Уголовный срок могут заменить штрафом за некоторые особо тяжкие преступления в Казахстане

Предлагается введение кратных штрафов по некоторым уголовным правонарушениям в целях обеспечения соразмерности наказания.

Ануар Маратов
13/03/2024 - 12:45

Фото: t.me/mazhilis_kz

https://sarbaz.kz/cache/imagine/300x170/uploads/news/2024/03/13/65f153b8186cb596528617.jpg
Фото: t.me/mazhilis_kz

Депутаты Мажилиса на пленарном заседании палаты одобрили проект закона, которым предлагается ввести штрафы по некоторым уголовным правонарушениям, передает Sarbaz.kz.

По словам министра юстиции РК Азамата Ескараева, проект закона по вопросам оптимизации Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов направлен на обеспечение стабильности уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

В проекте закона сбалансированно проработано три основных блока вопросов:

  • усиление защиты прав граждан и предпринимателей;
  • укрепление состязательности уголовного процесса;
  • оптимизация и «дебюрократизация» уголовного процесса

«Первый блок направлен на усиление защиты прав граждан и предпринимателей. В нем предусмотрены такие меры, как исключение необоснованного вовлечения граждан в орбиту уголовного преследования, исключение возможности возврата дела прокурору для «доработки» нарушений и восполнения неполноты досудебного расследования, установление обязательного согласования с прокурором производства ревизии и проверки субъектов предпринимательства, установление 10-суточного срока действия санкции по осуществлению обыска, личного обыска и выемки и также введение запрета на использование в качестве доказательств показаний лица, ранее пребывавшего в качестве свидетеля, имеющего право на защиту», – сообщил Азамат Ескараев. 

Проектом закона предлагается предоставление возможности заключать процессуальное соглашение в форме сделки о признании вины по некоторым видам особо тяжких преступлений, не связанных с гибелью людей и введение кратных штрафов по некоторым уголовным правонарушениям в целях обеспечения соразмерности наказания, а также альтернативы лишению свободы

Второй блок предусматривает укрепление состязательности уголовного процесса.

«В настоящее время в производство суда поступает уголовное дело, сформированное стороной обвинения, что в свою очередь способствует формированию у судей обвинительного уклона по делу. Учитывая, что суд должен обеспечить сторонам равные возможности и процессуальную активность по отстаиванию своих интересов, предлагается предоставить адвокатам право вносить в суд акт защиты, документ противоположный обвинительному акту. Также, поскольку органами уголовного преследования может размещаться информация в СМИ, что может создать общественный резонанс и повлиять на ход следствия, «очерняя» фигуру подозреваемого, проектом закона предлагается предоставить адвокату возможность публиковать опровержение, не разглашая данные досудебного расследования». – пояснил Азамат Ескараев.

Третий блок направлен на оптимизацию и «дебюрократизацию» уголовного процесса.

«Данный блок поправок позволит вести уголовное дело в электронном формате по умолчанию. Сейчас необходимо учитывать мнение участников уголовного процесса. Также планируется введение возможности дистанционной очной ставки, так как на сегодняшний день следователь обеспечивает явку лиц для проведения очной ставки даже с других регионов. Расширяется круг субъектов дистанционных допросов и очной ставки. Тем самым наряду с потерпевшим и свидетелем будет возможно произвести указанные следственные действия с использованием научно-технических средств в режиме видеосвязи в отношении свидетеля, имеющего право на защиту, и подозреваемого», – указал глава минюста. 

 Отдельно предусматриваются поправки, направленные на улучшение уголовно-исполнительного законодательства:

  • совершенствование порядка исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, в том числе взаимодействия служб пробации с местными исполнительными органами;
  • изменение видов и порядка назначения уголовных наказаний;
  • совершенствование института условно-досрочного освобождения осужденных;
  • улучшение правового положения заключенный;
  • усиление режимных требований и охраны учреждений УИС.

В статье

×

Редакция

$ 474.83  515.38  5.5