Полковник Нурлан Шаймахов: "Робот не заменит инженера на поле боя"

Саперы, понтонеры, водоснабженцы, фортификаторы... Труд этих военных специалистов почти всегда за кадром. Но на любых учениях и в местах боевых действий они четко и быстро выполняют очень важную работу - создают войскам условия для выполнения поставленных задач. По случаю профессионального праздника войск боевого обеспечения мы встретились с начальником управления инженерных войск - начальником инженерных войск Управления главнокомандующего Сухопутными войсками полковником Нурланом Шаймаховым, который вот уже на протяжении 30 лет верен службе и любимому делу.

- Инженерные войска – это войска боевого обеспечения. Если войсковые части, соединения наступают, воюют, то мы, инженеры, ведем инженерную разведку на наличие мин, строим дороги, оборудуем понтонно-мостовые переправы, добываем и очищаем воду, строим фортификационные сооружения -  рубежи, позиции, копаем траншеи, обеспечиваем укрытие личного состава, строим блиндажи, убежища, укрытия для техники, огневые позиции. Одним словом, инженерные войска обеспечивают действия соединений и частей Вооруженных Сил. Почти все инженерные подразделения находятся в составе Сухопутных войск.

Нурлан Нурбулатович, мы видим, как в Вооруженных Силах страны с каждым годом происходят позитивные изменения. Поступает на вооружение новая техника, внедряются новые методы боевой подготовки... Насколько изменились инженерные войска за последние 5 лет?

- Если говорить о состоянии инженерных войск, то сегодня основное вооружение и техника у нас – это техника, доставшаяся нам в наследство от Советского союза, а также российского производства, опробованная и надежная. Мы стараемся оптимизировать и держать на уровне, обеспечивающем боеготовность, нашу грузоподъемную, землеройную, технику разграждения и т.д. Мы закупаем технику двойного назначения. Три года назад по заказу Главного управления специальных войск получили войсковые очистительные станции ВОС-4, выпущенные уральским заводом. Новые станции приспособлены под военные условия. Они на подвижной базе, на базе КамАЗов. В планах у нас также для мобильности наших подразделений перевести большую часть гусеничной техники на колесную основу. 

Мы планируем постепенно изымать устаревшую технику, заменять ее на специальную технику двойного назначения. Исходя из бюджета, который будет нам выделяться, постараемся постепенно до 2025 года обновить свою технику. В целом на данный момент вся техника, которая у нас есть в инженерных войсках Сухопутных войск, исправна, боеготова и готова выполнять задачи.

Вооружение и техника инженерных войск - разнообразная и тяжелая. У нас около 80 видов техники, очень сложной в эксплуатации, около 1000 видов средств инженерного вооружения. Поэтому, например, чтобы подготовить младшего специалиста инженерных войск, требуется  минимум полгода, тем более, чтобы подготовить сапера. Это должен быть психологически устойчивый, морально подготовленный человек, потому что специальность связана с риском для жизни.

- Кстати, о кадрах. Где у нас в Казахстане готовят специалистов для инженерных войск?

- В инженерных войсках служат в основном офицеры с техническим уклоном. Инженеров у нас готовят в Военном институте Сухопутных войск на инженерной кафедере, а также готовят на военных кафедрах при гражданских вузах. В Таразе есть военная кафедра, специализирующаяся по инженерно-саперным и инженерно-дорожным специальностям, специалистам полевого водоснабжения – она выпускает командиров взводов. Военный институт и военная кафедра обеспечивают потребность в специалистах: у нас не такие большие по численности инженерные войска.

В Капшагае на базе саперной бригады есть учебные подразделения, в этом городе также есть база инженерных войск, где готовят младших специалистов из числа солдат срочной службы и военнослужащих контрактной службы – это саперы, понтонеры, водоснабженцы.

В последнее время согласно распоряжению Министра обороны, начальника Генерального штаба, указанию главнокомандующего Сухопутными войсками мы разработали новые программы боевой подготовки частей и подразделений инженерных войск. Целенаправленно проводим мероприятия, нацеленные на то, чтобы наши подразделения были небольшими по численности, мобильными и высокоподготовленными.

- Сейчас много молодежи в инженерных войсках?

- В последние три-четыре года сильно обновился состав инженерных войск, и, можно сказать, что офицеров советской формации, таких, как я, осталось мало (улыбается). У меня все командиры частей - в основном молодые офицеры в звании майора, подполковника, категории командиров батальонов - уже капитаны. Очень много перспективных офицеров. Есть командир полка в Семее - подполковник Увалиев, начитанный, грамотный офицер, на которого возлагаю большие надежды. В Капшагае есть командир саперной бригады подполковник Жансеитов - тоже наш кадровый офицер, который окончил казахстанский военный вуз, тоже перспективный, выполняет очень большой объем работы. Есть на кого положиться.

Новые офицеры – это офицеры новой формации. Иногда они такие предложения выдают, что я сам начинаю задумываться, потому что я офицер - советской формации... Так должно быть.  Это веление времени. Как говорил Верховный Главнокомандующий, главнокомандующий Сухопутными войсками, мы должны изыскивать новые приемы, способы, не зацикливаться на чем-то одном, потому что, если мы будем работать по шаблону, наш вероятный противник будет знать наши действия и их последовательность.

Командиры частей, начальники всех инженерных войск и служб региональных командований – все с высшим академическим образованием. Сейчас в Национальном университете обороны им. Первого Президента — Лидера Нации по инженерному направлению учатся два офицера, на которых я тоже возлагаю большие надежды. 

Вы сказали о новой программе боевой подготовки. В чем ее особенность?

- В новой программе подготовки частей, подразделений войск мы стараемся больше внимания уделить подготовке по специальности, больше часов дать на специальную подготовку, а общевоинские дисциплины, такие, как строевая подготовка, уставы, физическая подготовка, защита от оружия массового поражения – эти занятия проводить в ходе этой специальной подготовки или в числе самостоятельной подготовки. Нам нужен специалист инженерных войск, профессионал. Да, может, он будет немножко хуже бегать, стрелять немножко хуже - он должен это уметь, знать, но его главная специальность – это сапер, понтонер, водоснабженец или мостовик – и это он должен знать наизусть. В течение этого учебного года идет опробование программы, и затем с учетом минусов-плюсов, полностью обкатав ее, начнем по ней заниматься.

Программа для каждой специальности и для каждого уровня - младших специалистов и офицеров - должна быть отдельной.  

Какие учения, в которых участвовал личный состав инженерных войск, на Ваш взгляд, были самыми сложными и интересными?

- В прошлом году были крупные оперативно-тактические учения «Айбалта-2015». На учебном полигоне «Или» под Капшагаем мы оборудовали мостовую переправу из комплекта понтонно-мостового парка длиной 227 метров и грузоподъемностью 60 тонн. По ней переправлялась как гусеничная техника, так и колесная. В общей численности мы переправили через этот мост около 300 единиц техники в течение часа. Там же мы показали образцы переправ – мостовую, десантную, понтонную. Это было на учебном полигоне «Берег» в Капшагае.

Ранее были учения КСОР ОДКБ, подготовкой которых также занимались инженерные подразделения из Капшагая. Оборудовали район обороны на целый батальон численностью 400 человек, закопали всю технику, развернули пункт водоснабжения на поверхностных источниках. Делали имитацию огня стрелкового оружия, артиллерии, огня танковых подразделений. Замаскировали все пункты управления. И обеспечили войска электроэнергией.

Мы и в горах, и в степи – везде выживем – все возим с собой, начиная от палатки и кухни, прибываем на учения первыми и уезжаем последними...  (смеется).   

- Инженерные войска участвовали в миротворческой миссии в Ираке...

-Да. Все задачи, которые инженеры выполняют в мирное время, они выполняют и в военное.

Мы выполняли миротворческую миссию в Ираке, направляли туда 10 отрядов, которые достойно выполнили поставленные задачи. Они занимались разминированием местности, уничтожением взвровоопасных предметов, обеспечивали местное население очищенной водой - там цена воды на вес золота.

С 2001 по 2009 год в районе Балхаша, на станции Токырау, мы очищали место взрыва арсенала боеприпасов. Этот арсенал строили три года, а мы его очищали на протяжении 9 лет – каждый день с 9 утра до 7 вечера. Я тогда шесть лет был начальником оперативной группы, возглавлял сводный отряд ликвидации последствий, и мы буквально на руках выносили снаряды, грузили их на машины и вывозили в безопасные районы, специально отрывали котлованы и там их уничтожали. В общей сложности за эти годы мы уничтожили около 450 тысяч боеприпасов, крупных, не считая маленьких пуль от пистолета, автомата. Это была сложная задача.

Инженерные войска привлекают к ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера. В связи с погодными условиями в Карагандинской области, на востоке нашего государства, почти все местные органы власти обращаются к нам. Мы оказываем помощь в очищении дорог, эвакуации  людей... У нас есть специальная техника – путепрокладчики под вид бульдозеров, скреперов, которые очищают дорогу.

Возвращаясь к вопросу о технике... Планируется использование робототехники в инженерных войсках?

- Вы говорите об использовании минных роботов, миноискателей на базе роботов при разминировании? При ведении боевых действий, не дай Бог, считаю, что применение робототехники может использоваться только в населенных пунктах, зданиях, но на поле боя... Этого робота подстрелят, и все. На поле боя многое зависит от человека – он может ползти, прятаться с миноискателем, щупом. У нас есть новейшие средства инженерной разведки. В течение последних 2-3 лет мы обеспечиваем новейшими миноискателями, передатчиками помех. Мы закупили средства инженерной разведки, разминирования, обнаружения, идентификации взрывных устройств. Робототехнику мы стараемся использовать только тогда, когда наши инженерные подразделения привлекаются к определенным охранным мероприятиям в масштабе государства.  

А что делается для обеспечения безопасности инженерных войск?

- В последние 3-4 года мы начали закупать новое имущество для защиты саперов, в частности, новые защитные костюмы сапера. В Сухопутных войсках есть группы разминирования, которые выезжают при обнаружении боеприпаса на территории государства. Они работают во взаимодействии с другими силовыми структурами и экипированы всем необходимым оборудованием, чтобы была возможность безопасно вывозить боеприпас и, если он опасен для перевозки, уничтожать его на месте.

Ваши пожелания военнослужащим инженерных войск.

- Горжусь своей специальностью. Да, сейчас требования очень серьезные, но я уверен, что наши инженерные части и подразделения в любое время дня и ночи выйдут и выполнят любой приказ. Всегда говорю солдатам: вам повезло, специальности, которые вы получаете в инженерных войсках, востребованы на гражданке. Желаю всем крепкого здоровья, успехов в службе и укреплении обороноспособности государства, быть всегда боеготовыми!
Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу
Пікірлер
Тақырып бойынша материалдар:

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"