Обзор: танки, оставившие след в истории

Опыт Первой мировой войны продемонстрировал важность применения на поле боя самых современных наземных типов вооружения.

Нариман Дюсенов
13/10/2023 - 10:56
848

Фото из открытых источников

https://sarbaz.kz/cache/imagine/300x170/uploads/news/2023/10/13/6528d28e0711b220374999.jpg
Фото из открытых источников

В межвоенные годы во всех армиях мира пристальное внимание уделялось техническому оснащению танков. Обзор на боевые машины – в материале Sarbaz.kz.

В этот же период появилась классификация танков по массе – легкие, средние и тяжелые. В Великобритании была попытка ввести такие понятия как крейсерские (кавалерийские, быстрые) и пехотные танки, но в мировой практике они не прижились. Кроме того, в это время над танками проводилось множество экспериментов, которые чаще всего были признаны неудачными. В частности, в ходе экспериментирования танки пытались делать «многоголовыми», огнеметными, а также пытались создать танк, способный плавать и летать.

Первым советским танком считается Т-18 или МС-1, собранный в 1927 году. Машина собственной разработки оказалась в 2 раза дешевле. Одной из главных отличительных особенностей танка стало его вооружение. Чтобы не строить отдельные пулеметные и пушечные танки, легкий двухместный танк вооружили и пулеметом, и пушкой. Причем на первых МС-1 стоял не один пулемет Дегтярева, а два 6,5-мм автомата системы Федорова.

Во Вторую мировую войну СССР вступил, имея в своем распоряжении танки старой конструкции. Кроме того, множество техники было уничтожено немцами в самом начале войны. Но, несмотря на это, уже с 1940 года в Союзе началось серийное производство танка Т-34-76, который опирался на опыт создания танков БТ. В начале войны в войсках уже было около тысячи танков этого образца, сочетавших в себе маневренность, бронезащиту и мощь огня.

Средний танк Т-34 прошел всю войну, оставаясь основным боевым советским танком. Учитывая меняющиеся условия войны, конструкторы модернизировали «тридцатьчетверку», усиливая броню, меняя форму башни, увеличивая боекомплект. В 1944 году танк получил более мощное орудие калибра 88 мм, которое заменило 76-мм пушку. С тех пор танк стал называться Т-34-85.

Важно отметить, что двигатели танков всех стран-участниц войны были на дорогом бензине, а танк Т-34 работал на дешевом дизельном топливе, расходуя его в меньшем количестве. Поджечь «тридцатьчетверку» было гораздо труднее, потому что солярка горит хуже бензина, который использовался в большинстве других танков.

Совершенствовалось и производство. Так, на заводах освоили сварку бронекорпусов, потом вместо сваренной башни стали ставить литую, а позднее и штампованную. Усилия техников способствовали снижению трудоемкости в изготовлении Т-34 практически вдвое. Всего же за годы войны на заводах СССР было выпущено около 35 тысяч танков этого типа.

В свою очередь, Германия вступила в войну с двумя типами танков – Pz III и Pz IV, составлявших подавляющее большинство бронетанковых сил немецкой армии. Однако танк Pz III не выдержал суровых условий войны и в 1943 году его серийный выпуск было решено прекратить. Характеристики второго типа танков Pz IV к середине войны также перестали устраивать немецких танкистов. Его выпуск осуществлялся до самого конца войны, но лишь за счет постоянной модернизации.

Немецкие танкостроители все время были в поиске новых решений, пытаясь сконструировать машину, способную достойно противостоять советским танкам Т-34. В 1943 году было начато серийное производство танка Pz V также известного, как «Пантера». При весе в 35 тон «Пантера» сохраняла баланс между средним и тяжелым танком. Форма его бронекорпуса была сделана рациональнее, чем у его предшественников.

Эра тяжелых танков

Появление тяжелых танков было обусловлено опытом гражданской войны в Испании (1936-1939), когда стало понятно, что легкие и средние танки того времени не выдерживают прямые попадания противотанковых орудий.

В 1938 году в Советском Союзе был сконструирован танк «КВ». Будучи однобашенным танком он был прохладно принят военными. Однако, в ходе советско-финской войны «КВ» продемонстрировал свое преимущество перед модными тогда двухбашенными танками. На танке появилась 152-мм гаубица, что потребовало увеличения башни. Такой танк получил обозначение «КВ-2».

К началу войны в Красной армии было менее 500 танков КВ-1 и КВ-2, но даже редкие встречи с ними вызывали шок в рядах немецких войск, потому как немецкие орудия не могли пробить броню танка.

Именно этот факт заставил Германию ускорить процесс создания собственного тяжелого танка. В 1942 году на войсковые испытания поступил танк Pz VI  «Тигр», на котором впервые появились особые узкие катки гусениц, установленные в шахматном порядке, что улучшило плавность хода танка. На танке была установлена 88-мм пушка, снаряд в которой разгонялся до скорости 1000 м/с, приобретая огромную пробивную силу.

В ходе модернизации появился танк Pz VIB или «Королевский Тигр», имеющий лобовую броню толщиной в 150 мм. Его пушка стала еще длиннее и мощнее, а вес машин был увеличен (68 т).

Серийное производство «Королевских Тигров» или «Тигров III» началось в 1944 году, когда Германия испытывала серьезный дефицит метала и рабочей силы. Поэтому удалось выпустить менее 500 танков этого типа. Однако, несмотря на свою малочисленность, «Королевские Тигры» благодаря сочетанию «защиты+огневая мощь» успели оставить свой след в истории Второй мировой войны.

Появление на фронте танков «Тигр» способствовало скорейшей разработке и производству советского тяжелого танка, получившего название «ИС» (Иосиф Сталин), оснащенного 88-мм пушкой. Танков этого типа выпустили всего несколько единиц.

Одним из первых танков послевоенного периода стал танк Т-54.

В строю также удержались британские машины «Центурион» А41, разработка которых началась в 1943 году, и американский М-48 «Паттон».

В 1953 году на вооружение армии Советского Союза был принят танк Т-10, а еще через пять лет – средний танк Т-55, созданный на основе Т-54. Эти два танка стали последними в своих классах, после этого военные пришли к концепции основного боевого танка (ОБТ), заменившего и средние, и тяжёлые танки.

Первым подобным танком Советского Союза стал Т-62. Он же стал первым в мире танком с гладкоствольным орудием, оснащенным 115-мм пушкой. Помимо СССР, где было выпущено порядка 20 тысяч единиц танка этого типа, его также выпускали в Чехословакии и Северной Корее.

Послевоенные локальные конфликты доказали важность применения основного боевого танка, как главного орудия Сухопутных войск, в развитие которых вкладывалось множество сил и средств. К примеру, в те годы в СССР было налажено серийное производство танков с автоматом заряжания. К такому типу танков относились советские Т-64 и Т-72.

В 1976 году в Советском Союзе появился танк Т-80 с газотурбинным двигателем, подобным тем, которые использовались на вертолетах. При небольшой массе он имел высокую мощность и легко запускался в мороз.

Последним танком, созданным в СССР, стал танк Т-90, который являл собой глубоко модернизированную версию танка Т-72. От предшественника он отличался новой башней, клиновидной навесной активной броней, усовершенствованной системой управления огнем и комплексом оптико-электронного подавления «Штора-1». Комплекс защищал танк от  противотанковых управляемых ракет с лазерным наведением и ставил помехи лазерным дальномерам противника.

Сегодня танки практически не изменили свою первоначальную конфигурацию, лишь став мощнее. Они по-прежнему остаются грозной сухопутной силой. Благодаря современным технологиям танки оснащены передовыми средствами навигации и ведения огня. Более того, ведется разработка танков нового поколения, в которых будет минимизировано участие человека, необитаемая башня и другие высокотехнологичные решения.

В статье

×

Редакция

$ 448.56  478.03  4.79