Истребители в КНДР и авиабазы: чем запомнился Алтынбаев на посту министра обороны

Мухтар Алтынбаев один из самых долгих министров обороны. За 30 лет независимости Казахстана, он занимал кресло министра 10 лет – с 1996 по 1999 и с 2001 по 2007.

Данияр Ищанов
30/04/2024 - 14:25

Источник: Казправда

https://sarbaz.kz/cache/imagine/300x170/uploads/news/2024/04/30/6630b5fa281b3257213953.jpg
Источник: Казправда

Мухтар Алтынбаев родился 10 декабря 1945 года в Караганде. Начал свою трудовую деятельность в шахте в 1962 году. В 1969 году поступил в Армавирское высшее военное училище лётчиков противовоздушной обороны, после чего служил на различных должностях. В 1992 году стал командиром корпуса противовоздушной обороны и заместителем министра обороны Республики Казахстан, а в последующие годы занимал пост командующего Военно-Воздушными силами. Sarbaz.kz вспоминает чем он запомнился на посту министра.

Скандальный первый срок

Первый срок на посту министра обороны Мухтара Алтынбаева закончился крупнейшим скандалом – как внутренним, так и международным. 

Согласно официальной версии отставка Алтынбаева была связана с продажей самолетов Ан-25 в 1999 году. Министерство обороны решило продать самолеты, стоявшие на балансе Актюбинского высшего военного авиационного училища. По документам они считались выработавшими свой авиаресурс. Самолеты продавались по цене металлолома – 12-14 тысяч долларов за самолет. Сделка о продаже была одобрена военно-технической комиссией министерства обороны.

Вскоре после начала торгов самолеты заинтересовали покупателей из России, Украины и местных авиалиний. Дело в том, что продаваемые АН-26 были еще далеки от состояния металлолома – так самолеты были 1989-1990 годов выпуска и имели низкое количество налетанных часов.

Военная прокуратура поздно спохватилась и три самолета уже были проданы в Южную Африку. Но процесс оказался слишком долгим и запутанным из-за юридических сложностей и апелляций.

Также Алтынбаев был втянут в скандал по поводу незаконной продажи Казахстаном истребителей МиГ-21 Северной Корее. Этот инцидент разразился в марте 1999 года, когда российский транспортный самолет был задержан в Баку с шестью казахстанскими МиГ-21, приобретенными через чешскую фирму Agroplast. Оказалось, что КНДР уже получила 14 МиГов из Казахстана и ожидала еще несколько десятков. Это вызвало протесты со стороны США, Японии и Южной Кореи. Сделка была аннулирована, и ряд высокопоставленных чиновников, включая министра обороны Мухтара Алтынбаева, были уволены. Наказание из вышестоящих офицеров не понес никто.

Структурные реформы

Вернувшись на пост министра обороны в 2003 году после Сата Токпакбаева, Мухтар Алтынбаев продолжил свою работу. В том же году указом президента была сформирована триединая структура войск – сухопутные войска, силы воздушной обороны и военно-морские силы. Также были образованы региональные командования «Астана», «Юг», «Запад» и «Восток». Созданы и новые рода войск — Ракетные войска и артиллерия, Аэромобильные войска, Тыл Вооруженных сил. 

Профессионализация армии

С 2004 года министерство обороны приступило к планомерному увеличению численности военных по контракту на должностях солдат и сержантов. Также были разделены полномочия министерства обороны и генерального штаба, что позволило доукомплектовать военные части боевыми офицерами, переведенными из чиновничьей работы. К 2007 году количество военнослужащих на контрактной основе было доведено до 65%.

Развитие военной авиации

Еще будучи главой сил воздушной обороны в 2000-2001 годах, Алтынбаев проводил реформы авиации, а в частности ее передислокацию. Он более равномерно распределил авиабазы и усилил ПВО. Так, в 2003 году была открыта авиабаза Жетыген в Алматинской области. 

«У нас еще не было боевых дежурств под Алматой. В настоящее время в полной боевой готовности находятся 20 машин и экипажи», - сообщил министр обороны Алтынбаев.

×

Редакция

$ 494.87  520.65  4.91