«Модель Назарбаева»: стратегия опережающего развития конкурентного государства

Секрет успеха Казахстана: собственный и уникальный путь к процветанию длиной в четверть века

История Казахстана доказывает, что нет нерешаемых задач и недостижимых целей, главное – четкий курс и воля к победе. Всего 25 лет назад наша страна стояла на распутье, а народ в полном смятении и сомнении в дальнейших перспективах. Прошло всего четверть века, что для истории подобно лишь одному мигу, как о Казахстане заговорили как об одной из наиболее быстро развивающихся стран в мире. Все это было бы невозможным без выверенного стратегического маршрута, проложенного первым Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым. Именно Глава государства, которого народ провозгласил Лидером Нации, смог придать такое ускорение процессам становления государства, экономики и общества, что в мире заговорили о феномене казахстанской модели, «модели Назарбаева». Так в чем же секрет успеха молодого государства?

Казахстан – просто кладезь для исследования аналитиков. Его исторический пример прорыва из неизвестности к небывалому росту интересен многим мировым странам. Его изучают в университетах, научных кругах. Все задаются вопросом: «Как на руинах Советского Союза молодому государству удалось выбрать свой путь, свою собственную управленческую модель и от архаичного постсоветского формата перейти к динамичной устремленной в будущее модели?»

Действительно, как? Ведь если судить строго, что представлял собой Казахстан на момент обретения им суверенитета? Во-первых, географическое положение, удаленность от океана определяло сложную геополитическую обстановку и ограничивало экономические возможности страны. Во-вторых, для такой огромной территории плотность населения и ее освоенность была критично мала. Более того, население было расселено непропорционально, к тому же представляла собой многонациональный состав, в котором коренное население – казахи, не было большинством. В третьих, сама экономика находилась в «аховом» состоянии. В стране царила чудовищная безработица, тотальный дефицит, гиперинфляция. В-четвертых, система двоевластия по линии созданного института президентства и вокруг Верховного Совета стала барьером на пути новых реформ. В-пятых, ощущалась острая нехватка кадров. Огромное количество людей эмигрировали за рубеж. Стране нужны были опытные управленцы, экономисты, инженеры… В-шестых, Казахстану необходимо было выстраивать дипломатические отношения, но практического опыта в данной сфере не было.

И это лишь небольшой список проблем, стоявших на первых порах перед Казахстаном. Это был сложный период для страны. Впоследствии Глава государства охарактеризует этот период – начало 90-х, как «… особые годы по накалу страстей и эмоций. Это были годы, когда принимались важнейшие решения, от которых зависел дальнейший путь нашего государства, когда одно неверно принятое решение могло существенно изменить траекторию движения страны».

Ответственность – колоссальная, но Нурсултан Назарбаев с первый дней независимости имел личный замысел модернизации Казахстана. Конечно, был изучен опыт становления государственности других стран, но универсальных моделей и рецептов реформ не существует, а копирование чужого опыта никогда не даст необходимого результата. Нурсултан Назарбаев это понимал и скомбинировал собственную модель управления, где на первом месте стояли желания и надежды своего народа о свободе и развитии Родины, собственные знания и опыт других стран в управлении страной, и современные мировые тенденции развития. В итоге получился собственный уникальный путь, наполненный чередой рисков, вызовов и возможностей. Мир, безопасность, стабильность, социальное благополучие, качественное образование, инвестиции, конкурентоспособность, вхождение в 30-ку развитых стран мира стали основными смысловыми категориями этого пути.

Анализируя тот небольшой исторический промежуток времени, за который Казахстану удалось решить ряд проблем и достигнуть успехов на пути построения демократического государства с рыночной экономикой, нельзя не отметить последовательность действий Главы государства (шаг за шагом) в достижении поставленных целей.

 

Алгоритм управленческих решений Главы государства

Почвой для развития государственно-правовой системы страны стала Декларации «О государственном суверенитете Казахской ССР», принятая 25 октября 1990 года. Этот документ стал основополагающим законодательным актом на пути оформления полной независимости. Далее необходимо было создание эффективной структуры государственной власти, способной консолидировать и мобилизовать общество. Так, 20 ноября 1990 года Президент подписал Закон «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР», согласно которому были учреждены посты вице-президента, премьер-министра и государственных советников.

 

«Сначала экономика, потом – политика»

Но началом координат в построении уникальной социально-экономической модели, которая сейчас известна в мире как «модель Назарбаева», все же является Закон «О государственной независимости Республики Казахстан». Он стал шагом 1. Данное ключевое событие, которому предшествовало также избрание Нурсултана Назарбаева Президентом Казахстана, дало старт всему процессу государственного строительства. В закрепление положений суверенитета 20 декабря 1991 года был принят Закон «О гражданстве РК». Спустя день руководители 11 бывших советских республик подписали в Алма-Ате Алма-Атинскую декларацию, провозгласившую де-юре конец Союза Советских Социалистических Республик и создание Содружества Независимых Государств.

Шаг 2. Новая правовая база управления, необходимая для нового государственного устройства. В течение 1992 года поочередно были разработаны и приняты Закон «О внесении на переходный период изменений и дополнений в Закон «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР» и Указ Президента «О совершенствовании организации и деятельности органов государственного управления в условиях экономической реформы». В 1993 году был принят Закон «О местных исполнительных и представительных органах в Республике Казахстан», внесший коренные изменения в организацию местных исполнительных органов. Тем самым, в Казахстане, впервые была закреплена единая система исполнительно-распорядительных органов от Президента до глав местных администраций.

Шаг 3. Изменения в прежнюю советскую Конституцию.  В Основной Закон страны были внесены ряд новшеств (28 января 1993 года) и хоть он и не соответствовал задачам времени и не был способен регулировать отношения ветвей власти, все же явился позитивным сдвигом в конституционной реформе.

Шаг 4. Создание собственных Вооруженных Сил. 7 мая 1992 года Президент подписал Указ «О создании Вооруженных Сил РК». 9 апреля 1993 года был принят первый Закон «Об обороне и Вооруженных Силах». В течение 1992-1993 годов были сформированы Республиканская гвардия, внутренние и пограничные войска, Военно-морские силы РК, составившие каркас потенциала государства по защите своего суверенитета, укреплению обороноспособности и безопасности.

Военный парад, посвященный 25-летию Вооруженных Сил РК. Астана, 2017 год. Фото Sarbaz.kz.

Шаг 5. Введение собственной национальной валюты 15 ноября 1993 года. Это стало началом либеральных экономических реформ, заложившим основы сегодняшнего экономического успеха. «Безусловно, нам было бы легче ввести валюту после приостановления спада производства и улучшения жизни населения, стабилизировав денежную систему. Однако времени для выбора у нас не осталось. Какой бы сложной не была ситуация, мы обязаны продолжать курс социально-экономических реформ», – сказал Нурсултан Назарбаев 12 ноября 1993 года в своем обращении по радио.

Шаг 6. Реформирование банковской и финансовой систем, унаследованных от СССР. 1993 год стал переломным в развитии банковской системы Казахстана. Сфера банковских услуг в стране регулировалась законом, принятым в апреле 1993 года, в который впоследствии вносились изменения. Закон создал центральный институт – Национальный банк Республики Казахстан, ставший регулятором в системе государственных, частных, акционерных и совместных банков. Банк стал центральным звеном денежной политики государства. Новая денежно-финансовая система ускорила построение рыночной экономики.

Шаг 7. Изменения и дополнения в Конституцию страны. В 1995 году Казахстан пережил первый политический кризис. Решением Конституционного суда РК от 6 марта 1995 года деятельность Верховного Совета была признана неконституционной ввиду нарушений законодательства. Возникла острая потребность в выработке современной, сбалансированной Конституции, способной заложить основы стабильности государства, регулировать новые возникающие политические и экономические отношения, вопросы прав и свобод человека и гражданина. Страна нуждалась в новых реформах для завершения начального этапа становления независимости и мощного рывка вперед. Таким действием, новой страницей в истории стала Конституция 1995 года, которая задала старт системным реформам во всех сферах жизни общества. В первую очередь, кардинальным изменениям подверглась конфигурация системы государственной власти. В Конституции получила свое закрепление идея разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, которые взаимодействуют между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Принцип разделения властей был закреплен и в первой Конституции независимого Казахстана, но Основной Закон 1993 года принимался в исключительно сложной общественно-политической обстановке, связанной с противостоянием Верховного Совета, сформированного еще при советской власти, и нарождающимся институтом Президента. Разработка, обсуждение и принятие Конституции сопровождались постоянным поиском компромиссных решений и формулировок. Поэтому было закономерным принятие на всенародном референдуме 30 августа 1995 года новой Конституции. Основной закон 1995 года четко очертил конституционное поле деятельности каждой ветви власти. Новый статус обрел институт президентства, взяв на себя функции своеобразного арбитра в структуре ветвей власти.

Конституционные реформы В Республике Казахстан. Инфографика Sarbaz.kz

Шаг 8. Обеспечение общественно-политической стабильности и межнационального согласия. В 1995 году Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с инициативой о создании не имевшего аналогов в мире уникального образования – Ассамблеи народов Казахстана (первоначальное название, в дальнейшем – Ассамблея народа Казахстана). 

«У кого единая Отчизна – у тех единое сердце, единые устремления»
Нурсултан Назарбаев
Интересно, что впервые идея создания общественного института по межэтническим вопросам была высказана Главой государства в 1992 году на Форуме народов Казахстана. Спустя три года – 1 марта идея была реализована и с самых первых дней деятельности АНК зарекомендовала себя в качестве не только важного общественного института, но и действенного механизма управления государством. Уже в ходе своей первой сессии 24 марта 1995 года АНК в целях сохранения стабильности в обществе и дальнейшего продолжения курса реформ выдвинула идею проведения республиканского референдума по продлению полномочий Президента Республики Казахстан до 1 декабря 2000 года. На своей второй сессии, состоявшейся 30 июня 1995 года, Ассамблея народа Казахстана рассмотрела проект новой Конституции РК и поддержала предложение о его вынесении на республиканский референдум. Спустя два месяца, 30 августа 1995 года, новая Конституция по итогам референдума получила поддержку абсолютного большинства казахстанцев. Данный шаг не только укрепил общественно-политическую стабильность внутри страны, но и способствовал росту международного авторитета Казахстана как страны, эффективно решающей вопросы межэтнических отношений.

В Казахстане мирно проживают и трудятся представители более 130 этносов. Фото Sarbaz.kz.

Шаг 9. Новый двухпалатный Парламент, который появился в стране как итог долгого пути развития законодательной ветви власти. Его первая сессия была открыта 30 января 1996 года и стала одним из символов не только системной управленческой реформы власти, но и казахстанской демократии в целом. Тогда в своем выступлении Президент сказал: «С провозглашением независимости Казахстана появилось поле для законодательной деятельности республиканских органов власти. Уже на первых порах нам удалось достаточно успешно заполнить правовой вакуум, образовавшийся после распада СССР, в важнейших сферах жизни общества и государства, сформировать основной массив законодательства первого поколения суверенного Казахстана».

Принцип разделения государственной власти создал механизм сдержек и противовесов, способствующих обеспечению политической стабильности в стране и снижавших вероятность возникновения кризисов в работе представительной власти.

Шаг 10. 19 марта 1996 года Президент открыл первое заседание Высшего судебного совета РК. Его создание было направлено на обеспечение конституционных полномочий Президента Республики Казахстан по формированию судов, гарантий независимости судей и их неприкосновенности. На смену выборности местных судей пришло их назначение Президентом страны, что явилось гарантией реальной независимости судей от влияний на местах.

Шаг 11. Утверждение принципов рыночного регулирования. Экономика Казахстана требовала срочного внимания, и Нурсултан Назарбаев предпринял решительные меры по ее стабилизации, которые аналитики называют «шоковыми реформами». Президент отказался от государственного регулирования цен на основные продукты питания и товары народного потребления. Более того, были предприняты и другие радикальные шаги: банкротство нерентабельных предприятий, приватизация большей части бывших государственных активов и др. 22 июня 1994 года был рассмотрен разработанный по поручению Главы государства проект Программы действий правительства по углублению реформ и выходу из экономического кризиса на 1994-1995 годы. В декабре 1995 года Президент Нурсултан Назарбаев подписал Указ, имевший силу Закона «О приватизации», а в феврале 1996 года Правительство приняло постановление о введении в действие «Программы третьего этапа приватизации на 1996-1998 годы». Цель – скорейшее завершение основных процессов приватизации, развития рынка ценных бумаг, повышения занятости населения, развитие малого и среднего предпринимательства. В дальнейшем, принятые экономические реформы, направленные на создание эффективной рыночной экономики, позволили стабилизировать важнейшие макроэкономические индикаторы и создать предпосылки для уверенного и динамичного притока иностранных инвестиций для модернизации национальной экономики. 

Шаг 12. Проведение срочных мер социальной политики. Данный вопрос особенно актуализируется в связи с развитием суверенного Казахстана – в условиях политической модернизации общества необходимо осуществлять новую социальную политику. Были внесены изменения в законодательство о здравоохранении по 

«Без процветания страны, разве можно процветания личности? Поэтому в первую очередь нужно думать о благополучии страны».
Нурсултан Назарбаев
вопросам, касающимся женщин, семьи и детства, приняты законы «О занятости», «О минимальной заработной плате и государственных социальных гарантиях в области оплаты труда» и др. Принятая законодательная база стала базисом для формирования социального государства. В дальнейшем Президент Казахстана будет уделять особенное внимание вопросам социальной политики – занятости населения, безработицы, обеспечения доступности жизненно необходимых социальных услуг, в первую очередь, предоставляемых системами здравоохранения и образования, пенсионного обеспечения, стандарта качества жизни и другим.

Шаг 13. Налаживание взаимоотношений с другими государствами и международными организациями. 2 марта 1992 года на 46-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН была единогласно одобрена резолюция о приеме Республики Казахстан в члены Организации. Казахстан также начал налаживать сотрудничество с авторитетными международными организациями, среди которых ОБСЕ, ЕС, МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ЮНЕП, ЭСКАТО, ПРООН, ВОЗ, МАГАТЭ, ОЭС и др. Рост доли участия страны в международных организациях расширил возможности обеспечения национальных интересов страны, расширил ее влияние на формирование мирового порядка, на управление мировой систем безопасности, на развитие и реализацию международного права.

Итоги первой пятилетки

За эти пять лет вся деятельность Нурсултана Назарбаева была направлена на обеспечение суверенитета, территориальной целостности, укрепление авторитета Казахстана на международной арене. Настойчивые действия Главы государства заложили базис и создали благоприятные условия для обретения страной подлинной независимости. Чего удалось достичь за этот короткий период? Во-первых, были очерчены концептуальные основы и общие контуры системы государственного управления. Во-вторых, начался переход к рыночным отношениям, который несмотря на всю болезненность процесса и сопротивление населения, позволил сосредоточиться на формировании стабильного фундамента для роста. В-третьих, Президент страны сразу заострил внимание на решение многочисленных социально-экономических проблем, среди которых стояли финансовая стабильность, задолженность по выплате зарплат и пенсий населению, остановка промышленных объектов и фактическое банкротство многих предприятий, нуждавшихся в инвестициях, стимулирование предпринимательства как основы новой экономики. По сути, в этот период Президент Казахстана был вынужден перейти фактически на «ручное» управление социально-экономическими процессами, лично обсуждая все проблемы, будь то стратегическое развитие страны или приватизация, подготовка к уборке урожая и предстоявшей зиме, ситуация с выплатой пенсий и заработной платы.

Подытоживая достижения Казахстана за этот период, Нурсултан Назарбаев в своем выступлении, посвященном 5-летию независимости, сказал: «Не каждому народу на планете выпадает такой жребий, не каждому народу приходилось решать столь сложные задачи за столь короткий отрезок времени. Строительство собственной сильной государственности и эффективной экономики при сохранении межнационального согласия и политической стабильности – вот тот язык, на котором формулируется задача на пороге XXI века. ...Никогда раньше, ни на одной странице национальной истории мы не были столь близки к тому, чтобы создать собственную государственность на столетия. И задача нашего поколения – использовать этот редкий исторический шанс».

В итоге, Казахстан, имевший на распад СССР наиболее худшие стартовые условия, уверенно выдвинулся в лидеры экономического развития и продемонстрировал стабильность общественно-политических процессов, явив тем самым успешный пример для стран СНГ. Все это в совокупности и предопределило итоги прошедших выборных кампаний, по итогам которых народ республики выразил полное доверие и поддержку Нурсултану Назарбаеву.

 

Новые горизонты для роста

Шаг 14. Стартовала новая политическая традиция ежегодных официальных Посланий Президента народу страны, которые определяли конкретную политику на будущий год и ближайшую перспективу. С Послания народу «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», которое Президент обнародовал в 1997 году, начались масштабные реформы в государственно-политической и социально-экономической сферах. Стратегия предусматривала 7 приоритетных целей, обеспечивающих: национальную безопасность, внутриполитическую стабильность и консолидацию общества, экономический рост, здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана, энергетические ресурсы, развитие инфраструктуры, в особенности, транспорта и связи, профессиональное правительство. Принятие документа стало отправной точкой в стремительном движении Казахстана к построению процветающего государства в течение последующих лет. Стратегия определила национальную цель и систему приоритетов на пути ее достижения.

Шаг 15. Перенос столицы. В декабре 1997 года административно-политический центр страны был перенесен из Алматы в Акмолу. Президент Нурсултан Назарбаев в течение нескольких лет издал ряд важнейших указов и распоряжений, направленных на развитие Акмолы:

– О столице

– Об учреждении Акмолинской специальной экономической зоны

– Внебюджетного фонда «Новая столица»

– Об объявлении Акмолы столицей Республики Казахстан

– О создании Евразийского университета имени Л. Гумилева

– О Госкомиссии по передислокации центральных государственных органов и др.

Глава государства лично курировал все вопросы, связанные с предстоящим переносом, вникая в мельчайшие подробности обустройства государственной власти. С переездом столицы в стране начался новый этап реформирования власти. Кроме того, переезд дал сильный импульс развития всей страны. Самое главное, сегодня Астана - национальный бренд Казахстана, а ее развитие стало моделью развития всей страны.

Шаг 16. Иностранные инвестиции. Для стимулирования дополнительных иностранных и внутренних инвестиций в приоритетные секторы экономики в 1997 году был введен Закон «О государственной поддержке прямых инвестиций». Законодательство об иностранных инвестициях создало гарантии по обеспечению благоприятных условий для деятельности зарубежных инвесторов в республике.

Шаг 17. Укрепление межнационального единства. Была проведена четкая регламентация государственной языковой политики. 11 июля 1997 года был подписан Закон «О языках в РК», в соответствии с которыми в стране государственным был определен казахский язык, а русскому языку был придан статус языка межнационального общения. Языкам этнических диаспор, проживавших в Казахстане, были законодательно гарантированы возможности свободного и полноценного развития.

Фото Sarbaz.kz

Шаг 18. Изменения и дополнения в Конституцию РК. В рамках реализации Стратегии «Казахстан-2030» конституционная реформа, направленная на демократизацию  политической системы страны, продолжилась. 7 октября 1998 года Парламент принял Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», включивший 19 поправок. В связи с внесенными в Конституцию изменениями на повестке дня встал вопрос о целесообразности проведения досрочных президентских и парламентских выборов. Последовавшие за ними президентский и парламентский электоральные циклы, не только изменили алгоритм работы политического управления в Казахстане, но и позволили сохранить внутреннюю стабильность для проведения экономических реформ.

Шаг 19. Развитие партийного поля. В марте 1999 года Президент Нурсултан Назарбаев принял участие в 1 съезде партии «Отан», которая позиционировалась как общественное движение в поддержку президентскому курсу и проводимым в стране реформам. Делегаты избрали Нурсултана Назарбаева первым председателем партии «Отан».

Шаг 20. Совершенствование государственного управления. В июле 1999 года Глава государства подписал Закон «О государственной службе» в новой редакции, направленный на правовое обеспечение реформирования государственной службы, повышение профессионализма государственных служащих и их социальной защищенности. Реформа расширила самостоятельность и четко закрепила в законодательстве полномочия районного (городского, областного) уровня управления в решении вопросов социально-экономического развития регионов.

Шаг 21. Совершенствование социальной защиты населения. Переход от государственной «солидарной» к накопительной системе пенсионного обеспечения. 1 января 1998 года был принят Закон «О пенсионном обеспечении в РК». К 1999 году завершилась реализация стабилизационных программ, включавших ограничительную денежно-кредитную политику, жесткие условия по расходам государственного бюджета и завершение либерализации цен и внешней торговли, прошло погашение  кредиторской задолженности государства по выплате пенсий и социальных пособий, а также заработной платы работникам бюджетных организаций и другим платежам.

Шаг 22. Обеспечение региональной стабильности. В 1996 году главы Казахстана, Китая, России, Кыргызстана и Таджикистана подписали Соглашение об укреплении мер доверия в военной области в районе границы и Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. В 2001 году пять стран-участниц приняли в состав организации Узбекистан, что повлекло переименование организации из Шанхайской организации в Шанхайскую организацию сотрудничества или «Шанхайскую шестерку».

Также в 2001 году вступил в силу Документ о создании Евразийского экономического сообщества.

Шаг 23. Повышение обороноспособности. В 1999-2001 годы из-за сложной обстановки в Центральной Азии стали актуальны вопросы обороноспособности страны. Приняты концепция военной реформы, Госпрограмма военного строительства до 2005 года, урегулированы вопросы обеспечения сохранности вооружения, боеприпасов и военной техники. В этот период была принята и новая Военная доктрина, заявлено об увеличении с 2001 года финансирования армии в ежегодном объеме не менее 1% ВВП, проведена реструктуризация военных округов.

Фото Sarbaz.kz

Итоги второй пятилетки

К концу первого десятилетия независимости было очевидно, что Казахстан сумел ясно обозначить свои долгосрочные интересы и приоритеты, что явилось первыми признаками зрелости государства. Так, с презентации Стратегии развития страны до 2030 года «Модель Назарбаева» стала наполняться все более инновационным содержанием. Если поначалу иностранные эксперты скептически относились к стратегическим планам страны, то по мере роста и новых успехов внутри страны, их оценка менялась в позитивную сторону. Перенос деловой и экономической активности в центр страны посредством передислокации столицы в Астану и меры по формированию надежного инвестиционного поля, а также по развитию тесного экономического сотрудничества с международными партнерами позволили переломить негативную динамику и вывести государство в устойчивое экономическое русло. Принятие таких неординарных (революционных для СНГ) управленческих решений позволило не только оперативно выстроить нужную для реформ государственную архитектуру, но и изменить политическую и экономическую атмосферу в республике. Плюс ко всему - постоянное внимание в сфере межэтнических отношений и конструктивные принципы, заложенные в новой Конституции, обусловили снижение межэтнической напряженности и сохранение в стране гражданского мира и политической стабильности.

Все это сформировало предпосылки к тому, чтобы организационно обновленный Казахстан приступил пожинать хорошие плоды своих реформ и усилий.

Прагматичный государственный курс Президента Нурсултана Назарбаева позволил государству сформировать прочный задел на перспективу и выйти на траекторию стабилизации социально-экономического развития и роста экономики в предстоящие годы. В этот период благодаря экономическому росту в 9-10% в год Казахстан вошел в десятку наиболее динамично развивающихся стран мира.

 

Плоды реформ

В начале 2000-х годов экономика страны готова была сделать новый виток в своем развитии. К 2003 году в стране были завершены структурные реформы в экономике: осуществлена приватизация государственной собственности, сформирована хозяйственная среда, адекватная стандартам развитого рынка.

Шаг 24. Переход от тактических задач к стратегическим. Дан старт крупной государственной программе - Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 года, направленной на обеспечение диверсификации экономики и отход от ее сырьевой направленности. Реализация Стратегии была намечена в три этапа. Первый этап  – 2003-2005 годы – характеризовался созданием государственных институтов развития. Второй этап – 2006-2010 годы – был направлен на создание основных предпосылок и условий достижения поставленных Стратегией целей и задач. Третий этап – 2011-2015 годы – переход экономики страны к сервисно-технологическому уровню и достижению следующих результатов: увеличение ВВП примерно в 3-3,5 раза по сравнению с 2000 годом, доведение среднегодовых темпов роста в обрабатывающей промышленности до 8,4%, рост производительности труда по сравнению с 2000 годом не менее чем в три раза, а также снижение энергоемкости ВВП в 2 раза.

2005 год стал завершающим годом первого подготовительного этапа реализации Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы. В рамках этого этапа были утверждены 9 программ отраслевого и межотраслевого характера. В их числе программы по формированию и развитию национальной инновационной системы на 2005-2015 годы, развитию строительной индустрии, изделий и конструкций, по энергосбережению и другие. Кроме того, были созданы основы управленческой инфраструктуры инновационного сектора.

Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития. Инфографика Sarbaz.kz.

Шаг 25. Новые походы к развитию регионов республики. Президент Казахстана сфокусировал внимание Правительства на задачах возрождения села, решении проблем развития перспективных районов и всего сельского хозяйства, разграничении государственных функций по уровням управления и укреплении власти на селе. Принятая Госпрограмма развития сельских территорий до 2010 года нацелилась на создание нормальных условий жизнеобеспечения села. Она была принята в рамках трехлетия возрождения аула в дополнение к ранее разработанной Государственной агропродовольственной программе на 2003-2005 годы, призванной обеспечить продовольственную безопасность Казахстана на основе формирования эффективной системы АПК.

Шаг 26. Переориентация развития инвестиционного климата. В ходе заседания Совета иностранных инвесторов обсуждалась реализация политики импортозамещения, трудоустройства и переподготовки кадров, а также перспективы вступления в ВТО и поиск мер, которые могли бы сделать страну привлекательнее для новых вложений.

Шаг 27. Послание Президента страны народу Казахстана 2006 года «Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира». Стратегический документ был обнародован Нурсултаном Назарбаевым 1 марта на совместном заседании палат Парламента РК. Он обозначил основные направления для успешной интеграции в мировую экономику, реализации прорывных проектов и их господдержке, развития демократии и модернизации политической системы, а также о стратегии Национальной безопасности, адекватной современным угрозам и вызовам.

Шаг 28. «Апгрейд» работы госаппарата. Нурсултан Назарбаев поставил задачи по внесению изменений в закон о государственной службе, среди которых – переход от конкурсной к карьерной системе продвижения по ступеням государственной службы, а также ликвидация всех допущенных в законе дисбалансов. В 2003 году была принята Концепция разграничения полномочий меду уровнями государственного управления и совершенствования межфункций, их разграничения по уровням управления.

Шаг 29. «Перезагрузка» политической системы на основе выборов. В преддверии выборов в маслихаты в 2003 году и парламентских выборов в 2004 году были внесены поправки в Конституционный Закон «О выборах в РК». Это усилило прозрачность выборного процесса и равноправного участия кандидатов. 4 мая 2005 года Президент подписал Указ «О мерах по дальнейшему использованию потенциала Конституции РК», определивший основные этапы политической модернизации. 9 сентября 2005 года на 8 внеочередном съезде партии «Отан» Назарбаев был выдвинут кандидатом на пост Президента РК.

Шаг 30. Совершенствование политической системы Казахстана. После победы на президентских выборах 2005 года Нурсултан Назарбаев выступил с инициативой создания Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ. Конкретным результатом деятельности Госкомиссии стал ряд принятых мер по развитию демократических процессов в стране в рамках действующей Конституции. В дальнейшем, именно Госкомиссия разработает практические предложения по основным направлениям политической модернизации для внесения изменений в Конституцию РК (шаг 37).

Шаг 31. Повышение эффективности межнациональной политики в Казахстане. В 2002 году была принята Стратегия Ассамблеи народов Казахстана, а также Положение об Ассамблее народов Казахстана, закрепивший ее правовой статус. В 2003 году Президент уделил внимание вопросам дальнейшего развития АНК через активизацию деятельности ее региональных структур. В 2003 году Казахстан инициировал проведение в Астане 1 съезд лидеров мировых и традиционных религий. В итоге, была принята Декларация, в которой духовные лидеры заявили о совместных действиях по обеспечению мира и прогресса для человечества и сохранению стабильности в обществах, как основы гармоничного мира в будущем.

Шаг 32. Сохранение и развитие культурно-исторического наследия нации. Указом Президента РК от 13 января 2004 года была принята Государственная программа «Мәдени мұра» на 2004-2006 годы. С момента принятия программы восстановлены 78 памятников истории и культуры, из которых 28 (35%) - отреставрировано в период с 2008 по 2011 годы. Два памятника вошли в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО - Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи и археологический комплекс Тамгалы. Успешно осуществлены зарубежные проекты – реставрация мавзолея Султана Аз-Захир Бейбарса в Дамаске, мечети Султана Бейбарса в Каире, строительство историко-культурного центра и мавзолея Аль-Фараби в Дамаске.

Шаг 33. Усиление социальной защиты. Была введена новая система оплаты труда, затронувшая, прежде всего, работников бюджетной сферы. Был введен в действие Закон «О государственной адресной социальной помощи», аналогов которого среди стран СНГ еще не существовало. Благодаря новым экономическим возможностям в государственной политике сделан особый акцент на здравоохранение, науку и образование, которые составляют потенциал любой страны.

Количество образовательных учреждений в РК в сравнении с 1991/1992 гг.

Итоги третьей пятилетки

Результаты третьей пятилетки еще раз подтвердили эффективность президентской модели построения государства в переходный период: «сначала экономика – потом политика». Это было время новых прорывов в области стратегического управления, политической модернизации, поиска перспективных направлений в экономике и институциональных преобразований, направленных на повышение эффективности экономического развития. В эти годы укрепился международный авторитет Нурсултана Назарбаева как главы независимого динамично развивающегося государства и мирового лидера, выступающего с крупными и значимыми международными инициативами. Президент обозначил новые векторы конкурентоспособного развития государства, поставил новые стратегические задачи, принял долгосрочные судьбоносные решения и сформулировал концепцию национальной идеи казахстанского общества. Эти пять лет стали для Казахстана периодом закрепления достигнутых результатов, переосмысления роли и определения новых целей и задач на ближайшую перспективу.

 

Через кризис к обновлению и развитию

Шаг 36. Корректировка национальной стратегии. В своем Послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире», обнародованном 28 февраля 2007 года на совместном заседании палат Парламента, Нурсултан Назарбаев определил основные приоритеты развития страны на ближайшее десятилетие и поручил продолжить работу по улучшению благосостояния нашего народа, опираясь на рост экономики и наши финансовые возможности.

Шаг 37. Конституционная реформа. 19 февраля 2007 года состоялось итоговое заседание Госкомисии по разработке и конкретизации программы демократических реформ в Казахстане. В ходе него был принят документ «Основные направления политического реформирования в РК на 2007-2008 годы». 16 мая Нурсултан Назарбаев на совместном заседании палат Парламента РК внес на рассмотрение депутатов проект закона об изменениях и дополнениях в Конституцию страны. Изменения касались нескольких направлений:

1. Перераспределение властных полномочий и ответственности, повышение роли Парламента.

2. Укрепление роли политических партий.

3. Развитие местного самоуправления.

4. Совершенствование судебной системы.

5. Обеспечение межнационального согласия и укрепление Ассамблеи народа Казахстана.

6. Дальнейшее развитие институтов гражданского общества.

7. Укрепление системы защиты прав и свобод граждан.

Изменения в Конституцию Республики Казахстан позволили вступить в новый качественный этап развития страны.

Шаг 38. Совершенствование системы государственного управления. В 2007 году при формировании нового состава Правительства Президент впервые прибег к процедуре рабочих консультаций с руководством партии «Нур-Отан» и ее парламентской фракции по кандидатуре премьер-министра. За этот период Мажилис Парламента дважды входил в электоральный цикл: в 2007 году в рамках конституционной реформы по причине необходимости ввода новых принципов формирования нижней палаты, которая отныне избирается на основе партийных списков, а также 9 депутатов избираются от АНК. В 2011 году высший законодательный орган был распущен, а выборы в Мажилис и маслихаты были назначены на 15 января 2012 года, что было обусловлено необходимостью сохранения внутриполитической стабильности.

Шаг 39. Меры по преодолению кризисных явлений. По поручению Президента 25 ноября 2008 года Правительство Казахстана разработало и утвердило План действий по стабилизации экономики и финансового сектора на 2009-2010 годы. Оперативность такого шага со стороны Нурсултана Назарбаева объяснялась тем, что последствия кризиса в мировой экономике Казахстан ощутил одним и первых на пространстве СНГ. Данный вопрос был отражен и в Послании народу «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана», который был обнародован 29 января 2010 года. Президент уже смотрел за горизонт преодоления кризисных явлений и ставил задачи стратегического развития страны до 2020 года. Среди них – посткризисное восстановление экономики, создание конкурентоспособного человеческого капитала, кардинальное улучшение делового климата и предпринимательской активности в стране, обеспечение административной и правовой реформы, дальнейшая демократизация общества.

Шаг 40. Индустриальное развитие и диверсификация вопреки кризисной конъюнктуре. Утверждена Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 гг. Ее ядро составила Карта индустриализации страны, включившая в себя 389 проектов республиканского и регионального значения на сумму более 1,8 трлн тенге. В качестве приоритетных направлений были определены 12 отраслей экономики: металлургия, машиностроение, нефтеперерабатывающая и химическая промышленность, строительная индустрия, транспортная и коммуникационная инфраструктура и другие. Реализация программы завершена. По ее итогам была создана необходимая основа, законодательная база, приняты отраслевые программы, программы поддержки бизнеса, Схема рационального размещения производственных мощностей, Карта индустриализации. (Логическим продолжением данной программы стала Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 – 2019 годы)

Итоги реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 гг. Инфографика Sarbaz.kz.

Шаг 41. Оптимизация Правительства. Был упразднен либо преобразован из министерств и ведомств, а также созданы новые структуры в числе Министерство индустрии и новых технологий, ответственное за претворение в жизнь Государственной программы индустриализации. При этом также было произведено персональное закрепление за каждым проектом руководителей профильных министерств, холдингов «Самрук-Казына» и «КазАгро», акимов областей, г. Астаны и Алматы.

Шаг 42. Привлечение прямых иностранных инвестиций. Благодаря прямым контактам Назарбаева, были достигнуты договоренности с Южной Кореей, Китаем, Италией, Францией, Турцией, Беларусью по совместным проектам на сумму свыше 25 млрд долларов. Тем самым вопреки конъюнктурным проблемам экономического развития, привлеченные инвестиции показали, что Казахстан добился устойчивого доверия со стороны иностранного капитала.

Динамика инвестиций, вложенных в основной капитал в РК с 1994 по 2016 годы. Инфографика Sarbaz.kz.

Шаг 43. Поддержка национального бизнеса. На 1 пленарном заседании Совета предпринимателей Глава государства поручил предусмотреть в «Дорожной карте бизнеса -2020» механизмы оздоровления предприятий, оказавшихся в сложной ситуации.

Шаг 45. Социальная защита населения. Развернута программа «Дорожная карта» по строительству дорог, возведению объектов социальной сферы и развитию инфраструктуры ЖКХ, позволившая создать порядка 390 тыс новых рабочих мест и давшая возможность получить вторую специальность почти 134 тыс человек.

Шаг 46. Сохранность стабильности. В октябре 2008 года на 14 сессии АНК Президентом Назарбаевым была инициирована разработка Доктрины национального единства, комплексной программы воспитания молодежи и системы мер по повышению статуса государственного языка. В 2010 году АНК отпраздновала свое 15-летие. В знак признания заслуг Ассамблеи Назарбаев объявил об учреждении общественной награды – золотой медали АНК «Единство».

Фото Sarbaz.kz

Шаг 47. Региональная интеграция стран СНГ. На неформальной встрече глав государств СНГ, созванной по инициативе Назарбаева 19-20 декабря 2009 года в Алматы, страны-участницы Таможенного союза приняли план совместных действий по созданию единого экономического пространства (ЕЭП). Уже с 1 января 2010 года был введен в действие единый таможенный тариф, а с 1 июля того же года – единый таможенный кодекс. В развитие этих процессов в декабре 2011 года была подписана Декларация о формировании Единого экономического пространства, а также одобрены соглашения, формирующие правовую базу интеграционного поля.

Итоги четвертой пятилетки

В начале четвертой пятилетки Назарбаев продолжил политику обновления экономики и политической системы, успев до мирового кризиса заложить новые подходы экономической политики и провести очередной этап конституционной реформы. Последующие годы стали для Казахстана и его государственной системы настоящим стресс-тестом на выносливость. Принимая во внимание, что 2008 год ознаменовался резким ухудшением мировой экономической конъюнктуры на фоне глобального кризиса, на повестке государственной политики встали вопросы сохранения стабильности и поиска антикризисных управленческих рецептов. Этот критический период в режиме неуправляемого «экономического шторма» проверил «модель Назарбаева» на внутреннюю прочность и адаптивность.

 

Траектория экономического роста

К 2012 году стало очевидно, что страна стала выходить на траекторию экономического роста. Помимо бесценного опыта Казахстан добился еще одной значимой цели: по сути, с большим опережением за 14 лет реализовал приоритеты Стратегии «Казахстан-2030». Назарбаев вновь сделал неожиданный стратегический ход – сильно подняв планку задач национального развития и объявив о новых долгосрочных приоритетах. Лидер Казахстана попытался встроить республику в нарождающиеся тренды и использовать новую глобальную волну изменений для очередного роста.

Шаг 48. Социальная модернизация. Нурсултан Назарбаев выступил с Посланием народу страны «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» от 27 января 2012 года. Программная статья Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу всеобщего труда» стала основой новой философии социального развитии казахстанского общества. Новая экономическая стратегия страны получила завершенный вид в ноябре 2015 года в Послании Президента народу «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие». В документе Глава государства предложил четкий алгоритм действий в условиях кризиса.

Социально-демографические показатели в РК. Сравнительный анализ. Инфографика Sarbaz.kz.

Основные социально-экономические индикаторы. Инфографика Sarbaz.kz. 
Продолжительность жизни в Республике Казахстан. Инфографика Sarbaz.kz.

Шаг 49. Новый политический курс. 14 декабря 2012 года на торжественном собрании по случаю Дня независимости Президент выступил с Посланием народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Глава государства сформулировал перспективное видение развития Казахстана до 2050 года.

Шаг 50. «Мәңгілік ел». 30 мая 2013 года концептуальному переосмыслению подверглись основополагающие документы АНК. По итогам работы 20 сессии Ассамблеи, прошедшей под девизом «Стратегия «Казахстан-2050»: Один народ – одна страна – одна судьба», была принята Концепция развития АНК до 2020 года. Глава государства заявил, что ключевой задачей Ассамблеи является участие в реализации институциональной реформы по формированию нации единого будущего, основу которой составляет идея «Мәңгілік ел».

Шаг 51. Антикризисная программа обрела свои окончательные контуры в программе «Нұрлы жол», обнародованной 11 ноября 2014 года в рамках Послания народу Казахстана. В рамках инфраструктурной программы предстоит построить и реконструировать 8 тыс  км автодорог внутри страны. К 2019 году более чем на треть сократится время в пути между крупными городами (со 115 часов в 2014 году до 72 часов в 2019 году), будет сформирована единая энергосистема и достигнуто объединение экономики в единый рынок. Всего на реализацию программы будет направлено более 17 млрд долларов, из которых половину выделят международные финансовые институты.

Шаг 52. Придерживаясь своей стратегической линии по укреплению евразийской интеграции, Казахстан 29 мая 2014 года совместно с Россией и Беларусью подписал исторический по своей значимости Договор о ЕАЭС. Позже к договору присоединились Армения и Кыргызстан.

Шаг 53. В 2015 году Назарбаев выступил с инициативой пяти крупных институциональных преобразований. В целях их реализации был разработан План нации, состоявший из 100 конкретных шагов и сопоставимый по своим масштабам со структурными реформами в 1990-е годы. По сути, План нации стал ответом Казахстана на глобальные вызовы.

Шаг 54. Перестройка системы государственного управления. В результате проведенной реорганизации из 17 министерств, 9 агентств и 54 комитетов в правительстве осталось 12 министерств и 30 комитетов. Все агентства были упразднены, ряд министерств объединены, а также образовались новые.

Шаг 55. Введена двухуровневая система должностей административной госслужбы в виде корпусов «А» и «Б». Назарбаев заявил о необходимости модернизации госсслужбы, решительной борьбы с коррупцией, оценки работы госорганов и служащих по их конкретным результатам. Созданы Министерство по делам государственной службы и Национальное бюро по противодействию коррупции.

Шаг 56. Поддержка малого и среднего бизнеса. Это стало основой роста экономики страны. Для поддержки МСБ Президент поручил расширить возможности по долгосрочному кредитованию, в связи с чем предложил выделить на эти цели из Национального фонда до 200 млрд тенге в течение 2014 и 2015 годов.

Шаг 57. Политика индустриализации экономики. В 2014 году завершилась первая пятилетка Государственной программы индустриально-инновационного развития и началась ее вторая пятилетка, рассчитанная на 2015-2019 годы. Президент Казахстана подписал Указ «Об утверждении Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике», предусматривающей снижение энергоемкости ВВП от уровня 2008 года на 25% до 2020 года и на 30% до 2030 года.

Далее приведены основные макроэкономические данные за 2016 в сравнении с предыдущим годом.

Показатель

Рост/снижение в %

ВВП

0,4

Налоговые поступления в бюджет

23

Средства Нацфонда

-5

Экспорт

-26

Импорт

-22

Кредиты экономике

-6

Цена импорта

8,2

Цена экспорта

-8

 

Шаг 58. Отказ от фиксированного курса тенге. 20 августа 2015 года правительство и Национальный Банк РК приняли решение отказаться от фиксированного курса тенге. Перед реформой тогда ставилось несколько основных задач: стабилизировать инфляцию и перейти на рыночное курсообразование, которое будет определяться спросом и предложением. После корректировки обменного курса в августе 2015 года цены на импортные товары резко подскочили. Это привело к повышению внутренней инфляции, а также ожидаемо снизило покупательскую способность и реальные доходы населения. 

Несмотря на то, что после принятия новой денежно-кредитной политики прошло всего два года, казахстанские эксперты уже подводят итоги. По их мнению, девальвация тенге для экономики была необходима. Резкое обесценение курса тенге сделало товары казахстанских производителей дешевле и импорт в страну менее привлекательным. Вырос спрос на местную продукцию за счет конкурентной цены. Также за счет свободно плавающего курса тенге Национальному Банку не приходится тратить существенные резервы на поддержание курса тенге. 

Шаг 59.  И вновь акцент на инвестициях. В стране инициировали масштабный пакет льгот для потенциальных инвесторов. В их числе – освобождение инвесторов от уплаты корпоративного подоходного налога и земельного налога сроком на 10 лет, налога на имущество – на 8 лет, компенсация государством до 30% капитальных затрат после ввода объектов в эксплуатацию, гарантия стабильности законодательства в отношении увеличения ставок всех налогов и платежей, кроме налога на добавленную стоимость и акцизов.

Шаг 60. Внеочередные выборы депутатов Мажилиса Парламента РК. Седьмые в истории независимого Казахстана парламентские выборы состоялись 20 марта 2016 года. Это пятые по счету внеочередные выборы парламента. Полномочия прошлого созыва были прекращены по причине выполнения своей основной цели.

Итоги за 25 лет независимости Казахстана

В 2016 году Казахстан отметил 25-летие независимости. Главным итогом этого периода развития стало то, что Казахстан в сложившейся ситуации сумел сохранить многовекторность своей внешней политики. Взвешенная и сбалансированная внешняя политика Казахстана, подкрепленная высоким авторитетом казахстанского лидера на международной арене, позволили  стране играть важную посредническую роль в украинском конфликте, активно взаимодействуя со всеми его сторонами в лице России, США, ЕС и Украины. Этот опыт также пригодился Казахстану между Россией и Турцией, отношения которых резко ухудшились на фоне сирийского конфликта. Перспективные возможности для экономики в 2015 году открылись в связи с вхождением в Евразийский экономический союз, договор о котором вступил в силу с 1 января 2015 года, а также Всемирную торговую организацию. Рассматривая интеграцию в качестве одного из действенных механизмов устойчивого развития государства, Казахстан продолжает укреплять взаимодействие с государствами-участниками Евразийского экономического союза.

 

Казахстанский фактор стабильности и процветания

За годы независимости Казахстан прошел серьезные испытания на прочность, но не сломился и смог добиться феноменальных экономических успехов. Локомотивом форсированного развития Казахстана стала так называемая «Модель Назарбаева». Именно благодаря данной модели Казахстан стал одним из немногих государств мира, не только выдержавших удары мирового кризиса, но и сохранивших экономический рост.

Социально-экономические показатели. Инфографика Sarbaz.kz.

В ходе построения нового государства Нурсултан Назарбаев принимал решения, которые меняли будущее страны. В начале пути Глава государства решил выбрать президентскую вертикаль. Это навсегда решило проблему двоевластия. Сегодня, когда страна прошла главные испытания, Президент Казахстана готов отдать ряд полномочий Парламенту и Правительству и занять роль верховного арбитра в отношениях между ветвями власти, внешней политики, вопросов национальной безопасности и обороноспособности страны. Цель такой реформы – построить более эффективную, устойчивую, современную систему управления страной. Реформа создаст запас устойчивости политической системы, а также повысит роль Правительства и Парламента, что даст более эффективный механизм ответа на современные вызовы.

Еще одним нестандартным подходом в ходе строительства Казахстана стал отказ от петромодели. Нурсултан Назарбаев имел все основания сделать ставку в экономике на масштабное развитие  петроэкономики с главным ориентиром на экспорт нефти. Однако Глава государства четко представлял, что стратегический ориентир на нефть сильно сузит возможности развития республики в будущем. Казахстанский лидер осмысленно не пошел по пути стран ОПЕК и не стал строить в республике, так называемый «петростейт», хотят как покажет любой анализ ресурсной мощи страны, имел для этого многие возможности.

Смелым и взвешенным решением стал и отказ от ядерного оружия, что обеспечило стране гораздо более эффективную безопасность и принесла возможность привлечь массовые инвестиции в экономику страны.

К слову, акцент на инвестициях за годы строительства молодого государства также было продуманным решением. Казахстан изначально ставил цель по достижению благоприятного инвестиционного климата в стране и дальнейшему стимулированию притока прямых иностранных инвестиций в экономику. Сегодня страна занимает лидирующее положение по объему привлекаемых иностранных инвестиций в экономику и лидирующее положение по объему привлекаемых иностранных инвестиций на душу населения среди стран СНГ. По поручению Нурсултана Назарбаева Правительство РК и Всемирный банк разработали Национальную инвестиционную стратегию на 2018–2022 годы, в которой основной акцент ставится на привлечение прямых иностранных инвестиций в несырьевые сектора, ориентированные на экспорт.

При успешной реализации Стратегии, в течении пяти лет прогнозируется поэтапный рост валового притока прямых инвестиций в экономику до 26% к уровню 2016 года, а инвестиции, ориентированные на повышение эффективности, то есть на экспорт — до 50%. Также, ожидается и рост внутренних инвестиций в основной капитал несырьевого сектора на 46%.

Еще одним уникальным решением Лидера нации стало создание Ассамблеи народа Казахстана. АНК зарекомендовала себя ведущим проводником политики Главы государства, неустанным путником на непростой дороге строительства общегражданской идентичности, общенационального единства при сохранении культурной самобытности всех казахстанских этносов. Культивируя в стране атмосферу толерантности и согласия, Нурсултан Назарбаев создавал и создает все условия для подлинного национального возрождения, подъема духовных ценностей казахского народа.

«Полиэтнизм нашей страны – наше богатство, предмет нашей гордости».
Нурсултан Назарбаев
Безопасность, стабильность, спокойствие и процветание Казахстана не были бы обеспечены без единства казахстанского народа. Глава государства Нурсултан Назарбаев сделал огромный вклад в развитие полиэтничного и поликонфессионального общества, обеспечение международной стабильности, общественного согласия и национального единства казахстанского народа.

В Конституции РК заложены 11 норм, обеспечивающих равенство прав всех граждан. Казахстан ратифицировал свыше 100 международных правовых актов в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений. Гарантированное представительство этносов в Парламенте обеспечивается избранием АНК 9 депутатов Мажилиса.

Мощным двигателем развития страны стали оперативно принимаемые государственные Программы, направленные на решение социально-экономических проблем.

Президентская Стратегия «Казахстан-2030» стала самым масштабным предвидением дальнейшего пути развития нашей страны в долгосрочной перспективе. В результате страна достигла значительного прогресса в деле экономической модернизации: сложилась социально ориентированная рыночная экономика, сформировался мощный класс отечественных предпринимателей, успешно развивается малый и средний бизнес, активно идет становление среднего класса.

Благодаря Стратегии индустриально-инновационного развития в Казахстане начали появляться новые производства.

Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран создала основу для реализации целого ряда прорывных проектов национального и международного значения.

В рамках Антикризисной Программы был разработан план первоочередных антикризисных действий.

Еще одним сложным и судьбоносным решением Главы государства стал перенос столицы из Алматы в Акмолу.

Сегодня Астана - символ современного Казахстана, центр притяжения передовых идей и достижений. В столице успешно воплощены самые смелые задумки Главы государства. Смотря на то, как на глазах расцветает и преображается Астана, нельзя не отметить дальновидность и прозорливость Нурсултана Назарбаева, решение которого изначально было воспринято народом неоднозначно. Спустя годы стало понятно, что идея переноса была необходимостью для развития молодого государства. 

Астана стала центром притяжения не только Евразии, но и всего мира. Этому способствовало также проведение международной специализированной выставки ЭКСПО-2017. За это время выставку на тему «Энергия будущего» посетило более 4 миллионов человек. ЭКСПО-2017 – первая подобная выставка не только в странах СНГ, но и во всем Центрально-Азиатском регионе. Проведение выставки помогло стране в развитии «зеленых» технологий, а также улучшило экономические показатели и инфраструктуру страны, повлияло на развитие туристической отрасли.

Проведение такого масштабного мероприятия придало новый серьезный импульс  развитию малого и среднего бизнеса. Выставка позволила привлечь значительные частные инвестиции в строительство выставочных объектов и инфраструктуры столицы.

Цифры и факты об ЭКСПО-2017 в Астане. Инфографика Sarbaz.kz.

Сам Нурсултан Назарбаев говорил так: «Каждый руководитель государства, которому доведется править страной в поворотные периоды истории, должен уметь жестко противостоять некомпетентности, в особенности при определении моделей экономического и политического развития, и принимать, быть может, непопулярные, часто неудобные и непонятные для современников, но жизненно необходимые и единственно правильные решения».

«В новой столице новыми должны быть и город, и мышление его жителей».
Нурсултан Назарбаев



 



10 управленческих решений Нурсултана Назарбаева, изменивших Казахстан. Инфографика Sarbaz.kz

Сегодня, можно уверенно говорить - казахстанская государственность полностью состоялась. По основным показателям социально-экономического развития и уровня жизни населения Казахстан уже опережает большинство стран СНГ. И это только начало. Созданный Главой государства прочный фундамент позволяет нашей стране перейти в качественно новый этап своего развития, обеспечив его устойчивый характер на длительную историческую перспективу.

Проанализировав последовательность политических решений Нурсултана Назарбаева, мы решили сформировать основные постулаты, которые пользовался Лидер нации. В итоге, получилось 8 кейсов из реальной практики Главы государства.

8 кейсов политического планирования Нурсултана Назарбаева. Инфографика Sarbaz.kz.

В итоге, мы видим, что за годы строительства государства Нурсултаном Назарбаевым был найден необходимый баланс между рыночными механизмами развития экономики и методами ее государственного стимулирования. Это был собственный курс Главы государства на быстрые и энергичные реформы при разумном государственном регулировании и жестком контроле исполнения.

В основу «Модели Назарбаева» входят три концептуальных компонента: современная, конкурентоспособная экономика, стабильность и поэтапная модернизация общественно-политической системы, а также обеспечение суверенитета и безопасности страны. Именно в их взаимосвязи заключается высокий потенциал устойчивости казахстанской государственности, обеспечивающий ее дальнейший рост и развитие.

«Модель Назарбаева» зарекомендовала себя как прагматичная модель баланса. Рациональный, продуманный баланс, предопределяющий собой не слабость, а прагматичный бесконфликтный метод достижения своих задач.

Сейчас казахстанский путь развития опирается на массовую поддержку внутри страны, получает все более широкое международное признание.

Благодаря «Модели Назарбаева» Казахстан за годы независимости стал надежным партнером для мирового сообщества в решении сложнейших глобальных задач современности, вышла на лидирующие позиции в регионе, председательствовала в ОБСЕ.

Главной в «Модели Назарбаева» была установка на ускоренное, опережающее развитие, а также лидирующая роль самого Президента.

Сейчас, спустя более чем четверть века мы можем по достоинству оценить созданную Главой государства модель. Она успешно работает и позволяет гибко корректировать экономическую политику, обеспечивая стабильность экономического развития.

Благодаря выверенным, решительным и последовательным действиям по укреплению "Модели Назарбаева" наша страна в начале нового тысячелетия завершила переходный этап своего развития.

Сегодня "Модель Назарбаева" в очередной раз демонстрирует свою способность с опережением реагировать на изменения внешней и внутренней среды и продолжать поступательное движение вперед.

Будущее "Модели Назарбаева" впереди. Это - будущее нового Казахстана в новом мире на длительную историческую перспективу.

«Обретший во всех странах света верных друзей, преданных союзников, надежных партнеров, окруженный аурой добрососедства и взаимоуважения Казахстан уверенно ведет свой караван по великому кочевью нового тысячелетия».
Нурсултан Назарбаев
Достижение обозначенных Президентом Казахстана новых стратегических целей и тактических задач требует последовательных усилий.  Наши объединенные усилия направлены сегодня на реализацию приоритетных задач, обозначенных в Послании Президента "Новый Казахстан в новом мире".

Стратегия Президента Казахстана - "Модель Назарбаева" - на практике подтверждает свою эффективность, жизнеспособность и перспективность, обеспечивая уверенность в устойчивом развитии и благоденствии Казахстана в ХХІ веке

Казахстанский опыт государственного строительства доказывает, что современный Казахстан – это целеустремленная страна с сильными амбициями, способная достигать намеченных целей. Страна, открытая для диалога и взаимовыгодного сотрудничества с мировым сообществом. 


Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"