БПЛА на вооружении террористов

Начало XXI века отмечено применением беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) практически во всех развитых странах мира. Вместе с тем технический прогресс в данной области имеет и теневую сторону. Это касается использования БПЛА в террористических целях.

Простота построения БПЛА и доступность комплектующих делает их опасным оружием в умелых руках.
Наибольшие опасения вызывает ситуация в области любительского авиамоделизма, который благодаря успехам в области электроники приобрел новые качества и стал доступен массовому потребителю. В первую очередь эти успехи относятся к возможности использования информации космических радионавигационных систем GPS и ГЛОНАСС.
В распоряжении сегодняшних авиамоделистов имеются не только серийно выпускаемые комплектующие: двигатели, устройства радиоуправления, сервоприводы, системы автоматической стабилизации полета, приемники информации космических навигационных систем, но также им предлагается большой ассортимент готовых авиамоделей. При этом можно приобретать не только модели, требующие большого опыта пилотирования, но и простые в управлении и устойчивые в полете аппараты, предназначенные для новичков, стоимостью до 1000 долларов США.


Анализ показывает, что для использования в теракте к авиамодели предъявляется только одно требование: доставка груза заданной массы по заданному маршруту к цели. При этом можно предположить, что ни на этапе пуска, ни в процессе полета теракт предотвратить не удастся, так как подобные действия не вызовут подозрений у окружающих. Такой аппарат не будет испытывать больших перегрузок, характерных для спортивных моделей, выполняющих фигуры высшего пилотажа. Поэтому в качестве носителей боевой нагрузки можно использовать относительно простые и устойчивые в полете конструкции, а управление такой моделью доступно любителю. Причем подготовку такого летательного аппарата к теракту, включая его летные испытания, можно осуществлять вполне легитимно, поскольку такая деятельность не регламентируется и не контролируется. В разобранном виде такой беспилотник умещается в багажнике автомобиля, а процесс сборки и подготовки к вылету занимает от нескольких минут до одного часа. Неприхотливы такие аппараты и к условиям старта. Авиамодели весом до 4 кг могут стартовать с руки. Для старта более крупных беспилотников можно использовать асфальтированные дороги, открытые площадки, простейшие катапульты или багажник автомобиля. Угроза терактов с применением БПЛА усугубляется тем обстоятельством, что в мире отсутствует эффективная система защиты от подобной угрозы. Современные системы ПВО разрабатывались для отражения массированного налета пилотируемой авиации. Если пуск БПЛА будет осуществлен террористами на расстоянии нескольких десятков километров от объекта атаки, а полет до него займет 15–30 минут, эта система ПВО окажется не в состоянии предпринять какие-либо меры. Здесь важно отметить, что РЛС контроля воздушного пространства осуществляют фильтрацию целей по их минимальной скорости для селекции ложных целей, которыми могут быть, в частности, птицы, скорость которых близка к скорости мини-БПЛА. Такие летательные аппараты, летящие на высоте около 100 м со скоростью до 100 км/ч, по характеристикам отраженного сигнала больше похожи на птиц, чем на средства воздушного нападения. Более того, РЛС не сможет обнаружить БПЛА, летящий в черте города на небольшой высоте над зданиями или летящий над горами и сопками, из-за многочисленных отражений зондирующих радиосигналов от крыш домов и скал, обладающих значительно большей отражающей поверхностью, чем малоразмерный беспилотник.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что защититься от мини-БПЛА террористов можно:
• путем организации визуального воздушного контроля над охраняемыми объектами и в районе возможных пусков БПЛА.
• путем организации инструментального воздушного контроля
• Наземный пульт или центр управления является слабым местом беспилотников – поиск и их нейтрализация.
• использование истребителей БПЛА
• Использование мобильных радиоэлектронных систем для борьбы с дронами

 В статье использованы материалы (текст, фото и видео) их открытых источников ("Новый оборонный заказ. Стратегии". Владимир Карякин).
Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"