Генерал-майор Игорь Кожин: «Морская авиация ВМФ уверенно решает задачи в Арктике»

Генерал-майор Игорь Кожин: «Морская авиация ВМФ уверенно решает задачи в Арктике»

В новом учебном году морская авиация ВМФ РФ уверенно решает поставленные задачи, в том числе по дальнейшей отработке действий в условиях Крайнего Севера. О первых итогах, совершенствовании инфраструктуры и ближайших планах рассказал начальник морской авиации ВМФ Герой России генерал-майор Игорь Кожин

– Игорь Сергеевич, сегодня большое внимание уделяется защите национальных интересов Российской Федерации в Арктике. Что в этом плане выполняется силами морской авиации ВМФ?
– Как известно, на рубеже XX–XXI веков был сделан шаг назад в плане освоения арктических территорий, но сегодня Россия возвращается в Арктику. Это требует обеспечения государственной, транспортной, экономической и экологической безопасности государства в пределах назначенных границ ответственности. Особенно учитывая то обстоятельство, что остаются актуальными проблемы, связанные с расширением иностранного военного присутствия в Арктическом регионе, а также с наращиванием масштабов и активизацией разведывательной и учебно-боевой деятельности государств НАТО.
В этой связи морская авиация ВМФ не просто нарастила группировку имеющихся сил и средств в Арктической зоне, – она отрабатывает соответствующие тактические приемы. Причем речь не только об открытых надводных пространствах – работаем и по вскрытию обстановки подо льдом. Достаточно серьезно занимаемся этим направлением. То есть летчик, находясь в воздухе, должен иметь возможность полностью владеть ситуацией.
В целях обеспечения безопасности продолжается развитие инфраструктуры, в том числе речь о реконструкции аэродромов на островах архипелагов Новая Земля, Новосибирские острова и Земля Франца-Иосифа – самого северного аэродрома России. Мы отработали практически все аэродромы, находящиеся в Арктической зоне, совершаем полеты туда и обратно. Подготовили везде авиационные комендатуры. В целом сформирована группировка, которая способна решать поставленные задачи. Стоит отметить, что в ближайшие годы большинство российских аэродромов в Арктике станут всесезонными и смогут принимать самолеты всех типов.

– С учетом нынешнего развития транспортной инфраструктуры в районах Крайнего Севера актуален вопрос использования новейших материалов для строительства и ремонта аэродромов. Есть подвижки в этом плане?
– Содержание закрепленных аэродромов – зона нашей ответственности, поэтому мы этим постоянно занимаемся. Речь не только о Северном флоте и Арктическом регионе, но и аэродромах других флотов. Причем объемы модернизация и ремонта достаточно большие, поэтому и нагрузка на профильные части и подразделения возросла.
Если конкретнее говорить об Арктике, то замена и реконструкция инфраструктуры аэродромов проводится с использованием новых, но уже зарекомендовавших себя материалов и технологий. Так вот уже два с лишним года на одном из аэродромов Северного флота проводится эксперимент по использованию уникальной российской технологии, где применяется материал, которого нет ни у кого в мире. Это новое покрытие прекрасно себя показало и открыло новые возможности, позволяющие за короткий срок восстановить несущую способность взлетно-посадочной полосы и продлить ее эксплуатационный ресурс, повысить безопасность полетов. Причем новый материал задействуется чуть ли не круглый год – его можно укладывать и при минус 30. То есть снимается фактор сезонности. Практика показывает, что мы находимся на правильном пути.

– Как продвигается работа по созданию единого комплекса информационно-боевого пространства для всех летных аппаратов ВМФ?
– В течение последних лет по распоряжению начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ мы провели несколько экспериментов и в этом году выходим на окончание работы – сформируем комплекс информационно-боевого пространства морской авиации, в котором все компоненты будут взаимодействовать в едином режиме времени. Если упрощенно, то это позволит нам обнаружить угрозу и успеть ее предотвратить до момента нанесения какого-либо ущерба. Значительно сокращается время реакции, появляется возможность купировать угрозу в начальной стадии.

– Сейчас тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» находится на реконструкции. Как летный состав его авиакрыла поддерживает уровень подготовки, которая в последние годы была особенно высока?
– С этой целью, в частности, используется учебно-тренировочный комплекс НИТКА в Ейске. Летный состав с Северного флота прибывает туда и в течение месяца-полутора отрабатывает соответствующую программу. Причем поддерживаем уровень подготовки не только опытных пилотов, но и активно работаем с пополнением. То есть постепенно вводим в строй молодых летчиков, которые к завершению реконструкции корабля должны быть готовы к выполнению задач непосредственно на корабле.
Кроме того, полностью адаптирован под тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» комплекс на аэродроме в Саках. Поэтому с учетом продления сроков его эксплуатации мы продолжим готовить летный состав палубной авиации – это по-прежнему их основной полигон.

– После реконструкции ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» получит и новые, и модернизированные самолеты?

– Эта работа начата еще до его постановки на ремонт и будет продолжена. Речь о новых самолетах МиГ-29К, которые введены в боевой состав четыре года назад. Кроме того, Су-33 проходят модернизацию. Первый этап выполнен, и сейчас готовимся к проведению второго, после которого будет увеличена мощность двигателя, улучшена системы обнаружения и т. д. Су-33 станет по-настоящему многоцелевым. Иными словами, мы не меняем самолеты, не выработавшие свой ресурс, а идем по пути их модернизации с точки зрения «начинки». Это касается не только Су-33. Противолодочный Бе-12 доводим до современного состояния. Первый самолет войдет в состав морской авиации Черноморского флота уже в этом году.

– Насколько успешно обобщается опыт участия в боевых действиях в Сирийской Арабской Республике. Ведь морская авиация ВМФ тоже внесла значительный вклад в борьбу с терроризмом…
– Этот опыт многое дал. Впервые за многие годы морская авиация участвовала в реальных боевых действиях с боевым применением сил и средств. Мы отработали необходимые нам тактические приемы для организации противодействия главным ударным силам надводных и подводных средств. В рамках прошлогоднего учения «Океанский щит – 2018» закрепили имеющийся опыт и сейчас будем вводить его в практическую программу обучения на всех флотах. В целом многое меняем с учетом новых требований.

– Это касается и дежурных сил?
– Безусловно. Наши дежурные силы активно работают по самолетам, которые приближаются к границам России на восточном и западном направлениях. Речь идет о перехвате конкретных целей. Если прежде наши летчики даже в советский период не делали за период боевого дежурства по 50–100 вылетов, то сейчас у нас есть такие летчики на Балтийском и Тихоокеанском флотах. Недавно они представлены к государственным наградам. В Советском Союзе редко кто выполнял по 25–30 таких по сути боевых вылетов, а сейчас приходится поднимать самолеты в разы чаще. Это тоже серьезный показатель выучки, способности успешно решать задачи порой в экстремальных условиях.

– Игорь Сергеевич, если можно, несколько слов о наиболее значимых для морской авиации ВМФ событиях 2019 года…
– Отмечу, что морская авиация ВМФ принимает участие во всех крупных учениях, которые проводятся в Вооруженных Силах России.
На одном из театров военных действий планируем учение, аналогичное проведенному в прошлом году учению «Океанский щит – 2018». Это очень ответственное мероприятие, которое будет проходить под руководством главнокомандующего ВМФ России и потребует от личного состава полной самоотдачи.
В числе основных мероприятий 2019 года – подготовка и участие в Главном военно-морском параде. Определенный опыт уже накоплен, и я уверен, что летчики продемонстрируют отменную выучку.

– Есть какие-то особенности нынешнего участия морской авиации в Главном военно-морском параде?
– Все решения приняты еще несколько месяцев назад, и подготовительная работа идет по утвержденной «дорожной карте». По сравнению с прошлогодним ГВМП главное изменение – пролет не только отдельных самолетов, но и тактических групп в боевых порядках. Это позволит зрителям получить представление о практическом применении многоцелевых групп в морской авиации. К тому же такой пролет будет более зрелищным, поэтому стоит увидеть его воочию.

Олег ПОЧИНЮК
Андрей ЛУЗИК (фото)


Возврат к списку

Уважаемые читатели!

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы получать по электронной почте самую свежую информацию о событиях, происходящих в армии Казахстана и мира, новинках вооружения и военной техники и невероятных историях чести и долга военнослужащих. В рассылку входят материалы газеты «Сарбаз» и журнала «Айбын». Вы сможете в начале каждой недели одними из первых узнавать последние военные новости.
Комментарии

Новостная лента

В ВВС Казахстана прибыли модернизированные самолеты Су-25

В ВВС Казахстана прибыли модернизированные самолеты Су-25

Семь граней Великой степи

Семь граней Великой степи