Вопрос о статусе Крыма и Донбасса тогда планировалось отложить на 15 лет
Газета New York Times опубликовала полные копии документов, обсуждавшихся на единственных известных прямых переговорах между Россией и Украиной с начала полномасштабного вторжения. Эти переговоры проходили на территории Беларуси и Турции в конце февраля, марте и апреле 2022 года, передает Sarbaz.kz со ссылкой на ВВС.
Документы (доступ платный) получены из украинских, российских и европейских источников, их подлинность подтверждена непосредственными участниками переговоров и близких к ним людей, пишет газета.
Содержание документов частично раскрывалось раньше, но полностью они публикуются впервые, пишет газета.
Опубликован проект договора от 15 марта 2022 года в переводе на английский, предоставленном Киевом западным правительствам в то время, Стамбульское коммюнике от 29 марта того же года, и проект договора на русском языке от 15 апреля, положенный на стол Путину, за исключением карты из одного из приложений.
В проекте договора выделены места, с которыми одна из сторон согласна, а другая – нет, а также те позиции, которые украинская делегация обсуждать отказывалась.
Украинские переговорщики не обсуждали российские требования об отмене всех санкций и прекращении всех судебных претензий, а также о неприсоединении страны к Международному уголовному суду.
Также они отказывались обсуждать составленный Россией список украинских законодательных актов, которые Москва требовала отменить во исполнение ее требований о придании русскому языку статуса, равноправного с украинским, а также о борьбе с тем, что она называет «нацизмом».
Тем не менее, из текста следует, что Украина была готова принять российское требование о невступлении военные союзы, прежде всего НАТО, а Россия – согласиться на вступление Украины в Евросоюз.
Украина также была согласна с ограничением численности ее вооруженных сил, дальности ракетных систем и других военных параметров, но настаивала на том, чтобы эти лимиты были установлены выше. К примеру, Россия требовала ограничить численность украинской армии 85 тыс. человек, Украина хотела установить лимит на уровне 250 тыс.
Вопрос о статусе Крыма и Донбасса тогда планировалось отложить на 15 лет.
Главным препятствием, из-за которого переговоры прекратились, стал вопрос о гарантиях безопасности Украины со стороны третьих стран, среди которых предполагались как западные, так и не западные. Россия стала настаивать на том, что в случае агрессии против Украины страны-гаранты приходят ей на помощь при условии согласия их всех, включая саму Россию.
Это фактически давало ей право вето в случае ее новой агрессии против Украины, и увидев эту оговорку, Киев потерял интерес к переговорам, рассказали источники New York Times.