Репортаж с производства бронемашин «Казахстан Парамаунт Инжиниринг»

Автопроизводство – это всегда увлекательный процесс, а производство военных машин гарантирует удвоенный интерес и массу эмоций. Заводу «Казахстан Парамаунт Инжиниринг» по производству бронемашин – всего полгода с момента открытия, но за это время он успел заявить о себе, как об уникальном прорывном проекте в машиностроительной индустрии. Корреспондент газеты «Сарбаз» побывал в эпицентре создания бронированных «хищников» и изнутри понаблюдал за производственным циклом, процессом схода их с конвейера и познакомился с людьми, которые своими руками создают бронемашины.

Завод «Казахстан Парамаунт Инжиниринг» производит впечатление крупного автопроизводства. Все цеха расположены под одной крышей, что обеспечивает простоту логистики и технологичность. На первый взгляд, 18,5 тысяч «квадратов» может показаться мало для столь серьезного производства, но его компактность такое мнение опровергает. На предприятии трудятся 170 человек.


Сам цех не такой, как я себе представлял. Никаких едких химических запахов, с ног на голову переворачивающих работу пищеварительного тракта, никаких металлических искр и кусочков абразивных материалов, летящих во все стороны. Не было и унылого пейзажа с беспросветным мраком, напоминающем заводы советского периода. Современный завод «Казахстан Парамаунт Инжиниринг» напоминает больше «королевства» крупнейших зарубежных автоконцернов, где в чистых светлых помещениях орудует современное цифровое оборудование.

Немногочисленную группу журналистов в цеху встретили глава предприятия Ербол Салимов и его заместитель по производству Йохан Луис Делпорт  - представитель ЮАР, который объяснил, что прежде чем бронемашина сойдет с конвейера и начнет колесить просторы защищаемой ею Родины, она должна пройди несколько этапов. Одна из цифровых машин называется плазменно-резочный станок. Трудно представить, но он с помощью плазменного луча филигранно нарезает стальные листы практически любой толщины, но чаще всего 8-12 мм. Именно с этого процесса начинается производственный цикл. Здесь получают как заготовки для бронекапсул будущих «хищников», так и отдельные детали машины, которые будут доведены до совершенства на фрезерных и токарных станках цифровым программным управлением. После прохождения технического контроля заготовки направляются в сварочный цех, где мастера придают конструкции прочность, надежность и не только - эстетическая составляющая бронированных машин. Как рассказал начальник цеха Темиржан Оразалинов, чтобы сварочный шов был однородным, мастера «варят» только в горизонтальном положении, которое обеспечивает кантователь – огромный вращающийся механизм. Вертикальные или, того хуже, «потолочные» швы строго запрещены.


Поговорить об условиях труда и самом производственном процессе с рабочими завода, что называется, по душам, не удалось. Во-первых, высокий уровень дисциплины – все строго по расписанию, царящий на предприятии график работы не позволял работникам цеха отвлекаться. Во-вторых, степень ответственности за разглашение внутренней информации осознает каждый, поэтому ни сварщики, ни сборщики особой разговорчивостью не отличались.

В определенное время все работники сварочного цеха отложили в сторону «держаки» и другие инструменты и покинули помещение. Оказалось, перерыв. Как и положено, для нейтрализации вредных газов и веществ работникам цеха дают молоко.  Кстати, безопасность труда на предприятии обеспечивается на высоком уровне – внедряются соответствующие сертификаты по энергетической, экологической безопасности и безопасности труда.


Возвращаясь к производственному процессу, хочется отметить, что соединения тщательно проверяются так называемым капиллярным методом, также производится магнитная дефектоскопия: швы проверяются прибором, выделяющим электромагнитное поле, применяется специальная жидкость для выявления трещин сварочного шва. После этого капсула ставится на специальные стойки, где проводится настройка и регулировка дверей, люков и другого навесного оборудования. После финальной обварки и зачистки происходит другой интересный процесс – дробеструйная очистка. Закрываются все щели, резьбовые отверстия, воздуховоды и под чудовищным давлением подается дробь для удаления окалины после сварочного процесса. После этого капсула принимается отделом качества, выявляются дефекты эстетического характера: порезы, царапины, капли сварки. Это все удаляется повторной «дробеструйкой».  Перед тем, как отправится на покраску, проводятся грунтовка и герметизация всех щелей. Время, которое необходимо «Арлану» для рождения в сварочном цехе, Темиржан Оразалинов, разумеется, не сказал. Но зато ясно намекнул, что меньше недели.

В процессе по-настоящему «брутального» производства нельзя было не заметить хрупкую фигуру молодой инспекторши по сборке и сварке металлических конструкций. 23-летняя Александра Класcин работает здесь по специальности. Она закончила Карагандинской государственный технический университет, кафедру машиностроения по профилю «Технология сварочного производства». После устройства на работу молодую выпускницу отправили на другой континент для повышения квалификации в ЮАР.

- Работа заключается в проверке качества сварных соединений, узлов, проведении двух методов контроля сварных соединений: капиллярный и магнитно-порошковый. Второй проводится со специальным оборудованием – электромагнитом, суспензией. Первый метод контроля также включает в себя три вида суспензий, - рассказала девушка.

Далее: для того, чтобы срок службы машины был длительным производится качественная окраска. Предприятие имеет окрасочный комплекс, на котором, по заверению замдиректора по производству Йохана Луиса Делпорта, красят так, что срок эксплуатации машины доходит до 25 лет. Затем капсула высушивается и поступает в цех сборки, устанавливаются комплектующие и ходовая часть: двигатели, мосты и прочая электрика и пневматика.

К слову о «ходовке». Часть этих деталей реализуется через ЮАР, другая – локализована в Казахстане. Завод руководствуется логикой, что если делать мелкосерийное производство, то оно будет очень дорогим, поэтому применяются двигатели, ходовые части именно от серийных грузовых и других машин. Так что, «Арлан» - в какой-то мере, «франкенштейн».

- Разработана программа локализации, и мы работаем в кооперации с заводами «Казахстан Инжиниринга», в том числе «Тыныс», «Машиностроительный завод им. Кирова», «ПЗТМ». Сейчас ведется опытная работа: мы передаем им технологии, они разрабатывают образцы, которые предоставляют нам для испытаний на профпригодность, - говорит глава компании Ербол Салимов.

После сборки производится финальный тест машины, то есть проверяется функциональность, производится прогонка в 100 километров. Чтоб доказать свою мощь, «Арлану» приходится совершать и другие типичные маневры: спуск, подъем на возвышенности и так далее. Затем бронемашина вводится в эксплуатацию, то есть отдается заказчику.


А как же установка вооружения? С этим вопросом я обратился к Йохану Луису Делпоту. Оказалось, что боевые единицы нынешнего заказа оборудуются пушками калибра 12,7-мм, которые устанавливается прям здесь же, в цеху специалистами ТОО «КАЕ».

- Наши машины являются гибкими, то есть можно установить любой боевой модуль на них в зависимости от потребности заказчика: разведоборудование, спецтехника и т.д. Процесс установки происходит здесь же, на нашем заводе, - говорит Йохан Луис Делпорт.

На данный момент в стенах завода гордо красуются красавцы «Арланы», но предприятие имеет потенциал для создания и других бронемашин и специальной техники. К примеру, уже скоро, на «KADEX-2016» будет представлен ряд разработок, в частности восьмиколесный полноприводный «Барыс», который  был полностью разработан в сотрудничестве специалистов «Казахстан Парамаунт Инжиниринг» и «Парамаунт Групп».

- В машину заложены самые перспективные последние технологии в области строительства бронированных колесных машин. Также в кооперации с нами принимало участие НПО «Буревестник», которое относится к российскому предприятию «Уралвагонзавод». Мы сотрудничаем с ними в плане установки боевых систем. В частности, будет установлен модуль АУ-220М с 57-мм пушкой, а также всем комплексом активной и динамической защиты, - говорит Ербол Салимов.


В дальнейших планах компании – выход на производственную мощность 120 единиц бронетехники в год в зависимости от потребностей и комплектации заказчика. Однако к таким мощностям завод планирует двигаться постепенно. С учетом локализации планируется нагрузка - 70 машин в год с поэтапным увеличением.

Но впечатления от посещения завода связаны не только с амбициозными цифрами и современным налаженным производственным процессом. По окончании экскурсии по предприятию группу работников пера и микрофона прокатили с ветерком по окрестностям завода. Безопасность, комфорт и уверенность в бронемашине вызвали неподдельное чувство гордости за казахстанский военный автопром, который благодаря серьезному скачку и началу производства собственной уникальной продукции, устремится к новым высотам.


Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"