Данияр Ашимбаев: «Азербайджан стал авторитетней после победы над Арменией»

Политолог Данияр Ашимбаев уверен, что по итогам конфликта в Карабахе каждая сторона получила свои выгоды.

Нариман Дюсенов
08/02/2024 - 04:02

Фото: Alex McBride / Getty Images

https://sarbaz.kz/cache/imagine/300x170/uploads/news/2024/02/07/65c342302e743850451732.jpg
Фото: Alex McBride / Getty Images

Казахстанский политолог Данияр Ашимбаев прокомментировал для Sarbaz.kz последствия завершения конфликта в Нагорном Карабахе для обеих сторон.

По мнению Данияра Ашимбаева, кризис в Карабахе лишний раз доказал, что подобные споры можно решить исключительно военным путем. Несмотря на развитие международного права и силы дипломатии, оказалось, что реальный способ решения проблемы заключается в военной победе или поражении.

«Изначально, видя то, как армянская армия не раз давала отпор Азербайджану, казалось, что у нее имеется достаточно сил и средств для борьбы. Однако, со временем выяснилось, что и азербайджанская армия «не дремлет в тени», и военные возможности Армении сильно деградировали. Как итог, в последние годы конфликта в Нагорном Карабахе весь мир увидел превосходство азербайджанской армии и ее вооружения», - поясняет Данияр Ашимбаев.

Помимо чисто военной победы, наш собеседник не исключает и политического закулисного сговора, по которому Ереван мог сознательно отдать регион в обмен на различные преференции и льготы. К слову, политолог фокусирует свое внимание на том, что хоть победу одержал Баку, во многом она принадлежит ближайшему союзнику Азербайджана – Турции.

«Победа Азербайджана в данном конфликте, а также начало боевых действий в Украине способствовало переходу логистических путей на транскаспийский маршрут, что позволило Баку, как единственному крупному порту на западном берегу Каспия, принимать большие объемы грузов, идущих с европейского направления. Таким образом, резко выросла роль Азербайджана, как одного из игроков, находящихся в центре мировых торговых маршрутов», - говорит политолог.

Военная победа достаточно сильно подняла авторитет Азербайджана в глазах мирового сообщества. К тому же, страна осталась единственным крупным транзитным узлом на западном берегу Каспийского моря. В этом отношении конкуренцию ему мог бы составить Иран, однако страна уже много лет находится под санкциями.

А что Армения? По мнению Данияра Ашимбаева, тот факт, что в стране не наблюдалось массовых антиправительственных протестов, которые бы заставили власти пойти до конца, демонстрирует, что Армения не собиралась воевать до «последнего солдата». В этой ситуации было два выхода – либо массовая мобилизация, либо многотысячные митинги.

«Массовых протестов против военного поражения мы так и не увидели. Парижской коммуной 1870-го года там и не пахло. Видимо, у  властей уже был сценарий добровольной сдачи Нагорного Карабаха, а на всеобщую мобилизацию они идти не решились. Поэтому, складывается ощущение некого «согласованного поражения» или, если угодно, политико-экономического сговора, по которому Армения должна было получить свои экономические выгоды», - говорит политолог.

По мнению нашего собеседника, потеряв контроль над регионом, Армения особо не проиграла. Сегодня мы можем наблюдать, что Ереван чувствует себя достаточно спокойно, что может, как раз-таки свидетельствовать о предполагаемых договоренностях.

В решении вопроса конфликта в Нагорном Карабахе свое веское слово могла сказать Россия, у которой сложились дружеские отношения с обеими странами. Данияр Ашимбаев вспоминает, что именно Россия оказало существенное влияние на становление вооруженных сил Армении, обучая офицерский состав. Однако, несколько лет назад власти страны взяли курс на запад, становясь все более нелояльной по отношению к своему ближайшему союзнику.

В этой связи, Россия не решилась использовать военную помощь против страны, с которой установились хорошие экономические отношения. В Москве сочли, что для отправки военного контингента сложилась не та ситуация, которая была в начале 90-х годов. Тогда, Россия активно поддерживала Армению во главе с первым президентом Левоном Тер-Петросяном, прохладно воспринимая главу Азербайджана Гейдара Алиева. Позже, Армения стала отходить от пророссийского курса, а с Баку начали выстраиваться рабочие отношения. По этой причине Москва сочла нецелесообразным полноценно вмешиваться в конфликт, посчитав его территориальным спором исключительно Армении и Азербайджана.

Кроме того, в Москве пришли к выводу, что бесконечно бросать помощь человеку, идущему на сознательное поражение – это политический тупик.

Несмотря на временное перемирие в Нагорном Карабахе, между странами осталось еще множество спорных вопросов, касающихся границ и логистических коридоров.

«В решении этих споров мы наблюдаем активный торг. Если не удастся достичь консенсуса, стороны могут начать стрелять. Но думаю, что крупных конфликтов ждать не стоит, так как в первую очередь к нему не готова армянская сторона. К тому же, стоит не забывать, что это Кавказ, где всегда эмоции преобладает над здравым смыслом», - резюмирует Данияр Ашимбаев.

 

×

Редакция

$ 494.87  520.65  4.91