Досжан Табылды: "В балете, как и в армии, никаких поблажек"

Некоторые граждане убеждены, что балет – не мужское дело, а танцоры – слабые физически и духом, робкие создания. На самом деле балет, как и армия, сопряжен с колоссальными нагрузками, тяготами и лишениями и является настоящей школой жизни для мужчин, а артисты балета, чаще всего волевые и сильные личности. Одним из ярких примеров является обладатель множества международных наград, солист балета государственного театра оперы и балета «Астана Опера» Досжан Табылды, который развеял подобные мифы и рассказал о жестких буднях в хореографических «казармах» и своих ролях воинственных персонажей.

- Досжан, расскажи, как ты пришел в балет. Как отнеслись родители к решению стать танцором?

- Воспитывался я в многодетной семье. Детство проходило, как и у многих ребят в то время. Судьбоносный момент наступил, когда мне было 10 лет: в общеобразовательную школу, где я учился, пришла комиссия из хореографического училища и провела отбор. Проверили нашу успеваемость, физические данные, музыкальный слух. Члены комиссии отметили мою фамилию и в конце учебного года стали приглашать. Так как педагоги настаивали, родители отвели меня на сдачу экзаменов, которые я успешно сдал. Семья всерьез не восприняла мое увлечение, но посчитала, что балет меня дисциплинирует.

- В обществе существует определенный стереотип, что балет – не мужское дело…

- На самом деле балет – это самое красивое и при этом сложнейшее искусство. Без характера, мужества, упорства и духа бойца здесь делать нечего. В училище мы преодолевали сложнейшие испытания, оставались только самые сильные. Действовало правило: «Если ты не справляешься, то поднимай руки вверх и уходи». И много кто ушел.

- Получается, обучение в хореографическом училище схоже со службой в армии?

- Думаю, даже сложнее. Я не служил, но могу смело сказать, что в балете, как и в армии, мужчина проходит настоящую школу жизни. Физические и психологические нагрузки были колоссальные. Только в училище еще была, можно сказать, дедовщина. Тех ребят, из-за слабости которых преподаватель заставлял всю группу делать упражнение заново, конечно же, не любили.

Как и в армии, мы привыкали рано вставать, несмотря на физическую боль выполнять поставленные задачи и сражаться, в первую очередь, с самим собой, и побеждать. И никаких поблажек. А если бы и давали, то я отказался. Такой характер.

- Было ли за эти годы желание сдаться и бросить балет?

- В одно время родители хотели забрать меня из училища. В 8 часов вечера я приходил с учебы. Изнеможенный 10-летний ребенок садился за уроки, а в 7 утра уже уходил. С каждым годом росли нагрузки и их объем. Семья твердила мне, что пора уходить, но я остался.

Другой вопрос – серьезные травмы. За все время четырежды я получал их. На восстановление требовалось до двух лет, но я выздоравливал за пару месяцев из-за характера и упорства. Травмы – это внутренний экзамен на крепость: либо ты сломался, сдрейфил, либо собрался, сделал выводы и отправился на репетицию. Здесь большую роль играет психология.

Сложным был для меня 2005 год. Предстояло участие в трех международных конкурсах, и я себе сказал, что если не выиграю, то уйду из профессии. Значит это не мое. Я старался на 200 процентов и смог одержать победы, в том числе в Москве, где стал серебряным призером и обладателем приза зрительских симпатий.

- Регулярно одерживать одну победу за другой под силу сильному и воинственному человеку. Что тебя в этом плане мотивирует?

- В любом коллективе есть конкуренция. На этом фоне все друг друга мотивируют: кто-то лучше или выше сделал прыжок. Ты это видишь и начинаешь стараться сделать еще лучше. Вообще, мотивация – она как салют, как вспышка. Появляется внезапно, а потом начинает затухать. Именно тогда нужно пользоваться моментом.

Для достижения цели мало обладать талантом, нужны трудолюбие и жесткая дисциплина. Если каждый день становиться лучше и двигаться по миллиметру к цели, то в конечном итоге за спиной оказываются километры пройденного пути. Этот путь и есть смысл. 
 Уверен, что для достижения цели мало обладать талантом, нужны трудолюбие и жесткая дисциплина. Если каждый день становиться лучше и двигаться по миллиметру к цели, то в конечном итоге за спиной оказываются километры пройденного пути. Этот путь и есть смысл. Добившись цели, некоторые люди опускают руки и расслабляются, но для меня достигнутое автоматически становится стартовой площадкой и точкой отсчета для новой более высокой цели.

После училища меня начали приглашать на международные конкурсы и фестивали, на которых нужно было доказывать свою конкурентоспособность. Когда такие мэтры балетного искусства, как Майя Плисецкая, Юрий Григорович и Владимир Васильев ставили наивысшую оценку, то это еще больше толкает вперед и заставляет держать марку.

- Ты стал самым молодым исполнителем роли Спартака. Как вышло, что совсем юный артист смог сыграть столь воинственного персонажа?

- Будучи слабым духом и неподготовленным физически невозможно изобразить сильного мощного героя, который потянул за собой всех рабов и гладиаторов, дал бой тирании  Римской империи. Естественно, нужно обладать харизмой, мужеством и лидерскими качествами.


Когда я начал работу над проектом «Спартак» в Алматы многие не верили в меня, утверждая, что слишком молод для такой роли, ведь Спартак – зрелый закаленный в бою мужчина, способный повести за собой тысячи людей. А мне и 20 лет не было. Пришлось входить в образ, прожить его жизнь каждой клеткой тела. Жесты, взгляды, мысли поменялись. Даже дыхание приходилось делать как у 40-летнего мужика (смеется).  После выступления ребята говорили, что были готовы и вправду пойти за мной в бой – настолько убедительно получилось сыграть. Премьера прошла на ура и получила широкий резонанс по всему СНГ. До меня роль Спартака играли артисты в возрасте близкому к 30 годам. Надеюсь, я и сейчас остался самым молодым Спартаком (смеется).

- Призывался ли ты в армию?

- Как люди искусства мы не служим в армии, так как имеем «бронь». Я считаю, что усилия, вкладываемые на благо хореографии и представление нашего государства на зарубежных конкурсах, сопоставимы со службой в армии. У нас свой хореографический батальон (смеется).

- Какими видами оружия владеешь и насколько знаком с боевыми искусствами?

- Во время работы в Национальном корейском театре обучался у мастеров владению холодным оружием по типу самурайских мечей. Нас обучали довольно профессионально. В балете «Бахчисарайский фонтан» есть сцена битвы между поляками и татарами, в которой мы сражались настоящим оружием, причем так, что летели искры от ударов мечей. Конечно, без травм не обходилось.

У меня есть опыт обращения и с огнестрельным оружием – автомат Калашникова, «Сайга».

Что касается боевых искусств, то я увлекаюсь восточными. В детстве нас с братом вдохновлял Брюс Ли, и с тех времен я достаточно хорошо овладел нунчаками.  Считаю, что каждый мужчина должен уметь драться, держать удар и уметь защитить своих близких.

- Каких еще воинственных персонажей ты бы хотел сыграть?

- У меня большая мечта сыграть казахских батыров: Кабанбая, Райымбека, Богенбая, а также  Абылай хана. Я думаю, в будущем будут постановки, связанные с нашей историей Казахстана, и мне будет приятно изобразить тех людей, которые в свое время защищали территорию нашей страны. Будет интересно проявить свои харизму и знания.

- Какова, на твой взгляд, роль военных в современной жизни?

- Искренне восхищаюсь и уважаю людей военной профессии. Я думаю, это настоящие патриоты с мощной силой и энергией. Мы, граждане Казахстана осознаем важность и ответственность военных. За их спинами казахстанцы  могут жить спокойно и развиваться на благо нашей страны, заниматься любимым делом. С этой мощью наша республика будет процветать. 


Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу
Пікірлер
Тақырып бойынша материалдар:

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"