"Мы не эльфы с приклеенными ушами": репортаж из клуба исторического фехтования в Астане

Уже несколько сотен лет конфликты между армиями решаются с расстояния выстрела. Но романтизм по отношению к эпохе рыцарей сподвигает энтузиастов отправляться в некое путешествие во времени, реконструируя средневековую жизнь воинов. На современном ристалище все взаправду: и жестокие удары, и оружие (почти настоящее), и травмы недетские. Корреспонденты sarbaz.kz побывали в цитадели у столичных «маклаудов» - на тренировках клуба исторической реконструкции «Темир Тумен», ознакомились с миром современного рыцаря, примерили доспехи тюрков и даже «отхватили» по талантливым головам двухкилограммовым мечом. Разумеется, в шлемах.

ММА в доспехах

Людям нравится бить друг друга железными палками – это факт. Иначе трудно объяснить фанатичное рвение заниматься именно историческим фехтованием, нежели просто мастерить доспехи или дефилировать в средневековых костюмах на рыцарской «тусовке». До посещения занятия по истфеху столичного клуба «Темир Тумен» я считал, что средневековые бои – это показуха: удары в полсилы, доспехи жестяные, а мечи игрушечные. В этом меня сразу разубедил 110-килограммовый бугай – член клуба, который на тренировках рубил тупым топором по надетым на толстый шест автомобильным шинам с такой силой, что, казалось, в близлежащих районах чувствовалась сейсмическая активность.

- С такой силой разве можно бить на соревнованиях? – спрашиваем мы у руководителя клуба (туменбаши) Евгения Сухотина.

- Бывает и посильнее. Мне вот недавно ноги отбили, до сих пор хромаю.

Впрочем, на многих одиночных турнирах такой жестокости нет – как и в спортивном фехтовании, удары идут на очки. А настоящее «рубилово» характерно для бугуртов (массовые бои), где действует правило: «пока ты на ногах – ты в бою». Бои проводятся в формате «1 на 1», «три на три», «пять на пять», «21 на 21» или даже «100 на 100». Все зависит от организаторов.

Бои в историческом фехтовании проводятся в нескольких форматах

Орудуют в основном мечами, но нередко используются топоры, шестоперы и алебарды. Все, разумеется, затупленные. Метательного оружия по понятным причинам нет. Тактико-технические характеристики орудий жестко регламентируются судьями, смотрят, чтобы доспехи были правильно подогнаны, неподготовленных физически и психологически к боям не допускают. Оно и понятно: безопасность превыше всего. Мы ж не в средневековье.

- Чтобы победить на ристалище, нужно вырубить или «посадить» противника. Если в бою перевес: три против одного, то бой останавливается. Но численный перевес в два бойца в других случаях – не повод прекращать битву. Если четверо против двоих или пятеро против троих, то интрига сохраняется. Естественно, шансов у «выживших» мало: два соперника легко «гасят» одного, нанося удары по уязвимым точками, например, ногам, - рассказывает туменбаши.

И если бугурты в формате «5 на 5» редко длятся больше минуты, то в профессиональных боях формата «1 на 1» бьются три раунда по три минуты. И все это в экипировке в 15-25 килограммов. Разрешены подсечки, пинки, удары кулаками, броски – настоящий средневековый октагон. Неудивительно, по внешнему виду команда по истфеху напоминает сборную бойцов ММА в тяжелом весе.

Как и в футболе, здесь есть и защитники, и форварды. Одни занимаются удерживанием («танки»), другие – атаками с тыла и быстрыми маневрами («забегающие»). Амплуа выбирается с учетом физических возможностей и габаритов.

- Бои закаляют бойцовский дух и воспитывают характер. После ристалища никакие уличные потасовки не страшны. Но при этом мы не пропагандируем насилие и не делаем людей агрессивными. Наоборот, после боев – бугуртов – не остается желания с кем-то драться, сами по себе наши ребята – мирные люди, потому что все негативные эмоции выплескиваются, - говорит руководитель клуба.

 

Развитие тумена

Клуб исторической реконструкции, который мы посетили, - не единственный в Казахстане. Существуют подобные объединения в Петропавловске, Алматы и Павлодаре. «Темир Тумен» - самый большой в стране, у него даже есть филиал в Костанае.

Клуб был основан и официально зарегистрирован в 2012 году, став квинтэссенцией объединения разных клубов Астаны. Кстати, название означает «железный тумен» - самая крупная боевая единица у тюрков в средневековье, насчитывающая 10 тысяч воинов. Оправдать свое название по численности клубу еще рано: он насчитывает 30 человек, причем в рядах средневековых воинов есть и девушки, не уступающие мужчинам ни в скорости боя, ни в спортивном азарте.

Клуб исторической реконструкции был зарегистрирован в 2012 году

Ребята начинали практически с нуля, так как развиваться клуб решил в восточном направлении – то есть воссоздавать доспехи и вооружение воинов Средней Азии 14-15 веков. Для этого первые полгода ребята провели не в мастерских, а за научными работами о выбранном периоде.

- Проще всего собирать доспехи европейского типа: мастерских больше, все стандартизировано, они удобнее, привычнее и дешевле. С азиатскими сложнее.  Здесь эволюция вооружения и доспехов шла медленнее. Поэтому в Азии за временной период реконструкции доспеха принято брать 100 лет , а в Европе – 50 лет, и конечно размеры государств в Азии значительно больше, отсюда и большие географические рамки, - говорит туменбаши.

Руководитель клуба "Temir Tumen" Евгений Сухотин

В целом, за три года существования группа энтузиастов  превратилась в уважаемый за пределами региона и государства клуб с крепким костяком с двумя боевыми составами, который проводит международные соревнования.

- Наш турнир «Клинок степи» достаточно известен, как на территории СНГ, так и в мире. Соревнования проводим ежегодно совместно с акиматом Астаны в период празднования Наурыза. В текущем году «Клинок степи» посетили гости из четырех стран: России, Украины, Кыргызстана и Узбекистана,  - рассказал Евгений Сухотин.

 В процессе тренировок, которые проводят три раза в неделю, особое внимание уделяется общефизической подготовке и укреплению хвата и предплечий. Ведь выпустить из рук оружие после столкновений мечами в бою означает поражение.   Несколько раз ударив мечом по специальному тренажеру - автомобильным шинам на шесте, я убедился в слабости своего хвата: после удара меч прокручивался и ложился на резиновую поверхность плашмя.

А вот удары получать в доспехах действительно больно. Облачившись в боевой костюм средневекового тюрка, я попросил ради эксперимента ударить меня полуторакилограммовым мечом по области груди и спины. Первые секунды после удара  процентов на 20 от силы боль ощущалась, но затем быстро прошла и никаких следов от удара не осталось.

Куда дольше длилось действие легкого щелчка все тем же мечом по 6-килограммовому шлему: звон в голове и легкий нокдаун. Трудно представить, в какое состояние повергает более сильный удар. А если в руках у бьющего шестопер или алебарда, то сотрясение обеспечено.

***

Кстати, о 110-килограммовом «бугае». Зовут его Руслан Нуртазин. В клубе считается одним из «ветеранов». Еще бы, с такой-то весовой категорией…

- А у нас вообще, те, кто меньше 90 килограммов весят, – право голоса не имеют, - смеется руководитель клуба. 

Дедовщина, не иначе.

Пока мой коллега по цеху водрузился в рыцарские доспехи и пытался постичь азы исторического фехтования, я пообщалась с нашим батыром.

Подошла к «старичку» в самый разгоряченный момент, когда он 16-килограммовой железной кувалдой бил по автомобильным покрышкам. Вот это сила! 

Тренировки членов клуба проходят три раза в неделю

– А можно мне? – робко спросила я.

– Да, пожалуйста, – Руслан протянул оружие, но, видимо оценив мои физические способности, в последнюю секунду заменил его другим, более легким.

Если мощные удары Руслана гулким эхом разносились по спортивному залу, то мой был сравним с легким шлепком по мухе, приземлившейся на покрышку. Боковым зрением мне даже показалось, что в этот момент «бугай» усмехнулся. Решив, что освоить технику ударов кувалдой мне сегодня не суждено, перешла к вопросам.

Руслан Нуртазин о том, как пришел в клуб исторической реконструкции

Как оказалось, в историческое фехтование 24-летний Руслан Нуртазин пришел из так называемых ролевых игр, когда в нарядах эльфов и других фантастических персонажей вместе с другими соратниками, он бегал по лесу с деревянными мечами, стрелял из лука согласно придуманному сценарию. А потом все это надоело. Как раз в тот момент ребята из Усть-Каменогорска пригласили игроков со всего Казахстана к себе на родину, чтобы обсудить «Конвенцию ролевых игр». На этой «сходке» у многих участников появилось четкое разграничение ролевых игр и фехтования. Каждый выбрал по своим интересам. Так спортсмен оказался в столичном клубе «Темир Тумен».

– Мне нравится история, ее боевая часть, но все же в историческое фехтование я перебрался ради адреналина. Такую энергетику как в истфехе вы не встретите ни в одном виде спорта. Это очень зрелищно и всегда держит тебя в тонусе, - говорит Руслан.

Историческое фехтование он упорно называет видом спорта, и добавляет, что травм в нем меньше, чем в боксе или в той же борьбе.

– Перед одним турниром я не закрепил себе голень – у меня была щель. В итоге – мне чуть не сломали колено, и я 1,5 месяца хромал. Все познается в бою. Поэтому, если чувствуешь незащищенность в определенном месте, сразу необходимо его латать, – говорит Руслан.

Тренировки «туменовцев» длятся до двух часов. И они сравнимы с двумя минутами в бою. Поэтому подготовка должна быть длительной и изматывающей, так сказать на износ. Здесь разрабатывается даже целая система тренировок. Неопытному зеваке может показаться, что спортсмен просто машет топором или кувалдой по покрышке, но на самом деле, это не так. Правильное положение тела, рук и ног, импульс удара позволяют опытному спортсмену отмахивать в несколько подходов 10-килограммовыми кувалдами по сотне раз, тогда как начинающий устанет и от пары-тройки таких ударов.

Чтобы стать представителем старшей гвардии клуба, не обязательно состоять в нем со дня основания. Нужно иметь опыт. Сам Руслан в клубе около года, и за это время прошел 10 турниров, в то время, как некоторые ребята за этот срок одолели лишь 4 схватки. То есть, тут дело каждого отдельного игрока.

Руслан сражается в массовой номинации, в основной «пятерке». По профилю он – «танкующий», человек, который не дает двигаться вражеским единицам по полю. Он ломает строй и берет на себя максимальное количество урона. Понятно, что в таком амплуа необходимо иметь  внушительный вес, иначе сметут.

– Наш клуб только начал развиваться. Самому молодому – 20 лет, старшему – 38 лет. Набор в клуб идет с 16 лет, но в бой допускаются лишь совершеннолетние ребята. Сейчас наша задача – выйти в высшую лигу – в «Битву наций», участие в которой принимают около 40 стран.  На данный момент не хватает финансирования, но в будущем, я думаю, мы сможем заявить о себе всему миру, – говорит Руслан.

Родные Нуртазина такое увлечение не разделяют. Шокированная сестра каждый раз от увиденного зрелища плачет, а маму даже не подпускают к просмотру, берегут нервы. Ведь бьются-то игроки по-настоящему.

– Мама постоянно спрашивает: «Когда же ты перестанешь играть в свои игрушки?», – улыбается Руслан.

– И когда же?

– Пока буду здоров, цел, чтобы драться, я буду это делать. Ну а если возникнут проблемы со здоровьем, всегда есть путь отхода – реконструкция, где одеваются в исторические доспехи.

   *** 

Удар мечом по… кошельку

Историческая реконструкция – хобби не из дешевых. К примеру, комплект хороших доспехов обойдется примерно в 2000 долларов. Разумеется, ребята вкладывают личные средства, «старички» помогают новобранцам с материалом, сбором доспехов, поиском мастерских. Некоторые средства удается заработать с проведения турниров. Но это мелочи.

Комплект хороших доспехов обойдется примерно в 2000 долларов

К слову, самый дорогой комплект в клубе «Темир тумен» (причем не полный) стоит около 5000 долларов.

- Шлем  и хатанга собраны казанским мастером, заклепки для хатанги лились в Харькове в Украине.  Всего комплект содержит около 100 пластин и 300 заклепок. На изготовление ушло 8 месяцев, - говорит Евгений Сухотин.

Туменбаши рассказал, что в доспехостроительстве в зависимости от качества сборки, используемых материалов и, соответственно, стоимости есть свои «жигули», «мерседесы» и «бентли». Качественная экипировка обычно легче, надежнее и удобнее своих недорогих аналогов. Как признается руководитель клуба, травмы бывают, в основном, по собственной дурости: либо неправильно подогнал доспех, либо боец слишком долго получал и терпел удары

Как и в отечественном автопроме, крупную сборку и производство отдельных частей можно сделать и в Казахстане. Но шлемы, перчатки, каленые детали доспехов заказываются с Украины и России. Дешевле там купить, чем здесь сделать на заказ.

- При вступлении в клуб новичок должен сдать Совету клуба паспорт комплекта. То есть человек пишет условно реферат, чтобы подтвердить, что он знаком с эпохой, экипировку которой он собрался делать, - говорит руководитель клуба. - При изучении материалов мы отталкиваемся только от научного подхода, используем достоверные источники.

Боевое ристалище

К слову, члены клуба со временем становятся настоящими экспертами в области материальной культуры и истории средних веков.

- Для реконструктора это своеобразный фетиш: нам нравится изучать историю и материальную культуру, а вот молодежи тяжело вдаваться в талмуды изучения истории и археологических аспектов, поэтому новичков мы завлекаем через спортивное направление, - признается туменбаши.

Отдельная культура

Историческую реконструкцию не стоит путать с ролевой  игрой, утверждает Евгений Сухотин.

- Мы - не ролевики. Понимание ролевой игры в некоторой мере присутствует, так как происходит некое вживание в роль. Но то, чем занимаются толкинисты и ролевики, – это другое, на уровне фэнтези. Хотя многие реконструкторы увлекаются и этим, но все же не любят, когда их так называют. Мы – не «эльфы» с пластмассовыми мечами и приклеенными ушами, бегающие по лесу, - шутит туменбаши.

По его словам, само движение исторической реконструкции – это целая субкультура со своими неизменными составляющими. Помимо спортивного аспекта – проведения турниров, бугуртов и массовых показательных битв, на фестивалях проводятся выставки, делятся опытом мастерские, разбиваются лагеря, в которых максимально воссоздается выбранный исторический период. К тому же, фестивали привлекают туристов.

- В этом плане казахская культура выигрывает очень сильно: к примеру, юрта – это часть живой неизменной истории, за 2000 лет она не слишком поменялась, - подчеркивает руководитель клуба.


Сегодня руководство клуба заинтересовано в расширении и приобщении к исторической реконструкции и фехтованию большего количества молодежи. Говоря о дальнейших планах, туменбаши Евгений Сухотин отметил и участие в мировом первенстве – Битве наций, которое проходит ежегодно. Курирует Чемпионат Мира международная ассоциация, в которую Казахстан тоже входит, но к сожалению, ещё ни разу не выезжали на эти соревнования. Все это – вопросы финансирования, - заключил руководитель клуба

Сегодня перспективы исторической реконструкции и исторического фехтования оценить достаточно сложно. Сможет ли стать этот вид полноценным видом спорта с унифицированными для всех мечами и щитами, мировые первенства будут транслироваться по ТВ, а в букмекерских конторах будут принимать ставки на викингов, янычар или крестоносцев? Неизвестно. Но ясно одно: те увлеченные люди из клуба «Темир Тумен», с которыми мы познакомились, вряд ли когда-нибудь бросят свое хобби. Они сочетают в себе огромную физическую мощь, экспертные знания в истории и археологии и просто получают удовольствие от осознания себя частью давно ушедшей эпохи доблестных рыцарей.



Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу
Тақырып бойынша материалдар:

8 Марта

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"