Генерал-лейтенант Мурат Майкеев: "Командир – это главный воспитатель"

23 года назад Указом Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Вооруженных Силах нашей страны был создан институт заместителей командиров по воспитательной и социально-правовой работе. Главной их задачей было и остается – воспитать настоящего военнослужащего. Сегодня институт воспитателей ВС РК празднует день своего образования.

Воспитательная и идеологическая работа – ударная сила командира. Генерал-лейтенант Мурат Майкеев шестой год является главнокомандующим Сухопутными войсками – самым значимым и многочисленным видом Вооруженных Сил. В его послужном списке все командные должности, начиная от командира мотострелкового взвода.

Но важнейшим этапом в карьере главкома, по его собственному признанию, являются 2002-2003 годы, проведенные в должности начальника Департамента воспитательной и социально-правовой работы.

– Нельзя передать все мое удивление и тревогу, когда мне, командиру-мотострелку, пусть и с должности командира Сарыозекской дивизии, было доверено руководить идеологическими структурами всех Вооруженных Сил, – с ностальгией вспоминает Мурат Жалелович о событиях четырнадцатилетней давности. – Но робость и сомнения прошли, когда я начал постигать азы профессии воспитателя и «творца человеческих душ». Во-первых, огромную помощь мне оказали мои подчиненные, самые подготовленные и опытные офицеры-воспитатели того времени: Булат Темирбулатович Назиров, Виктор Аркадьевич Тимошенков, Рафик Анварович Таиров, Мурат Адылкашевич Жаппаспаев, Джолочу Токамбаевич Жанаев. А во-вторых, как оказалось, работа командира и офицера-воспитателя имеют очень много сторон соприкосновения. Каждый командир по своей сути в первую очередь должен быть воспитателем. Я очень быстро это понял, что позволило мне реализовать свои идеи и в должности начальника Департамента, и будучи командующим Аэромобильными войсками, и сегодня, на посту главнокомандующего Сухопутными войсками.

– Вы неоднократно упоминали роль вашей службы в должности начальника Департамента воспитательной и социально-правовой работы в становлении как военачальника оперативно-стратегического звена. Что новое для себя открыли, возглавив воспитательные структуры Вооруженных Сил РК?

– Прежде всего, я понял, какое огромное значение имеет воспитательная работа в деятельности командира любого звена. Не открою секрет, если скажу, что некоторые командиры закрывают глаза на многие аспекты воспитания воинов. Самое большее, что они делают для воспитательной работы – это отдают ее на «откуп» своим заместителям по идеологической работе. А это в корне неправильно. Именно командир – главный воспитатель. Прежде всего, он принимает решение на совершение боевых действий, а значит, ответственен за подготовку военнослужащих, в том числе морально-психологическую. А заместители по воспитательной работе, воспитательные структуры – это механизмы в его руках для претворения в жизнь своих идей.

Вообще, считаю необходимым в своей карьере прохождение командирами ступени заместителя по воспитательной и идеологической работе. Это позволит понять тонкости работы по воспитанию подчиненных, направить работу своих заместителей в нужное русло, а где-то и самому избежать необязательных ошибок. Яркий сегодняшний пример – командующий Аэромобильными войсками генерал-майор Алмаз Джумакеев, который в свое время был у меня заместителем главнокомандующего по воспитательной и социально-правовой работе. Тогда я оценил актуальные на то время проблемы, которые в основном находились в среде солдат-срочников – неуставные взаимоотношения, самовольные оставления части, суицидальные проявления…

- Естественно, Вы приняли меры по реализации своих планов…

- Конечно, результат не заставил себя долго ждать. Я, как командир с огромным стажем, всегда понимал, что разговоры «вокруг да около» не заменят даже минимальной практической работы. При поддержке в то время Министра обороны генерала армии Мухтара Алтынбаева была создана психологическая и социологическая служба.

В войсках была внедрена система мониторинга негативных явлений путем анонимного анкетирования, которую я неофициально практиковал еще в Сарыозекской дивизии. С ее помощью мы выявляли не только явных, но и скрытых казарменных хулиганов, объединяли их в группы динамического наблюдения и организовывали с ними работу по единому плану во всех Вооруженных Силах. Законом было предусмотрено проведение занятий с хулиганами во всех частях по воскресеньям с 10 до 13 часов, когда остальные сослуживцы отдыхали по плану выходного дня.

Другую часть группы динамического наблюдения – тяжело переносящих нагрузки, не находящих своего места в коллективе, склонных к суицидам, самовольным оставлениям части, мы «вели» с помощью психологических служб, сглаживали, как могли, для них «острые углы», помогали адаптироваться к воинской службе.

Вместо распечатанных статей из уголовного кодекса в казармах появились стенды с фигурой человека, нанесенными на ней уязвимыми для ударов точками, а также последствиями и сроками лишения свободы, в случае, если хулиган преступает закон и бьет своего сослуживца.

Это уже тогда стало серьезным шагом для профилактики противоправных явлений в воинских коллективах.


- А работа с офицерами тогда отошла на второй план?

- Ни в коем случае! Кто же, если не воспитатели, должны быть рупором справедливости, законности? По своему командирскому опыту я помнил множество случаев самодурства моих начальников и стал постепенно продвигать идею комфортности воинской службы. Зачем мучать себя и подчиненных поздними многочасовыми совещаниями, нереальными и ненужными внезапно возникающими по прихоти отдельных командиров задачами? Мерилом работы командира должна быть не усталость и замученность личного состава, а состояние боевой готовности, качество боевой учебы, исправность вооружения и военной техники.

Сегодня в Сухопутных войсках на постоянной основе используется опыт Аэромобильных войск – дифференцированное распределение новобранцев. Так, ребята с высоким уровнем нервно-психологической устойчивости направляются в мотострелковые, танковые и десантно-штурмовые подразделения, где достаточно высокая учебно-боевая нагрузка. Со средним уровнем – в артиллерийские и зенитные подразделения, где подверженность стрессам ниже. С низким уровнем – в части тылового и технического обеспечения, ведущие в основном планомерную деятельность. Тем самым, мы учитываем индивидуальные психофизические качества молодых людей с целью использования их способностей там, где они наиболее востребованы. Кроме того, это позволяет избежать таких случаев, когда молодой солдат оказывается неготовым к трудностям, так называемым тяготам и лишениям воинской службы.

- Это все направлено на поддержание правопорядка?

- Конечно! Воинская дисциплина неотделима от боевой готовности, любой адекватный командир подтвердит это. В каждой казарме на стендах имеются номера мобильных телефонов доверия главнокомандующего Сухопутными войсками, командующих войсками региональных командований и их заместителей по воспитательной и идеологической работе, на которые можно звонить в любое время, а также отправлять СМС-сообщения, в том числе анонимные. По каждому такому обращению проводится проверка, а выявленные нарушения устраняются.

- Вы лично охватываете все эти вопросы?

- Нет. «Невозможно объять необъятное», – сказал один из классиков. Для руководства Сухопутных войск главное – вырастить и обучить офицеров, чтобы они на своих местах выполняли задачи, поставленные Верховным Главнокомандующим, Министром обороны. И здесь я никуда без воспитательных структур.

Уже пятый год мы проводим ежегодное изучение курсантов Военного института Сухопутных войск, «ведем» их с 1-го по 4-й курс, выявляем и отслеживаем их профессиональные, лидерские, а также индивидуальные психологические качества. Исходя из этого назначение выпускников, то есть готовых лейтенантов, мы производим исходя из их обобщенных профессионально-психологических качеств.

Самое главное, чтобы молодой офицер попал в благоприятную для себя среду, не «сломался», не опустил рук при первых трудностях. К примеру, лидер должен командовать и руководить, умный офицер без задатков организатора пусть начнет свой путь с отделов и служб, а совсем посредственные, надо сказать, есть и такие, пусть для начала реализуют себя на сокращенных подразделениях. Хочу отметить, что служебный рост этих офицеров, а мы отслеживаем их деятельность по сегодняшний день, показывает правильность выбранного нами направления работы.

- Как оцениваете производительность труда офицеров?

– Для этого существует принятая в развитых странах мира система рейтинга, которую можно адаптировать для любой деятельности. Система подведения итогов по рейтингу, введенная нами еще 5 лет назад, не дает ни одному командиру «отсидеться» за спинами сослуживцев: результаты работы каждого должностного лица на виду у всех, причем в числовом выражении.

Попробуйте быть выдвинутым на вышестоящую должность или поступить в военную академию из Сухопутных войск, если во вверенном подразделении беспорядок, подчиненные стреляют плохо, а техника не боеготова. Не получится, потому что система служебного роста у нас построена абсолютно прозрачно, вплоть до рассмотрения выдвигаемых кандидатур на Военных советах, и на руководящие должности могут быть назначены только достойные. Вот, если хотите, и один из аспектов реализации нами на практике выдвинутого Президентом принципа «меритократии» («власть достойных») в русле 5 общенациональных задач.

Посмотрите, кто в Сухопутных войсках сегодня являются командирами бригад: это вчерашние лучшие командиры батальонов, дивизионов, показавшие свой интеллект, умение руководить и находить общий язык с людьми, знающие и любящие свою профессию офицера. Не сомневаюсь, что такая система отбора и профессионального роста в ближайшем будущем обеспечит элитарность офицерского состава не только в Вооруженных Силах, но и в обществе в целом. 
Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу
Пікірлер
Тақырып бойынша материалдар:

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"