Какие изменения предусматривает законопроект, направленный на совершенствование уголовного процесса в Казахстане

В рамках реализации Стратегии «Казахстан-2050» и «Плана нации - 100 конкретных шагов» в Парламенте Республики Казахстан находится законопроект, направленный на усовершенствование уголовного процесса.

В первой же статье Конституции утверждено, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. В целях соблюдения прав и законных интересов граждан, вовлеченных в сферу уголовного процесса и усовершенствования отдельных правовых институтов в Парламенте Республики Казахстан рассматривается проект Закона по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности.

В действующем уголовном процессуальном законодательстве предусмотрена возможность задержания без санкционирования судом граждан, подозреваемых в совершении уголовного правонарушения на срок не более 72 часов.

Между тем, рассматриваемый законопроект предусматривает исчерпывающий перечень оснований для такого задержания на срок не более 72 часов. К этим основаниям можно отнести 6 правовых ситуаций:

1) при задержании по подозрению в совершении особо тяжкого преступления;

2) при задержании по подозрению в совершении террористического или экстремистского преступления;

3) при задержании по подозрению в совершении преступлений в ходе массовых беспорядков;

4) при задержании по подозрению в совершении преступления в составе преступной группы;

5) при задержании по подозрению в совершении тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и их аналогов, против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также умышленных преступлений, повлекших смерть человека;

6) при невозможности обеспечить своевременное доставление лица к следственному судье вследствие отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, а также в условиях чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации.

Во всех остальных случаях гражданин, который, по мнению органов следствия и дознания совершил преступление, может быть задержан на срок не более 48 часов, а несовершеннолетний ребенок - на срок не более 24 часов.

         Данное новшество направлено, прежде всего, на сохранение за каждым гражданином права на свободу и на личную неприкосновенность, а также предупреждение задержаний по надуманным основаниям. С другой стороны сокращение сроков подтолкнет орган ведущий уголовный процесс к оперативному выполнению первоначальных действий для закрепления и добычу доказательств, подтверждающих вину гражданина в конкретном преступлении.

Другим акцентом нового законодательного акта является повышение состязательности сторон и предоставление равных прав на стадии судопроизводства.

Так, законопроект предусматривает наделение адвоката в уголовном процессе новыми правами. Защитник сможет ставить вопрос и обосновывать  перед органом уголовного преследования необходимость назначения экспертного исследования либо производства органом досудебного производства других следственных действий, за исключением произведения негласных следственных действий. При бездействии органа ведущего, уголовный процесс либо его отказе в удовлетворении такого ходатайства, защитник будет вправе обжаловать такие бездействие или решение в судебном порядке.

Полагаем, что данная компетенция позволит активизировать свою деятельность адвокатам с целью обеспечения полноты и всесторонности собранных доказательств по делу, поскольку орган досудебного производства вынужден будет проверить все версии и позиции участников уголовного процесса.

Также предусмотрено сокращение сроков предоставления защитнику истребуемых им документов от организации любых форм собственности с 48 часов до 24 часов, что позволит адвокатам при рассмотрении вопроса о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей своевременно доставлять в суд доказательства в интересах представляемого лица.

Защитник в уголовном процессе получит возможность требовать от органа ведущего уголовный процесс о приобщении письменных или электронных доказательств, содержащих ход и результаты опроса лиц, могущих владеть информацией, относящейся к уголовному делу.

Вместе с этим, после внесения изменений и дополнений, только судом будут санкционироваться вопросы, связанные с проведением:

- негласных следственных действий и продлением их сроков;

- принудительного получения образцов и освидетельствования.

При этом законопроект предусматривает, что орган досудебного расследования, за исключением случаев, когда разглашение информации о факте проведения негласного следственного действия может представлять угрозу интересам государства, общества либо безопасности третьих лиц, должен уведомлять лицо, в отношении которого проводились негласные следственные действия.

Между тем, уведомление производится не позднее шести месяцев с момента вынесения итогового решения по уголовному делу без ознакомления с результатами негласного следственного действия. Лицо, в отношении которого проводились негласные следственные действия, в течение пятнадцати дней с момента уведомления, получит возможность обратиться в суд с заявлением о признании проведения соответствующих негласных следственных действий незаконными и требовать возмещения причиненного ущерба (при его наличии).

В свою очередь материалы по санкционированию мер пресечения в виде содержания под стражей, домашнего ареста, экстрадиционного ареста, залога и продление их сроков будут направляться напрямую в суд, тогда как ранее имело место предварительное прохождение таких материалов через прокурора.

Считаем, что принятие вышеназванных положений обеспечит должный паритет между обвинением и защитой в суде и положительно скажется на  качестве досудебного производства. Суды смогут оперативно разрешать вопросы, ограничивающие конституционные права человека и гражданина, давая правовую оценку соответствующим процессуальным действиям органов досудебного производства. 

Кроме того, после нескольких лет успешного применения в практике электронной регистрации информации о совершенном уголовном правонарушении и начале досудебного производства, встал закономерный вопрос о внедрении полного цикла электронного судопроизводства в уголовный процесс. Вследствие принятия законопроекта все процессуальные действия по уголовному делу могут быть произведены в электронном формате, начиная от его регистрации и до направления приговора судом на исполнение. Органы досудебного производства и суды смогут получать сведения и совершать необходимые процессуальные действия посредством электронных информационных систем, а другие участники процесса будут иметь возможность посредством сети Интернет в реальном времени отслеживать движение своего уголовного дела, не затрачивая для ознакомления или получения необходимых документов дополнительное время. Данное новшество позволит углубить применение цифровых технологий в уголовном процессе.

         Резюмируя вышеизложенное, проводимая реформа направлена на дальнейшую демократизацию институтов государства и общества. Государство показывает серьезные стремления к повышению состязательности сторон и к открытому уголовному судопроизводству с широким  применением научно-технических средств.

 

Председатель Специализированного межрайонного военного суда по уголовным делам Мирас Сатыбалдин


Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"