В шаге от смерти

Примерно в 45 км от Караганды в поселке Долинка находится уникальный музей, посвященный памяти жертв политических репрессий. Отличительной особенностью этого мемориального комплекса является то, что он располагается в историческом здании управления Карлага, построенном силами тысяч заключенных в первой половине 1930-х годов. И по сей день в стенах учреждения сохраняется память о страшных и трагических событиях, которые нельзя забывать...

Карагандинский исправительно-трудовой лагерь (сокращенно Карлаг) был создан в 1931 году. Он являлся одним из крупнейших лагерей в СССР, его территория простиралась на несколько сотен километров. Людей, ранее живших в данной местности, принудительно выселили. Управление Карлага НКВД размещалось в поселке Долинка, здесь для него, используя труд заключенных, возвели административное здание. Это была двухэтажная постройка с колоннами, которые придавали ей величественный вид.
Когда лагерь расформировали, здание впоследствии использовалось различными организациями — сельскохозяйственным техникумом, детским санаторием, производственным объединением. С 2010 года в нем располагается музей, в котором содержатся документы, фотографии и личные вещи заключенных.
Экспонаты музея рассказывают не только о Карлаге, но и о событиях, предшествовавших его образованию. Демонстрируется жизнь казахов, предметы быта, затрагивается тема принудительной коллективизации, конфискации имущества и их последствий. Одним из самых трагических результатов был общенациональный голод, унесший жизни более миллиона людей.
Один из залов посвящен истории создания карагандинского лагеря, документы знакомят с особенностями репрессивной политики Советского союза и деятельностью ГУЛАГа. Многие помещения музея реалистично воссоздают устройство лагеря, условия содержания заключенных, их быт и занятия. Можно составить представление о распорядке дня репрессированных, их обязанностях и огромном труде, который они прилагали для выполнения всех дел.
Некоторые экспонаты посвящены женщинам и детям, которые тоже подвергались наказанию. Жуткие условия, жестокое обращение, непосильный труд смогли вынести не все, смертность, особенно среди детей, была высокой. Недалеко от музея расположено Мамочкино кладбище, ставшее мемориальным. Здесь похоронены многочисленные жертвы репрессий — женщины и дети.
Среди репрессированных было много представителей интеллигенции. Сюда попадали ученые, художники, историки, журналисты. Воссоздана лаборатория, в которой проводили исследования содержащиеся в лагере ученые, представлены работы художников, оказавшихся узниками Карлага. Отдельная экспозиция посвящена людям и их судьбам, здесь размещены фотографии и документы, хранящие память о многочисленных репрессированных.
На цокольном этаже музея рассказывается о доследственном и следственном периоде содержания заключенных. Тяжелое впечатление производят инсталляции изолятора, карцера, дивизионной ямы, камеры пыток. Особо опасные с точки зрения властей политические заключенные были расстреляны, об этом напоминает камера человека, приговоренного к расстрелу. Воссоздана обстановка в мужских и женских общих камерах. Гипсово-восковые фигуры заключенных, осунувшихся и надломленных, на фоне аскетичных условий проживания реалистично передают страдания неповинных людей. Также в музее можно увидеть обстановку кабинета начальника управления, следователя, комнаты, в которой фотографировали заключенных и проводили дактилоскопическую экспертизу.


Хоть условия, в которых оказались люди, были крайне тяжелыми, но они находили в себе силы жить дальше и вносить что-то светлое в свое существование. Заключенные занимались творчеством, читали, проводили выставки и концерты. Рассказывается здесь и о политике насильственного переселения народов, труде заключенных в период Великой Отечественной войны, репрессиях 1950—1980 гг., становлении и развитии Казахстана как самостоятельного государства.

Среди объектов музея есть крайне образные предметы, к примеру, композиция, демонстрирующая сломанный шанырак — символ семейного благополучия. Он показывает, как политика властей разрушила счастливую жизнь многих семей.

Многие потомки репрессированных проживают в районе и по сей день. Один из них - житель Шахтинска Болат Нурмаков. Его родственник - известный казахстанский общественный деятель Ныгмет Нурмаков - работал в структуре ЦИК СССР (Центрального исполкома), которым руководил «всесоюзный староста» Михаил Калинин. Арестовали его в 1937 году.

Благодаря своим уникальным организаторским способностям Ныгмет Нурмакович занимал высокие посты: в 1922 году ему доверили управление Верховным революционным трибуналом Казахстана, в 1923-1924 гг. руководил казахским отделом Верховного суда, был у истоков формирования прокуратуры. В эти же годы он редактировал газету «Қазақ тілі» и журнал «Қызыл Қазақстан». В апреле 1929-го Нурмаков решил уехать в Москву. Там его назначили заместителем секретаря Всесоюзного исполнительного комитета и заведующим отделом малых народов. В Москве жил с семьей в Доме на набережной - здесь обитали семьи членов ЦК партии. 80% жителей этого дома - это около 750 человек - были репрессированы и потом расстреляны.

- Под молот репрессий попали мой дедушка, дядя, они были расстреляны. Дядина дочка Тамара скончалась в детдоме после ареста своих родителей в возрасте 16 лет. Я приезжаю в этот музей каждый год 31 мая. Наш долг - помнить эти трагические события истории, чтобы о них знало молодое поколение и такое в будущем больше не повторилось, - вспоминает Болат Нурмаков.

 

Фархат КИНЖИТАЕВ


Көшірмеге қайта келу
Пікірлер

Жүгіртпе / Лента