Прошел две войны с трижды героем Кожедубом

admin
Автор admin
27/10/2025 - 13:37

https://sarbaz.kz/cache/imagine/300x170/uploads/news/2025/10/27/68ff75c04fa9e226345610.png

«Сынок, что поделаешь, война…»

 

О североказахстанце, авиаторе, майоре в отставке Евгении Богунове, участнике двух войн, кавалере ордена Отечественной войны, медали «За боевые заслуги», удостоенном грамоты Президиума Верховного Совета СССР за мужество и воинскую доблесть при выполнении интернационального долга.

 

Евгений Богунов родился 18.02.1926 года в с. Плоское Полудинского района (ныне район Магжана Жумабаева) Северо-Казахстанской области. Фронтовик более полувека посвятил труду. Когда началась Великая Отечественная война, то на мальчишеские плечи Жени легла особенно тяжелая ноша. Ему тогда едва исполнилось пятнадцать лет. Он заменил в колхозе отца Аврама Ивановича, ушедшего на фронт.

Уходя из дома, отец вздохнул: «Сынок, что поделаешь, война она есть война». Малыши, сбившись в кучу, ничего не понимая, таращили глаза на отца. Аврам Иванович расцеловал каждого. А у жены Марьи Андреевны по лицу ручейками текли слезы.

В колхозном поле Евгений и его мама трудились каждый день без передышки, стараясь доделать все то, что не успели завершить ушедшие на фронт мужчины. Особенно в ходе заготовки сена Женя проявлял мальчишеское усердие, настойчивость.

Между делом младший Богунов не забывал заглянуть и в военкомат. Вскоре и Евгений ушел на фронт, став курсантом Селищинской авиационной школы механиков.   

 

С гармошкой всю войну                                                           

Мы сидели накануне 80-летия Великой Победы с военным журналистом майором Боташом Кажимовым в уютном доме Евгения Аврамовича. На плите кипел чайник.

Вспоминая пережитое, боевых друзей, майор в отставке не сдержался, взял в руки баян и запел: «Темная ночь разделяет, любимая, нас…». Затем спел другую: «Эх, дороги, пыль да туман, холода, тревоги да степной бурьян».

Играл Богунов с задором, с настроением. Пел бывший механик боевых самолетов и о небе, о крыльях, в том числе вспомнил свою, курсантскую: «Пропеллер громче песню пой».                                                                    -  - Не поверите, с гармошкой, баяна в то время не было у меня, прошел всю войну, - продолжал разговор ветеран. - С ней было всегда легко и весело. Игра бередила душу, воодушевляла, звала в бой. Да, песня, песня, что делала с человеком! Тут рядом раздаются взрывы, надо выполнять задачу, а песня все не выходит из головы, звучит и звучит. Сейчас, возвращаясь к тем боевым годам, я смотрю на них через призму времени, как будто все было во сне. Подумать только: тогда, несмотря на свою молодость, хотелось жить, презирал смерть. Мы то хоть живы остались, а ведь скольких боевых товарищей потеряли, уму непостижимо. Вместо сердца «пламенный мотор».

Фронтовик, о чем-то еще подумав, заговорил вновь:  

- По молодости все казалось преодолимо и в самом деле, вместо сердца бился «пламенный мотор».

Богунов – кряжист, среднего роста, говорил неторопливо, обстоятельно. Так и кажется, что и со словами обращался, как когда-то с самолетом, готовя к вылету.

- Окончив авиационную школу, я прибыл в 176-ой гвардейский Проскуровский, орденов Александра Невского, Кутузова истребительный авиаполк. Полк в тот период принимал участие в освобождении Крымского полуострова от гитлеровских захватчиков. Часть дислоцировалась на полевых аэродромах Княжевичи и Джанкое.

После назначения Богунова механиком самолета «Ла-5» познакомился со своим командиром, летчиком, лейтенантом Сергеем Крамаренко. Выглядел он стройным, подтянутым. Внешне чем-то был похож на отца Богунова и в манере разговора чувствовались доброжелательность, заботливое участие, но в то же время требовательность.

- Осмотрев меня с головы до ног, Сергей Макарович расспрашивал подробно, откуда родом, есть ли отец, мать, другая родня, чем занимался до войны, -говорил фронтовик.

Когда Крамаренко коснулся боевого пути части, то в нем настойчиво пробивалась мысль о том, что полк неоднократно одерживал победу в жарких боях и в этом есть заслуга прославленных летчиков Ивана Кожедуба, Александра Команичкина и многих других героев.

 

Неделимая Победа

- Со временем узнал, что Крамаренко не только отважный летчик, незаурядный тактик воздушного боя, но и человек добрейшей души, - продолжал мой собеседник. - Гордостью для меня до сих пор являются мой командир, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Сергей Крамаренко, конечно же, ас, трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб, сбивший в воздушных боях 62 самолета противника. С ними я прошел через две войны. В том, что Сергей Макарович стал героем, думаю, что есть и мой вклад. По признанию самого Крамаренко, летчик, техник, механик – одно целое. И в самом деле, выпуск боевой машины в небо не обходился без нашего участия. А готовить самолет надо было мгновенно и качественно. Тем более, события весны 1944 года развивались стремительно быстро, не было ни минуты для отдыха.

В те дни, укрепляя свои позиции на южном берегу Сиваша и под Керчью, фашисты во что бы то ни стало пытались удержать за собой Крым. Воздушные бои разгорались над крымской землей все сильней и сильней. Борьба шла буквально за каждый метр земли. Наши истребители и штурмовики, несмотря на непогоду, надежно прикрывали наземные войска. Блокировали аэродромы противника, тем самым не давали возможности взлетать гитлеровским бомбардировщикам. Но и фашисты упорно сопротивлялись. Их «юнкерсы», «хейнкели» бешено огрызались, а «мессеры» яростно набрасывались на наши аэродромы.

Так случилось, что однажды надо было немедленно оказать помощь летчику, попавшему в беду, приземлившемуся вдали от нашего аэродрома. Взяв с собой бортовую сумку, канистру масла, пришлось через вражеские укрепления добираться до машины, у которой отказал мотор. Откровенно говоря, мне не надо было долго объяснять, в чем причина отказа мотора. Оказывается, лопнул масляный шланг. Отважный летчик, старший лейтенант Виктор Стулов остался доволен, что смог за короткое время устранить неисправность.

Когда Евгений Аврамович возвращался на свой аэродром, медленно наползал туман и повисал на деревьях. Он вспомнил свои родные поля, которые с мамой когда-то обрабатывал и засевал зерном, радуясь, что ляжет в мягкую почву, даст добрые всходы. И вот тогда тоже висел такой туман. 

Невольно на ум пришли знакомые строки поэта Дмитрия Демина:

Пахнет детство травами – покосами,

Где-то там, у жизни на краю,

Злая доля грузными колесами

Раздавила молодость мою,

Беру гитару в руки –

Плачет – стонет каждая струна,

И под эти медленные звуки

Засыпает вся страна…

Приближаясь к своей части, услышал гул самолетов, слышны были обрывки команд: «Взлет разрешаю!» Обрадовался, что не попал во вражеский аэродром. Не раз механику приходилось кроме машины своего командира обслуживать самолеты других летчиков. 

Да, именно за его отзывчивость, профессионализм уважали пилоты, штурманы части. «Настоящий труженик, к любому делу относится с душой, ответственностью, к тому же, у него «золотые» руки, до тонкости знает технику и ее вооружение» - так отзывались сослуживцы о Богунове.

 

Корейский след. Под грифом секретности

- Каким ветром вас занесло на корейскую землю? - спрашивал ветерана. Евгений Аврамович тяжело вздыхал, а затем из шкафа вынимал пожелтевшие документы и показывал нам.     

- Жизнь, как говорят, непредсказуемая штука, - успокоившись, произносил фронтовик. - В 50-е годы эта война за «морем» для нас была засекречена. Но война есть война, каждый из нас делал свое дело добросовестно, никто не прятался за спины друг друга. Каждый вылет, каждый бой были особенными. Разумеется, и страна была чужая, отличалась как климатическим условиям, так и в плане географического положения. Но как бы там ни было, советские летчики надежно защищали независимость Северной Кореи от вражеского нашествия. Конечно же, когда наступила весна 45-го, каждый военнослужащий из нашей части думал, что с войной покончили мы счеты и разговоры теперь шли о будущем, о мирной жизни. Люди мечтали…

- Я собирался вернуться домой – в Казахстан, но нас, особенно летчиков, механиков, техников, почему-то задержали. Продолжил дальнейшую службу в качестве техника самолетов в Подмосковье. Из-за начавшейся холодной войны, международная обстановка была напряженной, и часть летчиков находилась в готовности выполнить любую боевую задачу. Были горячие деньки. И рисковали тоже. В Заполярье, на мысе Шмидта, в полярных условиях пришлось испытывать новую технику, а затем были командировки на остров Врангеля. Живет человек буднями. Приходят радость и печаль. Одно сменяет другое. Наступил день, когда командование отдало приказ на погрузку самолетов в эшелон. Требовалась величайшая скрытность, чтобы никто не узнал: куда, зачем направляемся?

Поздней весной 1951 года началась боевая работа. Особенно жаркими были боевые сражения в районе железнодорожного моста через реку Ялуцзян. Он представлял важный стратегический узел, и американцы пытались вывести из строя мост, бросив в этих целях почти до 50 бомбардировщиков в сопровождении истребителей. Иван Кожедуб, зная ситуацию, распорядился на перехват поднять самолеты «МиГ-15». И закрутилась в небе карусель. Наши летчики сбили 12 летающих «крепостей». Отличился и Сергей Крамаренко, вступив в неравный бой с группой американских машин. В корейском небе он - командир эскадрильи, летчик смелый, напористый, в целом сбил 13 «сэйбров», за что был удостоен высокой награды.

Добрые воспоминания остались у Богунова о простых тружениках Северной Кореи. В любом коллективе и семье советские летчики оказывались самыми желанными гостями. Местные государственные органы создавали нашим пилотам все условия для выполнения задач. Например, командному пункту очень мешала вести наблюдение за взлетами и посадками самолетов вершина сопки. Когда командование обратилось к руководству близлежащего городка, то население города пришло на помощь военным. Кирками и лопатами люди вскапывали почву и носили ее в плетеных корзинках. Работали, не делая перерывов, а к утру на месте сопочки красовалась ровная поверхность. Ветеран с теплотой вспоминал не только своих командиров, сослуживцев, но и население Кореи, которое мечтало о мире для своей страны и верило, что он наступит благодаря интернациональной помощи советских воинов.

- Корейцы – люди очень трудолюбивые, добрые, отзывчивые, - говорил собеседник. – Мы всегда ощущали их поддержку.

Евгений Аврамович – не только профессионал, но и открытый, веселый человек, чем-то напоминал своего командира. Он, как и ранее на фронте, привлекал летчиков своей общительностью, музыкальными способностями. В минуты досуга брал в руки гармонь и старался поднять настроение товарищей.

К сожалению, не так давно ушел наш герой в мир иной.

 

Сапаргали ЖАГИПАРОВ, военный журналист                                              

 

 

×

Редакция

$ 499.65  582.89  6.47