Расследование показывает, как спецслужбы пытались сорвать судебное преследование за военные преступления Израиля, а Нетаньяху «одержим» перехватами переписок
Израиль вел секретную «войну» с международным уголовным судом, используя хакерство, шпионаж и даже запугивания. Такие факты выяснил The Guardian в своем расследовании, сообщает Sarbaz.kz
Когда прокурор МУС Карим Хан заявил о намерении арестовать высших израильских чиновников, он предостерег:
«Я настаиваю на том, чтобы все попытки препятствовать, запугивать или неправомерно влиять на должностных лиц этого суда, должны немедлено прекратиться», – заявлял он.
Авторы расследования основываются на беседах с более чем двумя десятками нынешних и бывших сотрудников израильских спецслужб, госслужащих, сотрудников МУС, дипломатов и юристов. В публикации подчеркивается, что Израиль в течение почти десяти лет вел тайную «войну» против суда, включавшую в себя не только слежку, но и хакерские атаки.
Расследование The Guardian и израильских журналов +972 и Local Call показало, что Израиль использовал свои спецслужбы для слежки, взлома, давления, клеветы и, как утверждается, угроз в адрес высокопоставленных сотрудников МУС в попытке сорвать расследование суда. Израильская разведка перехватила переписку многих должностных лиц МУС, получив доступ к телефонным звонкам, документам и электронным сообщениям. В одном из недавних перехваченных сообщений говорилось, что Хан хотел выдать ордера на арест израильтян, но находился под «огромным давлением со стороны Соединенных Штатов», сообщил один из анонимных источников.
Нетаньяху проявлял пристальный интерес к разведывательным операциям против МУС, и один из источников в разведке описал его как «одержимого» перехватами информации по этому делу.
Для слежки привлекались такие службы, как израильское национальное шпионское агентство Шин Бет, управление военной разведки Аман и подразделение кибербезопасности Подразделение 8200. Полученная информация передавалась правительству, министерствам юстиции, иностранных дел и стратегического планирования.
Утверждается, что за предшественником Карима Хана, Фату Бенсудой, лично руководил близкий соратник Нетаньяху Йосси Коэн, который в то время был директором израильской внешней разведки «Моссад». На каком-то этапе глава разведки даже заручился помощью тогдашнего президента Демократической Республики Конго Жозефа Кабилы.
16 января 2015 года, через несколько недель после присоединения Палестины к МУС, Бенсуда начала предварительное расследование ситуации в Палестине. В следующем месяце двое мужчин, узнавших частный адрес прокурора, появились у ее дома в Гааге. После инцидента был сделан вывод, что Израиль, вероятно, давал сигнал о том, что ему известно, где она живет.
Пять источников заявили, что они регулярно шпионили за телефонными разговорами сотрудников МУС с палестинцами. Поскольку Израиль заблокировал доступ к Газе и Западному Берегу, включая Восточный Иерусалим, МУС был вынужден проводить большую часть своих исследований по телефону, что делало его более уязвимым для слежки. Благодаря полному доступу к палестинской телекоммуникационной инфраструктуре, Израиль мог перехватывать звонки, не устанавливая шпионские программы на телефоны сотрудников МУС.
Спецслужбы следили за визитами Хана в Израиль и на палестинские территории в конце прошлого года, в ходе которых он встречался с чиновниками Палестинской автономии.
Представители правительства и армии Израиля отвергли утверждения, содержащиеся в расследовании. В МУС заявили, что спецслужбы ряда стран, «враждебно настроенных по отношению к суду», занимались сбором конфиденциальной информации и слежкой. Однако пресс-служба суда не подтвердила и не опровергла участие конкретно израильских спецслужб в этой деятельности.
Кроме того, в материале сообщается, что спецслужбы Израиля причастны к слежке за десятками других сотрудников ООН, МУС, правозащитниками и чиновниками Палестинской администрации.