Какая тактика помогла Бауыржану Момышулы остановить немцев в битве под Москвой?

В холодные дни ноября 1941 года 316-ая стрелковая дивизия, более известная как панфиловская, задержала захватчиков на подступах к Москве. Это удалось благодаря успешной тактике ведения боя, впервые примененной нашими бойцами в истории войны... Новым взглядом на сражения тех далеких дней поделилась доктор исторических наук, профессор Казахского национального университета имени аль-Фараби Лайла Ахметова.

- 316-ая дивизия, в дальнейшем 8 гвардейская, была сформирована из призывников Алматы и Семиреченской области. Также в нее вошли солдаты из Южно-Казахстанской, Жамбылской, Талдыкорганской областей, из Киргизии. 18 августа 1941 года дивизия в составе 13 тысяч человек погрузилась с вокзала Алматы и прибыла на фронт. Попала она во второй эшелон под Новгородом, в конце августа ставка рассчитывала отогнать фашистов из Ленинграда. Однако случилась трагедия, о которой мало говорят - под Брянском, Вязьмой, Смоленском фашисты взяли в котел 20 дивизий, и дорога на Москву оказалась открытой. Приказом ставки панфиловская дивизия была переброшена под Волоколамск. Ставилась задача – оборонять 16-ю армию Рокоссовского, - рассказала профессор.

14 октября панфиловцы вступили в первый бой под Москвой. Нашим было запрещено вести дневники, но с немецкой стороны сохранились записи об этих сражениях. Дивизии положено оборонять участок от 8 до 12 километров, а 316-ая в разные 60 дней защищала 41-44 километров территории.

- Еще находясь под Новгородом, генерал Иван Панфилов включил в обязанности солдатов 8-часовую подготовку к войне. Он обучал подразделения воевать отдельно и во взаимодействии. Эта подготовка и учения, которые шли в течение двух месяцев во время набора бойцов в Алматы, дали большой эффект. У Панфилова, как и у генерала Рокоссовского, была своя стратегия и тактика, а задачей была маневрированность – иначе одной дивизии оборонять 44 километра было практически невозможно, - продолжила Лайла Ахметова. 

Враг шел семимильными шагами, силы были неравными. Против 316-й дивизии стояли танковая группа генерала Эриха Гепнера и три стрелковые дивизии.  

- Панфилов применил такую методику: бойцы окапываются, держат оборону, и когда после битвы поступает приказ отступать, под покровом ночи забирают оружие, раненных и тайно отходят на расстояние 1-3 километра. Пока эти солдаты набираются сил и дальше роют траншеи, с врагом сражается батальон Бауыржана Момышулы, державший вторую линию обороны, - рассказала историк. – Если до Москвы враг, прорывая оборону, продвигался по 30-100 километров в день, то здесь он каждые полтора километра натыкался на новое сопротивление.

Бауыржан Момышулы блестяще осуществил на практике разработанную генерал-майором Панфиловым тактику боя малыми силами против многократно превосходящего по силам противника, получившую впоследствии название «спираль Момышулы»

«Все бои Панфиловской дивизии под Москвой характерны тем, что она перерезала путь, отскакивала в сторону и увлекала за собой противника, отводила его километров на 10, потом рывком снова становилась на его пути, снова уходила. Такими маневрами силы противника распыляются, наши части снова выходят на большак. Это, в настоящем смысле слова, изматывание противника давало выигрыш во времени», - говорил об этой тактике сам Бауыржан Момышулы.

15,16,17 ноября 1941 года – дни массового подвига 316-ой дивизии. По словам Лайлы Ахметовой, когда мы говорим о подвиге 28 панфиловцев, мы должны говорить обо всей дивизии, потому что в эти три дня фашисты планировали вступить в Москву.

- 16 ноября немецкие танки массово могли пройти к Москве только у разъезда Дубосеково. В своем дневнике командующий танковой группой генерал Гепнер пишет, что в этот день захватчики должны были пройти 80 километров пути. А из Дубосеково до Москвы по прямой дороге оставалось всего 37. Наши, конечно, не знали об этих планах. Если бы враг смог осуществить свои дела, что бы было?!


По архивным данным и воспоминаниям, бой начался около 10 часов утра. Как только рассвело, пошли первые немецкие танки.

2-м взводом 316-ой дивизии командовал таджик по национальности Джура Ширматов, но накануне он был тяжело ранен и госпитализирован. Поэтому бой начался под командованием старшего сержанта Митина, призванного из Алматы, его убили, и тогда командование боем принял сержант Иван Добробабин, призванный из Киргизии. Вскоре его контузило.

К обеду у Дубосеково в живых остался только один рядовой состав. К этому времени сюда прибыл политрук 4-й роты  Василий Клочков. Увидев измученных, израненных солдат, понимая, что погибнет, он взял командование на себя.

Боец Иван Натаров, скончавшийся в госпитале через три недели после боя, вспоминал, что именно здесь Клочковым были произнесены известные слова из приказа Жукова: «Видно, помирать нам здесь придется, ребята, но позади Москва, отступать некуда!».


До 4-5 часов вечера бой был завершен. Все погибли и были тяжело ранены. Прорвав эту оборону, захватчики проутюжили траншеи танками, поэтому павших у Дубосеково раскопали лишь в апреле 1942 года.

- Пунктуальные немцы, как только у них закончился рабочий день, вместе со своей похоронной командой и ремонтниками техники убыли на ужин, греться и спать. А в это время наши советские солдаты не отдыхали. В нескольких километрах они строили новую оборону… И наутро опять начался бой…

Мы,  обороняющиеся,  прикованы  к своим   позициям.   А   нападающему предоставлен выбор: он наносит удар там, где  считает  выгодным,  выбирает направление. Но и у нас, обороняющихся, есть свои преимущества.  Противник не знает местности, не знает глубины,  лежащей  за  моим  передним  краем, руководствуется только картой. А мне известны и подступы, и своя позиция, и рельеф за ней. Обороняясь малыми силами против больших; я  беру  себе  в союзники рельеф, заставляю и землю воевать Слова Бауыржана Момышулы, "Волоколамское шоссе" Александра Бека
 Генерал-полковник Эрих Гепнер, командовавший 4-й танковой группой, чьи ударные силы потерпели поражение в боях с 316-ой панфиловской дивизией, называл ее в своих донесениях «дикой дивизией, воюющей в нарушение всех уставов и правил ведения боя, солдаты которой не сдаются в плен, чрезвычайно фанатичны и не боятся смерти».
Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу
Пікірлер

Жүгіртпе / Лента