Военно-морским силам ВС РК исполнилось 23 года

В преддверии Дня Военно-морских сил об истории взросления этого молодого вида Вооруженных Сил Казахстана, забавных и интересных ситуациях, случавшихся с теми, кто выбрал путь военного моряка, рассказали ветераны ВМС.

На заре становления ВМС

- Надо учесть, что если Сухопутные войска и Силы воздушной обороны формировались на базе существующих частей и соединений Туркестанского военного округа Вооруженных Сил бывшего Советского союза, то какие-либо части и соединения Военно-морских сил в советское время в Казахстане отсутствовали. Их становление и развитие начиналось практически с чистого листа, - говорит один из ветеранов ВМС полковник запаса Булат Назиров. Он уверен, за эти 23 года была проведена большая работа на всех уровнях по созданию и развитию Военно-морских сил.

После развала СССР Казахстан не участвовал в дележе Каспийского флота, в результате чего последний отошел к Азербайджану и России. Таким образом, на момент подписания Указа «О создании Военно-морских сил ВС РК» Казахстан не обладал ни одним судном. Первым отечественным кораблем стал катер прибрежного плавания «Сункар». Как вспоминает капитан 1 ранга запаса Марат Толекбаев, испытания катера проводились в зимнее время в Уральске. На тот момент каждый этап много значил для военнослужащих ВМС – доставка катера, его спуск на воду, первое испытание пулемета....

- У нас не было учебно-материальной базы, административных и организационных навыков, но мы сами всему учились, - говорит капитан 2 ранга запаса Булат Сарсенбаев.

 

Кадры решают все

Начинать новую военную структуру с нуля – дело нелегкое. Первой проблемой нового вида Вооруженных Сил РК была нехватка кадров. По словам капитана 1 ранга запаса Ахметжана Шукпутова, поистине приятное удивление испытали, когда на службу стали приходить казахстанские матросы, обученные в СССР. Но, как отмечает контр-адмирал запаса Ратмир Комратов, нашей стране повезло, потому что у нас были люди, которые хотели строить Военно-морские силы независимого Казахстана. Они самозабвенно вкладывали всю душу в построение ВМС.

- Постепенно изучали акваторию Каспийского моря, становилось больше моряков, повышалась оснащенность и подготовленность личного состава, - говорит капитан 1 ранга запаса Марат Мейрамов.

В наши дни кадровый вопрос не является проблемой. Более того, в Военно-морских силах Республики Казахстан на корабле служит первая и единственная девушка на всем пространстве СНГ, техник боевой части связи ракетно-артиллерийского корабля «Орал» в/ч 21814 старшина 1 статьи Жанар Ибраева. Девушка-моряк сродни Валентине Терешковой, первой в мире женщине-космонавту.

- На биатлоне в России, она, как радиотелеграфист, сидела на радиосвязи. Россияне удивлялись, откуда женский голос на корабле? Даже подумали, что это матрос с таким голосом. Наш экипаж сказал, что на борту служит девушка. Но пока русские моряки не увидели ее лично, никто не поверил, - рассказывает заместитель главнокомандующего ВМС ВС РК капитан 1 ранга Серик Бурамбаев.

 

«Море мира»

Крупнейший в мире замкнутый водоем - Каспийское море причисляют и к озерам, и к морям. Оно омывает берега Казахстана, России, Туркменистана, Азербайджана и Ирана и является, по словам Президента Нурсултана Назарбаева, «морем мира и дружбы». Моряков прибрежных стран сюда тянет не только дух приключений и священный долг защиты Родины, но и особая романтика.

- Когда я был командиром военно-морской базы, к нам приезжал проверяющий из Министерства обороны, сухопутный офицер. Проверил боевую подготовку, просмотрел бумаги. У нас как раз экипаж собирался уходить в море, и я ему предложил на пару дней отправиться в плавание, посмотреть боевую подготовку ребят на деле. Он согласился. Через два дня приехал, весь в эмоциях, рассказывает: «Мне уже под 40 лет. И ни разу в жизни мне не снились сны. Ночью лег спать на верхней палубе, на море полный штиль. Смотрел вверх, на звезды, и заснул. Утром просыпаюсь, такой приятный сон видел, первый раз в жизни. Теперь я понимаю, за что вы так любите море, - делится историей из своей практики капитан 1 ранга Серик Бурамбаев.

 

Совершенству нет предела

Флот состоит из 4 главных элементов. Во-первых, это корабли. Во-вторых, личный состав для обслуживания кораблей, то есть люди. В-третьих, береговая инфраструктура. Если корабль вышел в море, то на берегу его работу обеспечивает команда, которая в три раза больше, чем на море. Так устроен флот. В-четвертых, тыловая инфраструктура. Все эти составные Военно-морских сил сейчас активно развиваются.

Сегодня ВМС хорошо финансируется, закупаются минно-тральные корабли в России, строятся боевые корабли на заводе «Зенит» в городе Уральске, ускоренно развивается и береговая инфраструктура: пирсы, ремонтная база, тыловое и техническое обеспечение вооружения и военной техники. Основные проблемы прошлого – кадровый «голод», проблемы, связанные с жилищным и техническим обеспечением, системами тылового обеспечения, строительством кораблей - преодолены. Продолжается совершенствование боевой подготовки личного состава.

 

Морская солидарность

К казахстанским ВМС всегда хорошо относились иностранные Военно-морские силы, никогда не смотрели свысока. «Где бы ни бывали военнослужащие ВМС РК, к ним относятся с уважением, потому что наши моряки ведут себя культурно, показывают большой объем знаний, эрудицию, человечность, особый дух товарищества. Если моряк встретит моряка, он бросит все свои дела и поможет собрату», - добавляет контр-адмирал запаса Комратов.

Случись, не дай Бог, пожар на корабле, он мгновенно тушится всем экипажем. Никто не боится, потому что в корабельном расписании ежесуточно весь экипаж занимается тренировками. Проигрываются всевозможные варианты развития аварийных событий, и потому, когда происходит форс-мажор, экипаж действует уверенно, действия отточены и доведены до автоматизма.

 

Славный путь моряка

- Есть такая фраза, сказанная знаменитым русским адмиралом Павлом Нахимовым: «У моряка нет трудного или легкого пути, есть один путь - славный!» Всем нашим военным морякам я желаю в жизни славного пути. Только работа и истинная отдача своих сил Родине является прерогативой мужчины. Через призму своего ума и труда, человек должен отдавать себя высокой цели», - говорит контр-адмирал запаса Ратмир Комратов.

Капитан 1 ранга запаса Шукпутов отмечает, с какой гордостью он относится к сослуживцам: «Я рад, что мне посчастливилось служить с такими людьми, рад, что приходят новые кадры. Мы гордимся нашими людьми, многому сами их учили».

 Попутного ветра и, как говорят моряки, семь футов под килем! 


Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"