Казахстанский NORAD: как работает пункт управления авиации СВО РК

В 2019 году в Казахстане был сформирован Национальный центр управления обороной.

Данияр Ищанов
18/09/2023 - 11:03

Фото пресс-службы МО РК

https://sarbaz.kz/cache/imagine/300x170/uploads/news/2023/09/15/6503eb8288840769278252.jpg
Фото пресс-службы МО РК

В особенностях устройства и работы комадного пункта Сил воздушной обороны Sarbaz.kz помог разобраться заместитель начальника штаба СВО по боевому управлению и начальник столичного командного пункта подполковник Руслан Рахметов.

Военная наука никогда не стоит на месте. Регулярно совершенствуется не только инженерная сфера, но и организационная. Оптимизация управления войсками – залог эффективного исполнения своих функций наравне с передовым вооружением. Ключевым фактором для достижения согласованных и успешных действий военных сил является уверенное управление. От тщательной оценки ситуации, грамотной подготовки, своевременной и ясной выдачи указаний зависит окончательный результат операции или боя.

В 2019 году в Казахстане был сформирован Национальный центр управления обороной. Вслед за ним начали формироваться командные пункты родов войск.

Как пояснил Руслан Рахметов, до реформы пункта управления как такового не было. Его команда функционировала в составе основного командного пункта и была лишь малым подразделением. Однако после модернизации их вывели в отдельную структуру.

Центральный командный пункт подчинается непосредственно НЦУО и главнокомандующему СВО, а в подчинении находятся уже командные пункты низшего порядка в частях и фактически руководят всей авиацией. 

«Мы контролируем все воздушное пространство и тесно взаимодействуем с другими командными пунктами. Активно принимаем участие в учениях и занимаемся перевозкой личного состава, техники, грузов. Не только СВО, но и Сухопутных войск, ВМФ, спецназа. Оперативные пункты созваниваются и согласовывают с нами», – отметил Р. Рахметов.

Поскольку командные пункты часто являются жизненно важным и связующим звеном в управлении войсками, то оперативность и слаженность действий является важнейшим элементом. Подполковник Р. Рахметов отметил, что у военнослужащих пунктов управления проводятся регулярные тренировки. Четыре раза в месяц по четвергам пункты управления имитируют различные ситуации – от единичного до массового нарушения воздушного пространства. Также моделируются ситуации угона или захвата воздушного судна. Отрабатывание подобных ситуаций доводит до автоматизма всю работу авиации, чтобы в нужный момент никто не подвел. Участвуют все командные пункты – от низших звеньев до высших. И это не считая обычных войсковых учений, в которых они также принимают участие.

Описывая командный пункт, подполковник Рахметов подчеркнул, что он оборудован по последнему слову техники: имеются все средства связи – закрытые и открытые, автоматизированные системы управления, дизельные генераторы на случай отключения электроэнергии. Поскольку пункт работает круглые сутки и офицеры несут смену 24 часа, то помимо прочего он оборудован комнатами отдыха, местами приема пищи, медпунктами. Даже психолог есть.

«Одна наша смена – это 24 часа. Но нагрузка распределена, есть время отдыха – не более 4 часов. Где-то друг друга подменяем, но все находятся на своих постах полные сутки».

Вспоминая создание командных пунктов, подполковник Рахметов очень высоко оценил реформу. Проанализировав все конфликты прошлых лет и передовой опыт других стран, офицеры активно участвовали в создании документации и функционала пунктов управления. По его словам, реформа упростила и упорядочила систему боевого управления и утвердила вертикаль. 

«Мы все – офицеры командных пунктов – имеем опыт штурманов или летчиков. Ведь, чтобы понимать, как управлять войсками, надо пройти всю вертикаль с самого низа и понимать все нюансы своего рода войск».

Сейчас в столичном командном пункте служат 50 человек. Это не только офицеры боевого управления, но и штурманы, метеорологи и прочие авиаспециалисты. В мирное время они контролируют абсолютно все, даже гражданские полеты.

Контроль воздушного пространства накладывает и дополнительные обязанности. Так, столичный командный пункт контролировал все полеты авиации во время тушения пожаров, а также собирал всю подробную информацию о них: от времени, проведенного в воздухе, до объема сброшенной воды. Как пояснил подполковник Р. Рахметов, командные пункты также собирают и фиксируют все параметры, анализируют и составляют рекомендации. Благодаря этим рекомендациям, авиация вносит различные корректировки и оптимизирует различные планы и операции.

В статье

×

Редакция

$ 514.93  536.04  5.18