Тест-драйв бронированной колесной машины «Арлан» 4х4

Бронемашины Marauder («Мародер»), производимые южно-африканской корпорацией Paramount Group, настолько приглянулись Вооруженным Силам Казахстана по своим тактико-техническим характеристикам, что для совместного проекта в качестве партнера была выбрана именно эта компания. В пользу данной техники сыграл также и тот факт, что условия для военных действий в ЮАР чем-то схожи с нашей природой – те же степи, и пустыни. Разве что морозов нет, но это дело поправимое, решили наши военные разработчики, и уже в 2014 году началось строительство совместного предприятия – ТОО «Казахстан Парамаунт Инжиниринг» (КРЕ). А через два года – в 2016 году – в Вооруженные Силы РК была поставлена первая партия казахстанских броневиков под грозным казахским названием «Арлан».

Начнем с того, что «Арлан» является многоцелевой бронированной машиной с усиленной противоминной защитой. Главное ее предназначение – ведение разведки. Машины этого типа обладают большим дорожным просветом, V-образный корпус, позволяет противостоять осколкам и рассеивать энергию взрыва. На сегодняшний день, броня соответствует третьему уровню защиты стандарта STANAG 4569 (стандарт НАТО, определяющий уровни защиты экипажей боевых бронированных машин по массе при поражении боеприпасами кинетического действия, осколками осколочно-фугасных снарядов полевой артиллерии и фугасным действием импровизированных взрывных устройств). 

V-образный корпус "Арлана" позволяет противостоять осколкам и рассеивать энергию взрыва

Внизу машины идет бронелист толщиной до 7 см, который вырезается на заводе и изгибается V-образной формы. Корпус состоит из двухслойной брони. Броня выдерживает выстрелы из любого стрелкового оружия бронебойными патронами калибра 7,62 мм, снайперской винтовки Драгунова патронами калибра 12,7 мм стандарта НАТО. Каждое колесо выдерживает до 8 кг в тротиловом эквиваленте и столько же под днищем, а также 50 кг в тротиловом эквиваленте  на расстоянии 5 метров. Эти факты были проверены в ходе испытаний на практике компанией «КРЕ».

Броня выдерживает выстрелы из любого стрелкового оружия бронебойными патронами

Кроме того, одно колесо выдерживает выстрелы до 50 патронов. Даже если колесо повредилось или пробито, то оно свободно может проехать до 70 км. Это обеспечивает установленный каучуковый и стальной ободок. В случае замены колеса на запасной, которое находится в подвешенном состоянии, используется домкрат. Опытный   военнослужащий сможет заменить его и один, однако, как правило, используется труд двоих бойцов.

Одно колесо выдерживает выстрелы до 50 патронов

Отметим, что шины для «Арлана» специально закупаются у российских коллег – ПАО «КАМАЗ»,  которые обеспечивают нас шинами французской компании Michelin. Причем это индивидуальный заказ, поскольку у прототипа БКМ размер диаметра колеса составлял 17 и меньше, а заказчик (МО РК) попросил увеличить диаметр до R20 для большей проходимости в различных климатических условиях.

Двигатель (турбодизель) объема 6.7 л установлен американского производства. Зимой двигатель на капоте закрывает специальная заслонка, летом она открывается и полностью снимается. Топливный бак заправляется дизельным топливом на 220 литров любым видом солярки. Система двигателей рассчитана на 50 тысяч км, после чего требует замену. В части запыленности в ходе проведения различных учений, проблем быть не должно. Для экипажа внутри установлен кондиционер, климат-контроль, печка.

«Арлан» способен проходить брод (водные преграды) высотой 1,2 м. В случае буксировки, 9-тонная лебедка позволит вызволить машину практически из любой дорожной засады. Плюс к нему в комплект идут серьги.

Внутри БКМ установлена пятиступенчатая автоматическая коробка передач с различными опциями. На трассе скорость по ТТХ рассчитана на 100 км/ч, по спидометру развивает до 120 км/ч, однако производители уверяют, что машина способна развивать и больше 120 км/ч. Средняя скорость при движении колонны из 6 единиц – 70-80 км/ч, что является довольно хорошим показателем. Может переключаться на режим езды по бездорожью.

Как уже было сказано выше, прототипом машины стал южноафриканский «Мародер». На основе чертежей, предоставленных Paramount Group нашему заводу, отечественные производители доработали их с учетом казахстанских требований. От «Мародера» в «Арлане» если и осталась что-то, то только задумка. Производство с каждым годом приближается к казахстанскому содержанию. На сегодняшний день, доля казахстанского содержания составляет 39%. К примеру, связь обеспечивается Петропавловским заводом им. Кирова, сиденья и резинотехнические изделия от АО «Тыныс», боевой модуль, тепловизоры и приборы наблюдения от «Казахстан Аселсан Инжиниринг». Из экспортируемых деталей – двигатель, колеса, блок-панель.

Прототип «Арлана» прошел все жесткие испытания команды знаменитой программы Top Gear во главе с его ведущим Ричардом Хаммондом. Для прохождения финального теста ведущий подорвал Hummer и Marauder, имитируя этим наезд машин на фугасные мины, так как в местах боевых действий это обычное дело. Результат: полностью уничтоженный Hummer, Marauder же, имея лишь незначительные повреждения, преспокойно самостоятельно покинул место взрыва.
Если говорить об опыте боевых действий, то прототип «Арлана» участвует в различных военных маневрах, в частности более 170 раз попадал на взрывы. По данным производителей, за все это время погибли два человека, по вине самих военнослужащих.

 В целом, обзорность у «Арлана» отличная. Широкие лобовые стекла, высокие боковые зеркала, кроме того, дополнительно установлена камера переднего и заднего вида. Кстати, зеркала для удобства также сделаны с подогревом, однако от пули все равно не защищены. Зато лобовые и боковые окна – как и положено, бронированные.

Зеркала заднего вида снабжены функцией подогрева

В БКМ «Арлан» имеются три люка – один для пулеметчика и два – для десантного отделения. 




Три люка 

А теперь об экипаже. Экипаж бронированных колесных машин «Арлан» с колесной формулой 4х4 составляет 10 человек: водитель, командир экипажа, оператор-наводчик и семь человек десантного состава. Водитель и командир располагаются на двух передних сиденьях, каждый попадает на свое место через отдельные двери. Им не надо проявлять свои акробатические способности и прыгать через рычаги трансмиссии, как это делает, к примеру, экипаж БТР «Кобра», где дверь установлена в центральной боковой части. Доступ в машину для десантников «Арлана» осуществляется через заднюю дверь. Может показаться, что места для семи десантников здесь не много, что вызывает определенную тесноту, к примеру, в той же «Кобре» десантный состав состоит из четырех человек, и они сидят более просторнее, однако большее количество бойцов войск быстрого реагирования в одном экипаже обеспечивает эффективность выполнения поставленной боевой задачи. Не стоит забывать, что основное предназначение «Арлана» – разведывательное, и БКМ уж никак не является заменой БТР.

Экипаж бронированных колесных машин «Арлан» - 10 человек

Что касается эргономики машины, то здесь для военнослужащих – настоящий рай. Переднее кресло водителя сконструировано максимально удобно – регулируются как вперед/назад, так и балансируется по весу. Педали тормоза и газа располагаются друг от друга на оптимальном расстоянии. При управлении задействована только правая нога.

На первый взгляд, передняя панель водителя может показаться довольно «замудренной», однако обученные водители убеждают в обратном – все кнопки логичны и находятся на своем месте.

В оснащение бронемашины входит система самоподкачки колес для улучшения проходимости в зависимости от дороги: первый уровень – для езды в городе, второй – для заснеженной местности, преодоления водных преград, третий и четвертый – для болотной и вязкой дороги.

Система самоподкачки колес

Установленный хронометр определяет уровень наклона максимум до 20 градусов. Если отметка приближается к данной цифре, значит, пора выбирать другую дорогу, опасно.

Имеется подогрев стекол, двигателя и топливного бака. Кроме того, установлена печка для обогрева салона. Тепло идет как в сторону водителя и командира в передней части салона, так и в сторону десантников.

Под капотом находятся два маленьких огнетушителя, ими можно воспользоваться в случае пожара двигателя не выходя из машины. Внутри салона имеются также два ручных огнетушителя.

Ручной огнетушитель установлен на задней части двери БКМ

Лампы в передней и задней части салона имеет три цвета – синий, красный и белый. Помогает при чтении карт.

На международном военно-техническом форуме «Армия-2016» принимавшая участие бронемашина «Арлан» в ходе демонстрационных показов обошла по тактико-техническим характеристикам представленные российские броневики. В то время, как бронемашины made in Russia преодолевали траншею максимум в 30 см, «Арлан» преодолел траншею до 50 см. И это, как убеждают казахстанские производители, далеко не передел.
Выше мы уже упоминали о сиденьях казахстанского производства от завода «Тыныс». Хочется также добавить, что они снабжены ремнями безопасности, а также специальной подставкой для ног, чтобы ноги десантников не прикасались к днищу салона. Это сделано из практики для того, чтобы обезопасить бойцов при взрыве. Аналогичные сиденья можно увидеть в броневиках российского производства.
Сиденья казахстанского производства 

К слову, в салоне помимо всего прочего лежит лопата, вещь всегда нужная.

С внутренним обеспечением понятно. А что на счет боевых возможностей?

Машина «АРЛАН» оснащена стабилизированным дистанционно управляемым боевым модулем «САРП», калибра 12,7 мм., который предназначен для удаленного ведения огня. Боевой модуль выпускается казахстанской компанией «КАЕ».

Боевой модуль "Сарп"

Встроенная электронно-оптическая система Боевого модуля, сочетающая в себе тепловизионную камеру, камеру дневного видения, лазерный дальномер позволяет в любых погодных условиях, а также в ночное и дневное время суток вести наблюдение/разведку, автоматическое сопровождение цели, рассчитать  наиболее точную  баллистику и осуществлять прицельную стрельбу.

В боевой модуль встраивается пулемет НСВ 12,7 мм калибра

Компьютерно-программное обеспечение Боевого модуля предоставляет возможность удаленно управлять огнем, предупреждать о последнем боеприпасе и вести счет отстреленных боеприпасов. Вместе с этим, система позволяет использовать оружие в ручную.

Место оператора-наводчика

В боевой модуль встраивается пулемет НСВ 12,7 мм калибра – мощный автоматический пулемет, предназначенный для поражения цели и легкобронированной техники. Благодаря боевому модулю пулемет крутится на 360 градусов. Вниз на 20 градусов, верх – 45 градусов. Управляется компьютерным джойстиком оператором-наводчиком.

 

Тактико-технические характеристики:

Калибр  12,7 мм

Масса пулемета без боекомплекта 25 кг

Масса ствола 9 кг

Масса патронов  123-127 гр

Темп стрельбы 550-600 выстрелов в минуту

Боевая скорость стрельбы – 70-80 выстрелов в минуту

Прицельная дальность – 2000 м по наземным целям, 1500 м – по воздушным целям

Вместимость боеприпасов – 250 патронов

 

Компактность Боевого модуля позволяет его применение в стационарном режиме на блок постах, заставах, вышках, а преимущество стабилизации позволяет применять его на любом виде сухопутной техники в движении.

Преимущества Боевого модуля, повышающие боеспособность:

1. Высокие возможности наблюдения и сопровождения цели, ведение прицельной стрельбы в неблагоприятных погодных условиях, днем и ночью позволяют заблаговременно обнаружить противника;

2. Удаленное управление Боевым модулем минимизирует риски потери личного состава;

3. Широкий диапазон применения;

4. Ведение стрельбы в движении.

Тактико-технические характеристики

Наружная часть

165 (без брони, оружия и боеприпасов)

Внутренняя часть

< 50 кг

Высота башни

<  80 см

Угол поворота по азимуту

360 °

Угол наклона

-20 / +45

Применяемое оружие

12,7 мм


Для связи с бронированной колесной машиной используется радиостанция, применяющаяся в тактическом звене «отделение-взвод-рота». Количество каналов – 100. Режим работы – открытый/закрытый. Имеется также емкость аккумулятора. В режиме ожидания составляет 48 часов. В режиме переговоров – 24 часа.

Радиосвязь обеспечивается Петропавловским заводом им. Кирова

Стоит отметить, что на БКМ «Арлан» имеется год гарантии, а также постоянное сервисное обслуживание. Военнослужащие имеют прямые контакты с водителями-инструкторами и инженерами «Казахстан Парамаунт Инжиниринг» на случай какой-либо поломки. Сами военнослужащие перед тем как сесть за руль броневика проходят месячный курс вождения, после чего получают сертификат на право вождения БКМ. Предпочтения в обучении отдаются водителям «КамАЗа», которые имеет водительский стаж и категорию – их обучать легче.

 

Подытожим

Бронированная колесная машина «Арлан» – отличный образец боевой техники и удачное приобретение Вооруженных Сил РК для пользования войск. Ее южноафриканский прототип отлично зарекомендовал себя в боевых действиях. Повышенная противоминная устойчивость обеспечивает живучесть личного состава. Еще бы, бронемашина готова принять на себя удар самодельных взрывных устройств, мин, а также взрывов с 8 килограммами динамита под автомобиль и под его колесами. Климат контроль машины позволяет бойцам чувствовать себя комфортно, даже если за бортом температура будет достигать от минус 50 до плюс 55 градусов по Цельсию.

БКМ "Арлан" может преодолеть любую заснеженную местность

 

Понравилось: 

Отличная проходимость

«Арлан» имеет отличную проходимость, в чем мы убедились лично, преодолевая снежные сугробы высотой в один метр.

Комфорт

Сиденья мягкие, с ремнями безопасности и специальной подставкой для ног. Тепло от печки. Нет запаха. Чисто.

Вместимость салона

Несмотря на свою компактность, в машину помещаются 10 человек, среди которых 7 человек десанта. Это увеличивает шансы на эффективное выполнение боевой задачи.

Хорошая обзорность

Огромные лобовые стекла, зеркала заднего вида, четыре окна в задней части салона, а также камера заднего и переднего вида – все это обеспечивает отличную обзорность

Не понравилось:

Недостатков не обнаружено.




Историческая справка:

11 декабря 2013 года на территории индустриального парка Специальной экономической зоны «Астана – Жана кала» состоялась процедура закладки капсулы на месте строительства завода по производству бронированных колесных машин в Астане.

14 апреля 2014 года началось строительство завода. Партнерами в этом Проекте выступили ТОО «Казахстан Инжиниринг Дистрибьюшн» и южноафриканская компания «Парамаунт групп», учредившие для реализации проекта совместное предприятие ТОО «Казахстан Парамаунт Инжиниринг».

30 ноября 2015 года состоялось открытие завода с участием Президента страны – Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РК Нурсултана Назарбаева, а также членов Правительства РК.

Через 7 месяцев компания начала поставлять первые партии машин. В июле 2016 года – поставлены первые бронемашины в войска для проведения опытно-войсковых испытаний. До конца 2016 года в войска Региональных командований было поставлено более 30 машин для проведения опытно-войсковых испытаний в различных климатических условиях. 


Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"