперативного командования генерал Эрнандес проинспектировал строительство танковой базы в приграничном штате Гуаяна-Эссекиба. 

Недавние передвижения военных в Венесуэле, особенно в районе Тумеремо и острова Анакоко, по мнению экспертов CSIS, свидетельствуют о возможности переброски тяжелой техники через реки и наращивании десантных операций. Это создает угрозу близлежащим гайанским объектам, включая аэродром и город Порт-Турумбан.

В ответ на развертывание Великобританией HMS Trent президент Мадуро объявил об операции «Нико Доминго Антонио Сифонтес 2023», предполагающей значительное развертывание военных средств вдоль Атлантического побережья. Этот ответ, включая передислокацию быстроходных ракетных катеров. По мнению экспертов, ответ кажется несоразмерным скромным возможностям HMS Trent, что вызывает обеспокоенность по поводу истинных мотивов, стоящих за передислокацией.

Особую озабоченность вызывает передислокация быстроходных ракетных катеров иранского производства Peykaap III к атлантическому побережью Венесуэлы, что потенциально может привести их в зону досягаемости побережья Эссекибо, контролируемого Гайаной. Недавние спутниковые снимки позволяют предположить, что лодки, возможно, предназначены для базирования в Пунта-Барима, военно-воздушной базе, проходящей модернизацию, что позволит им находиться в пределах легкой досягаемости нефтяных платформ у побережья Эссекибо. Кроме того, развертывание зенитно-ракетных комплексов Бук М2Е в Гуирии еще раз подчеркивает наращивание военной мощи Венесуэлы в регионе.

Развертывание венесуэльских военных катеров. Фото: Х

Как считают эксперты CSIS, высококачественные видеоролики и скоординированные кампании в социальных сетях позволяют предположить, что Венесуэла активно демонстрирует свою деятельность на Анакоко в рамках информационной операции. С помощью видеороликов вооруженные силы Венесуэлы намеренно создают сообщение для внешнего потребления, причем одной из ключевых аудиторий является правительство Гайаны.

Венесуэльское государство не является единым действующим лицом, оно раздроблено коррупцией, криминальными интересами и внутренней борьбой за власть. Вполне возможно, что наращивание сил на Анакоко было предпринято для умиротворения группировок внутри вооруженных сил, разочарованных переходом к дипломатическим переговорам и желающих поигрывать мускулами, даже когда обе стороны садятся за стол переговоров. Если это так, риски сохраняются, поскольку у местных командиров, действующих вдали от центра государственной власти Венесуэлы, может возникнуть соблазн самостоятельно обострить ситуацию дальнейшими провокациями или даже начать операции в Эссекибо. Соответственно, остается неопределенным, сможет ли Мадуро эффективно избежать недоразумений и управлять силами, которые он высвободил с помощью декабрьского референдума.

В статье

×

Редакция

$ 494.87  520.65  4.91