На недавно прошедшем Defence Tech Battle номинацию «Лучшая инновационная технология в сфере обороны» выиграли программисты из Павлодара с проектом «Геотактика».
Корреспондент Sarbaz.kz изучил разработку победителей в номинации «Лучшая инновационная технология в сфере обороны» в конкурсе стартапов в области обороны Defence Tech Battle и узнал у создателей об особенностях проекта и дальнейших планах.
Военно-промышленный комплекс в понимании обывателя часто представляется как производство вооружения, техники и сложных сетевых структур. Однако не одним боевым оружием славится ВПК – еще одной жизненно-важной оборонной индустрией является производство и эксплуатация боевых симуляторов.
Как подчеркивал начальник Департамента военно-технической политики Министерства обороны полковник Ержан Айтаков в интервью Sarbaz.kz, разработка и производство боевых симуляторов – одна из самых перспективных сфер ВПК Казахстана. А с активным внедрением информационных технологий, военная подготовка и тактическое обучение могут получить новые уровни развития.
«Геотактика» представляет собой многопользовательскую виртуальную платформу, разработанную для обучения фундаментальным навыкам боевых действий, навигации и тактической разведки. Симулятор обладает широким спектром функциональных возможностей, позволяющих точно воссоздавать различные сценарии боевых действий и тактических ситуаций. Программа может быть использована как в классической аудиторной обстановке, так и в режиме онлайн-обучения, что делает ее универсальным инструментом для подготовки специалистов.
Работа над проектом началась в 2019 году. Сначала был разработан симулятор для навыков топографии, постепенно были добавлены функции для обучения огневой и тактической подготовке, началась разработка модулей для обучения специалистов артиллерии и ПВО.
При разработке вооружения и техники особое внимание уделяется соответствию тактико-техническим данным реальных образцов, максимальному сходству прицелов и баллистики боеприпаса.
На демонстрации разработчики показали работу симулятора зенитно-ракетного комплекса – детализация и реализм впечатляют. Это не как в компьютерной игре: навел, выстрелил. Для функционирования ЗРК нужен расчет из нескольких человек. Командир батареи выполняет подготовку вооружения и выбор цели, офицер наведения должен навести комплекс на цель, ориентируясь по индикаторам, проконтролировать корректность наведения пусковых установок и произвести пуск, как только цель достигнет радиуса поражения. Операторы ручного сопровождения выполняют контроль результата стрельбы.
В симуляторе наводчика артиллерийского орудия обучаемый осваивает навыки наведения орудия при помощи орудийной панорамы. Тренажер стрельбы с визуализацией траектории полета снарядов позволяет наглядно оценить правильность наведения, увидеть допущенные ошибки.
Более того, в симуляторе предусмотрен сетевой режим: пользователи с нескольких компьютеров могут формировать отделения, что позволяет обучающимся отрабатывать широкий спектр сценариев. Например, одно отделение обороняет высоту, а второе – пытается ее захватить.
И что еще более впечатляет – движок для симулятора написан разработчиками с нуля на JavaScript. Вместо использования готовых решений в виде Unity или Unreal Engine, павлодарские разработчики предпочли свой тернистый путь. Как они объяснили, это связано с тем, чтобы максимально снизить аппаратные требования к компьютерам, используемым в университетах и школах.
Вдобавок ко всему, симулятор с технической стороны очень гибкий – туда можно внедрить практически любой вид техники с высочайшим уровнем детализации. Так, специально для военной кафедры МУИТ с нуля разработали и внедрили в симулятор беспилотники.
«Фактически в 2019 году мы перешли на активную фазу разработки нашего симулятора, сосредотачиваясь на тактической, огневой подготовке и топографии. Однако фаза непосредственного внедрения началась с 2020 года и, как это обычно бывает, возникли определенные сложности в этом процессе», – рассказал Sarbaz.kz один из основателей проекта Денис Зиновьев.
За три года существования проекта его смогли внедрить на военных кафедрах только трех университетов – МУИТ, Торайгыров университета и Satbayev University. И это при том, что разработчики в интервью Sarbaz.kz подчеркнули, что готовы не только внедрить и смоделировать различные виды техники, но и предоставить сервера для функционирования программы.
С чем связано столь долгое внедрение полностью отечественной разработки?
Ерболат Адильбаев – главный научный сотрудник военного научно-исследовательского центра Национального университета обороны (НУО) связал это с глубокой консервативностью сферы применения. Специалисты, которые ранее не сталкивались с такими разработками, настроены очень осторожно и скептически.
«Я, допустим, уже разобрался в программе и меня радует, что она может работать по любому направлению – инженерная, разведывательная подготовка. Можно сделать так, что ты можешь управлять БПЛА. Очень высокого класса разработчики и программа», – отметил Е. Адильбаев.
Начальник военной кафедры Торайгыров университета Булат Токин видит проблему в отношении руководства университета к военной кафедре. Если университет заинтересован в развитии военной кафедры, то проект «Геотактика» внедряется без проблем, особенно учитывая, как разработчики охотно идут на встречу.
«Возможности этого симулятора широки, а разработчики в состоянии сделать симулятор любой техники. Мы много говорим о цифровизации. А когда до дела доходит, то находятся единицы. Мы не говорим. Мы делаем и не надо бояться этого», – подчеркивает Булат Токин.
Евгений Строков – начальник военной кафедры МУИТ в первую очередь связывает это с финансовыми вопросами. По его мнению, руководство многих университетов старается оптимизировать расходы и развитие военных кафедр для них редко в приоритете.
Ерболат Адильбаев из НУО высоко оценил потенциал «Геотактики». По его словам, с экономической точки зрения это решение довольно сильно сокращает расходы. С педагогической точки зрения такое решение еще эффективнее.
«Если обучать традиционным способом: сначала – теория, а потом – практика, то тратится очень много времени. Нужно солдатам все дополнительно объяснять. Природа человека такова, что визуальная информация человеком усваивается лучше. В случае с «Геотактикой», обучающийся с помощью программного обеспечения уже знает, как действовать на практике. И та информация, которая находится в голове, сразу же выполняется. После этой программы выходят на поле боя и они все уже понимают. С ними легче работать. Она выводит на новый уровень познания обучаемого», – поясняет Е. Адильбаев.
При этом высокий уровень адаптивности симулятора позволяет моделировать сценарии, технику и карту местности, что особенно необходимо для Казахстана с его богатой природой и разнообразными типами местности.
Вторым очевидным плюсом Адильбаев называет значительное повышение методической подготовки самого преподавателя. Такая подробная визуализация техники, вооружения и ее принцип работы – абсолютно уникальный опыт. У студентов повышается уровень восприятия информации.
«Это очень хорошая вещь. Я убедился в этом. В первое время я тоже немножко скептически относился, но сейчас я считаю, что это – разработка, имеющая свою перспективу. Более того, вплоть до последнего прибора они могут легко все визуализировать. Вот эта подробность, понимание и детальный подход дотошный мне нравится. Приборная панель, допустим, самолета или еще чего-то до последней детали прорисовывается разработчиками и все это работает».
По мнению Адильбаева, программа должна быть внедрена не только в военных институтах и на военных кафедрах университетов, но и в школах на уроках начальной военной подготовки.
В Торайгыров университете в Павлодаре на симуляторе «Геотактика» студенты военной кафедры обучаются уже третий год. Начальник военной кафедры университета Булат Токин высоко оценивает внедренную программу.
«В игровой форме молодежь лучше воспринимает материал. То, что зубрить неинтересно, в процессе симуляции боя ты уже хочешь-не хочешь, но запомнишь. И получается, что усваиваемость материала гораздо лучше. Когда программа работает, ты с молодежью находишься на одной волне. Что нам мешает, то нам поможет. Вот так, они сделали из этого плюс», – делится опытом Б. Токин.
По словам начальника кафедры, третий год применения «Геотактики» приносит свои плоды. И при этом, совершенствуются не только обучающиеся, но и преподаватели тоже. Студенты и вовсе в восторге – материал усваивается в игровой форме и в более комфортных условиях.
Первая мысль, которая возникает у всех: «Если не получается внедрить проект в казахстанских образовательных учреждениях, почему бы не пойти за рубеж?». Тем более, всем известный алгоритм уже отработан и не раз, когда какой-то талант или разработка не внедряется в Казахстане, но пользуется колоссальным спросом за рубежом.
На вопрос об уходе на экспорт, разработчики Денис Зиновьев и Алексей Кубрак ответили отрицательно. По их словам, сначала надо разработку успешно внедрить в Казахстане.
Ерболат Адильбаев поддерживает такой подход:
«Они, как патриоты, не хотят продавать ее [«Геотактику»] за пределы Казахстана. Их с руками и ногами за рубежом заберут, но они, несмотря на это, пытаются у нас в стране закрепиться. Они подтверждают свою значимость и хотят быть востребованными у себя в стране и за это им большая благодарность».
Денис Зиновьев и Алексей Кубрак настроены оптимистично. Они рады, что министерство обороны выстраивает диалог с перспективными стартапами не за закрытыми дверями, а открыто и для широкой публики.
Это позволит выстроить новый уровень отношений и, возможно, ускорит внедрение перспективных стартапов в такой консервативный институт как армия.