Западные правительства давно с тревогой смотрят на деятельность Китая в Заполярье, опасаясь, что экономическое влияние Пекина в регионе усилит его политические рычаги
Китай и Россия мечтают о создании «полярного шелкового пути», пишет The Economist. Доставка грузов из Шанхая в Гамбург Северным морским путем заняла бы вдвое меньше времени, чем через Суэцкий канал. Но конфликт в Украине дал Западу повод торпедировать этот план, передает Sarbaz.kz.
В четырехстах километрах к северу от Полярного круга, в норвежском порту Киркенес, еще есть мечтатели, надеющиеся, что их городок станет важным морским узлом. Они видят себя западной оконечностью нового, более быстрого морского пути из Китая в Европу, который стал возможен благодаря глобальному потеплению и таянию льдов вдоль сибирского побережья. Однако сейчас, когда в Украине бушуют боевые действия, эти планы кажутся несбыточными. Китайская поддержка России подогревает недоверие Запада к планам азиатской державы по созданию «полярного шелкового пути». Но Китай вовсе не намерен уходить из Арктики. Пекин по-прежнему видит в ней шанс усилить свое влияние и использовать богатые природные ресурсы региона.
Потепление климата постепенно открывает в Заполярье новые транспортные возможности, но еще быстрее регион меняет геополитика. Киркенес остро это чувствует, находясь всего в 15 минутах езды от границы с Россией. Туристов привлекают «сафари на камчатского краба», но россияне больше не приезжают в Киркенес. В мае Норвегия закрыла пограничный переход для туристов с другой стороны границы, и конфликт на Украине парализовал город.
В таких условиях тяжело представить развитие китайского проекта «Полярного шелкового пути», представленного в 2017 году. Доставка грузов из Шанхая в Гамбург Северным морским путем заняла бы всего 18 дней по сравнению с примерно 35 днями через Суэцкий канал. Киркенес рекламировал себя как первый незамерзающий порт, куда прибудут контейнеровозы из Китая. Оттуда грузы после перевалки будут отправляться в другие порты Европы или на поезда — что еще быстрее.
Однако главная проблема в том, что у Киркенеса нет железнодорожного сообщения с Европой. Разговоры о строительстве ветки в соседнюю Финляндию замерли в 2019 году, когда финское правительство усомнилось в прибыльности проекта. Теперь, как говорит редактор The Barents Observer Томас Нильсен, финские власти «не намерены спонсировать и строить железнодорожную линию так близко к российской границе» из-за геополитической нестабильности.
Западные правительства давно с тревогой смотрят на деятельность Китая в Заполярье, опасаясь, что экономическое влияние Пекина в регионе усилит его политические рычаги и приведет к усилению китайского присутствия в сфере безопасности. Война а Украине усугубил скепсис Запада к крупным проектам с участием Китая, который поддерживает Россию.
Разочарование Пекина очевидно. Ученые Юэ Пэн и Гу Чжэншэн отмечают, что позиции России на Крайнем Севере слабеют, и баланс в Арктике склоняется в сторону западных стран, что может негативно сказаться на участии Китая в арктических делах.
Россия контролирует около половины береговой линии Арктики и значительные запасы нефти и газа. Китайские компании видят выгоду в сотрудничестве с Россией, несмотря на высокую плату за использование российских ледоколов и непредсказуемость маршрутов. Китай участвует в строительстве портов и нефтегазовых проектов, что выгодно для обеих стран. Во время майского визита Владимира Путина в Пекин стороны пообещали развивать арктический маршрут и укреплять сотрудничество, несмотря на все трудности.
Таким образом, несмотря на геополитическую нестабильность и трудности, проект «Полярного шелкового пути» сохраняет свою привлекательность для Китая и России.