В мире зреет новая конфликтная зона. Речь идет о территориальном споре между Венесуэлой и Гайаной за богатые нефтяные ресурсы.
Министр обороны Венесуэлы Владимир Падрино Лопес выразил уверенность в том, что территория Эссекибо, принадлежащая Гайане, обязательно будет возвращена, сообщает Sarbaz.kz. Об этом он написал в своих социальных сетях.
Его заявление последовало после того, как правительство Гайаны объявило в четверг о проведении совместных с Южным командованием США авиационных учениях.
В своем сообщении министр отметил, что эта провокация Гайаны является очередным шагом в неправильном направлении.
«Мы предупреждаем, что это не собьет нас пути возвращения Эссекибо», - написал он.
Важно напомнить, что Эссекибо – это 2/3 территории Гайаны, которую Венесуэла исторически считает своей. Спор вокруг этой территории два государства ведут уже около ста лет. Очередной кризис вокруг нее обострился в 2015 году, после открытия в гайанских территориальных водах нефтегазовых месторождений. Свои претензии на них выразила и Венесуэла.
AP Photo / Juan Pablo Arraez
Новым поводом для эскалации стало решение гайанских властей, принятое в сентябре этого года, о передаче лицензии на бурение шести иностранным нефтяным компаниям, в том числе ExxonMobil.
В связи с этим, в воскресенье в Венесуэле был проведен национальный референдум, по итогам которого власти сообщили о полной поддержке населения.
Столкнувшись с новыми угрозами, которые кажутся весьма реальными, Гайана планирует усилить меры безопасности на границе с Венесуэлой и привлечь для защиты своей территории армию США.
Ожидается, что в пятницу состоится экстренное заседание ООН по решению данного территориального вопроса. Однако, немедленного решения проблемы не ожидается.
Общественный деятель и политолог Данияр Ашимбаев в беседе с Sarbaz.kz отметил, что считает, что в мире сегодня в принципе не осталось некризисных регионов. Венесуэла же, будучи одним из самых финансово неустойчивых государств мира, старается искать путь к стабилизации своей экономической ситуации. Одним из них, считает политолог, может стать потенциальная аннексия соседней территории, богатой большими нефтяными ресурсами.
“Надо понимать, что в связи с конфликтами в Украине и на Ближнем Востоке, а также обеспечением безопасности Тайваня, Японии и Южной Кореи, американские военные ресурсы довольно сильно растянуты. В свою очередь, Венесуэла, мягко говоря, не считается с мнением мирового сообщества, в особенности с мнением США. Поэтому американской администрации приходится работать на пределе своих возможностей и, если ранее существовала концепция о том, что «США могут участвовать в 2,5 войнах», то сегодня ресурсов уже не хватает”, - отметил политолог.
С момента окончания Холодной войны в США существенно снизились военные расходы. Кризисы 90-х и нулевых также привели к тому, что упала конкуренция между когда-то сильными конструкторскими бюро. Вследствие чего, многие технологичные проекты, которые США могли реализовать за 2-3 года, теперь требуют гораздо больше времени.
“Несмотря на общую неприязнь к США в регионе, многие страны Латинской Америки с удовольствием принимают их помощь, укрепляя, тем самым, их влияние. Обострение данного территориального конфликта создает дополнительное перенапряжение на американский военно-промышленный комплекс. При этом, в «игру» в полную силу не вступили Иран или Северная Корея, то есть, те страны, которые, безусловно, видят американский ресурсный кризис”, - говорит Данияр Ашимбаев.
По мнению политолога, сегодня концепция «однополярного мира» подвергается серьезным испытаниям и, прежде всего, из-за ресурсных и технологических ограничений. У США просто может не хватить сил серьезно вмешаться в этот конфликт еще и потому, что большинство стран, не поддерживающих внешнюю политику США, являются крупными экспортерами нефти, рынок которой также важен для экономической безопасности самих штатов.
“Сегодня Вашингтон находится в затруднительном положении, когда «однополярный мир» трещит по швам. Консенсус наблюдается лишь по инициативам поддержки Израиля, хотя, с другой стороны, по мере продвижения наземной операции ЦАХАЛ в секторе Газа, в мире растут общие антиизраильские настроения. Поэтому, учитывая все эти факторы, мне бы не хотелось работать в американском руководстве, решая ворох внешнеполитических проблем”, - сказал Sarbaz.kz Данияр Ашимбаев.
Несомненно, Соединенным Штатам хотелось бы в кратчайшие сроки решить данную проблему, но этому мешает серьезный лимит американского влияния на Венесуэлу. Более того, за последние десятилетия миропорядок существенно изменился. Поменялось и отношение мирового сообщества к США в целом.
“Венесуэла очень заигралась. Понятно, что Венесуэла обладает более мощными Вооруженными силами, по сравнению с маленькой Гайаной. Другое дело, если в дело вступят США, которые сумеют найти новые ресурсы или перебросить уже имеющиеся из других регионов. Важно также учитывать и позицию других латиноамериканских стран, ведь особенности данного региона таковы, что, затронув одну границу, в движение приходит весь континент”, - подчеркивает Данияр Ашимбаев.
Мировые государства, словно кости в домино, осуществляют глобальную мировую политику. Падение одного звена неминуемо влечет за собой массу последствий. Поэтому вовлечение таких крупных держав, как США в конфликт, может повлечь за собой различные последствия, которые никто не может предсказать и, по мнению нашего собеседника, хоть Соединенные Штаты испытывают определенный кризис ресурсов, они все же остаются потенциальным, хоть и неочевидным, участником конфликта межу Венесуэлой и Гайаной.