Парить над землей

admin
Автор admin
11/09/2024 - 23:28

https://sarbaz.kz/cache/imagine/300x170/uploads/news/2024/09/11/66e1e1a5e010c707096035.jpg

История стремления человека к самостоятельным полетам насчитывает уже двадцать столетий. Появление вертолетов, самолетов и других летательных аппаратов отчасти осуществило эту заветную мечту. Однако, покорив небо, человечество продолжало искать пути самостоятельных полетов. На протяжении долгих поисков люди нашли универсальный способ летать – реактивные ранцы.

Принято считать, что первая разработка реактивного ранца принадлежит американскому ученому-изобретателю Венделу Муру. Однако еще в 1928 году патент своего реактивного аппарата зарегистрировал советский инженер Александр Андреев, который схематично изобразил возможность полетов человека на реактивной тяге. Технология Андреева предполагала быстрое нагревание и расширение сжиженного газа, который позволял бы человеку удерживаться в воздухе. Но, к сожалению, инженеру не удалось осуществить замысел, опережавший время.

Реактивные двигатели получили большое распространение в годы Второй мировой войны. Так, войска Вермахта применяли такого рода технологии в торпедах, ракетах и т. д.

Прообразом первого реактивного ранца стал двигатель немецкой модели самолета Мессершмитт Ме 163, где в качестве окислителя применялся 80% стабилизированный пероксид водорода. В 1952 году изобретением американского изобретателя Т. Мура заинтересовалась армия США, выплатив ему грант в размере 25 тысяч долларов.

Во время тестовых испытаний аппарат Мура поднял человека на несколько секунд. Однако данный успех был единственным. Главным решением, приведшим к неудаче, было признано неудобное управление при помощи коробки с двумя маховиками. Потерпев неудачу, армия США свернула проект, но не оставила концепцию «мобильных солдат». Идея стала настолько популярной, что образы реактивных ранцев появились во многих кинофильмах.

Новая версия реактивного ранца увидела свет в 1958 году благодаря изобретателю Венделу Муру. Его модификация ранцев подразумевала два вида управления: наземное и воздушное. При наземном управлении оператор управляет потоками азотного топлива, а пилот управляет углом наклона сопел. В том же году изобретение Мура сумело поднять человека на пятиметровую высоту. Этот факт стал ключевым, и руководство армии США взяло в разработку проект Вендела Мура. Первым пилотом, сумевшим подняться в воздух на реактивном ранце, считается Гарэльд Грэм.

Безусловно, в тот момент казалось, что у разработки Мура большое будущее. Однако по многим причинам, в первую очередь финансовым, разработка была приостановлена. Военные были разочарованы в концепции боевых «летучих солдат» и различные проекты их модернизации были приостановлены.

Лишь спустя 40 лет разработки в данной области были возобновлены. В 2008 году усилиями инженеров была создана модель реактивного ранца Martin Jetpack с мощностью двигателя 200 л/с. Создателем аппарата удалось решить одну из главных проблем – проблему топлива, а также увеличить высоту полета до двух с половиной метров. Однако и эта модель реактивного ранца также не вышла в массовое производство. Причиной этого стало невыполнение компанией поставленных задач в указанные сроки.

Несмотря на описанные неудачи, многие высокотехнологичные державы (США, Китай, Россия) по-прежнему хотят модернизировать свои вооруженные силы,  делая солдат более мобильными. В 2018 году лидер мирового рынка в области  авиационных технологий компания JetPack Aviation представила ранец JB11, способный развивать скорость до 320 км/ч. Устройство оснащено шестью турбореактивными двигателями. Время в полете составляет 12 минут.

На сегодняшний день аппарат JB11 находится на седьмом уровне испытаний. Турбореактивная система вертикального взлета и посадки использует керосиновое топливо, но также рассматривается вариант с использованием водородного двигателя.

Система реактивного ранца оснащена системой «быстрого одевания и снятия», а также встроенным парашютом, который можно применить в чрезвычайных ситуациях. В будущем компания рассматривает внедрение системы автономного режима полета. Также, согласно документам, вес пилота не должен превышать 105 кг.

По словам создателей аппарата, в будущем реактивные ранцы и костюмы станут полноценным транспортным средством. Эти модификации аппаратов уже являются предметом серьезного интереса со стороны вооруженных сил многих стран.

В связи с бурным ростом высоких технологий и всесторонним интересом министерств обороны многих стран ведется активная повсеместная разработка реактивных ранцев и костюмов. К примеру, компания Gravity Industries предлагает свое решение в области разработки реактивных костюмов. Костюм под названием Jet Suit имеет пять турбореактивных двигателей мощностью 1050 л/с. Управление производится руками путем изменения вектора тяги. Двигатель может иметь несколько вариантов топлива: дизель, керосин или реактивное топливо.

Свой первый полет реактивный костюм Jet Suit совершил в 2017 году. Его максимальная грузоподъемность составляет 85 кг. Полеты в различных погодных условиях составляю до четырех минут.

Основатель и главный испытатель компании Ричерд Браунинг отметил, что Jet Suit уже был продемонстрирован Министерству обороны Великобритании, морскому спецназу США, а также правительству одной из стран Юго-Восточной Азии. Он также добавил, что данный аппарат способен осуществить переброску одного или нескольких бойцов на короткие расстояния независимо от погодных условий. По его мнению, в отличие от новейших модификаций вертолетов и БПЛА, реактивные ранцы или костюмы подобного типа будут способствовать ускорению десантирования бойцов в заданных координатах. Применение таких мобильных групп обязательно нанесет эффект неожиданности в экстренных ситуациях.

Использования реактивных средств передвижения типа Jet Suit или JB11 позволят эвакуировать бойцов с горячих боевых точек, максимально точно сбрасывать необходимые средства для оказания помощи. При эвакуации будет сокращено время на подъем солдат на борт транспортного средства. Сэкономленные драгоценные секунды позволят существенно сократить боевые потери.

Применение новых технологий реактивного передвижения является одним из приоритетных целей армий США и Европы. Так, Министерство обороны Франции был рассмотрен проект внедрения нового реактивного аппарата Flyboard Air, который показал свою эффективность в присутствии высшего командования страны.

Современные вооруженные силы сегодня становятся все более технологичными. Большие державы занимаются новейшими разработками, направляя все усилия на укрепление обороноспособности государства. Кроме того, одной из главных задач правительства является сохранение здоровья бойцов. Использование реактивных ранцев в значительной степени будет этому способствовать.

 

Автор: Дюсенов Нариман.

 

×

Редакция

$ 478.96  533.03  5.22