Несломленный политрук, поэт и воин Муса Джалиль

110 лет исполнилось Мусе Джалилю – поэту и герою, чье имя не только осталось на страницах татарской литературы, но и стало олицетворением бессмертного подвига борьбы с фашизмом.

Муса Джалиль родился 15 февраля 1906 года в деревне Мустафино Оренбургской области. Родители его были разорившимися крестьянами, занявшимися торговлей, которая тоже не принесла успеха и достатка семье, в результате чего семья Джалиля перебралась в город. Положение дел осложняла ситуация в стране – революция, гражданская война, голод.

В Оренбурге Муса Джалиль поступил в медресе Хусаиния.

В начале 20 века широкое распространение получили медресе, в которых ученики получали не только религиозные, но и светские знания, учились думать по-современному. Именно реформа системы обучения в медресе, за которой стоял видный крымскотатарский деятель Исмаил Гаспринский, стала толчком к формированию национальной интеллигенции казахов, татар, башкиров, узбеков, азербайджанцев и т.д.

В годы обучения Джалиля медресе стало площадкой для дискуссий между различными идеологическими группами.  Муса Джалиль оказался в числе большевиков. В 1919 году он вступил в комсомол и с тех пор
идеологическо-воспитательная, пропагандистская работа стала жизненным путем поэта.

Муса Джалиль изучал классическую поэзию средневекового Востока – Омар Хайяма, Саади, Хафиза. Под их влиянием поэт пишет стихотворения «Гори, мир», «В плену», «Перед смертью», «Престол из колосьев», «Единодушие», «Совет». В последующем под влиянием Гражданской войны, революционных преобразований, установления советской власти его стихи приобретают характер революционной поэзии. В этом плане творческий путь Мусы Джалиля похож на жизнь казахских поэтов того времени – Сакена Сейфуллина, Сабита Донентаева. Состоявшиеся как поэты под влиянием джадидизма, они также впоследствии стали поэтами преобразований, изменений, которые принесла советская власть.

  Возглавлявший Союз писателей Татарстана, поэт Муса Джалиль после нападения Германии решил, что не имеет права оставаться в тылу. Пройдя двухмесячные курсы политработников, он отправляется на фронт сотрудником военно-фронтовой газеты «Отвага». Ежедневная армейская газета выходила под слоганом «Смерть немецким оккупантам!» Джалиль писал свои статьи в ней, находясь на Волховском фронте в составе 2-ой Ударной армии. Он был к тому же бойцом части особого назначения, старшим политруком. Оружием и пером он громил врага, захватчика.

26 июня 1942 года бойцы попали в немецкое окружение. Выбираясь из него, старший политрук Муса Джалиль с группой солдат и офицеров, попали в засаду. В ходе боя Муса Джалиль был ранен и взят в плен. В Советском союзе его причислили к «без вести пропавшим». Пленных тогда считали предателями, изменниками Родины. СССР не подписал и Женевской конвенции об обращении с военнопленными от 1929 года. Для поэта и бойца настали черные дни фашистских тюрем и лагерей.

В то время Германия хотела использовать элемент гибридной войны –пятой колонны в тылу врага. Известно, что советская власть в ходе коллективизации конфисковала имущество большого количества граждан. В ходе гонений на религию были оскорблены религиозные чувства многих верующих. Более того – распад Российской империи в 1917 году дал возможность многим народам провозгласить свои национальные независимые государства. И хотя советская власть в последующем создала на смену им национальные  республики, все еще оставались в живых сторонники утраченной независимости своих стран. Были обиженные на советскую власть за голодомор 30-ых годов, репрессии 1937-1938 годов. Вот на них и сделал свою ставку Гитлер. Обещая якобы восстановить независимость народам СССР, Германия пыталась переманить народы СССР, а также детей кулаков, попов, казаков и т.д. на свою сторону. Так создались различные легионы.

В тот же Туркестанский легион набирались казахи, узбеки, туркмены, которые попали в плен. Это были далеко не противники советской власти, не враги народа и изменники Родины, не предатели. Ими не двигали политические или коллаборационистские цели. Почти все они были красноармейцами и воевали на фронте с фашистами за СССР без задних мыслей, не держа камня за пазухой против государства. Просто для многих из них вступление в легион означало спасение от смерти, от голода и нечеловеческих пыток в фашистских концлагерях.

Вступил в «Идель-Урал» и Муса Джалиль, но только для того, чтобы разложить легион изнутри. Фашисты использовали его ораторские, пропагандистские способности. Он же, воспользовавшись возможностью,
полностью отдал себя подпольной работе, как крот, подрывая немецкий проект. Подпольщики печатали антифашистские листовки, распространявшиеся среди легионеров. Муса Джалиль ездил по лагерям военнопленных якобы с фашистской агитацией. На деле он занимался подрывной деятельностью. Подполье поставило своей целью идеологически разложить и взорвать легион изнутри, подготовить легионеров к побегам, к восстанию, к переходу на сторону своих. В распоряжении татарских подпольщиков была типография газеты «Идель-Урал», которую нацисты и эмигрантские круги начали издавать для легионеров с осени 1942 года.

В феврале 1943 года в легионе началось восстание. Легионеры покидали расположение частей с оружием в руках, присоединялись к партизанам. Таковы результаты работы Джалиля и товарищей. Вскоре немецкие конттразведчики обнаружили следы деятельности подполья. Подпольщиков выдал дефект литеры на печатной машинке, которой они пользовались. В ночь с 11 на 12 августа они были арестованы в Берлине при прослушивании радиосообщения.

Поэт был брошен в Моабитскую тюрьму. Дефицит бумаги вынудил его писать краткие, но гневные стихи, каждое слово в которых поражало цель как стрела. Это стихи «Мои песни», «Не верь», «Палачу», «Мой подарок», «В стране Алман», «О героизме». 25 августа 1944 года Муса Джалиль был казнен в Берлине на гильотине.

На Родине долгое время Джалиля пытались обвинить в пособничестве врагу, измене. «Моабитская тетрадь» стала доказательством невиновности поэта. Константин Симонов организовал перевод тетради на русский язык и способствовал ее публикации. Это случилось уже после смерти Сталина.
В 1956 году Мусе Джалилю было присвоено посмертное звание Героя Советского Союза. Сегодня он стал образом героизма, борьбы и несломленного духа. 


Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу
Пікірлер

Жүгіртпе / Лента