Генерал-майор Геннадий Носоновский полвека верен танкам

Трудно найти человека, который так хорошо бы знал службу в танковых войсках и саму бронемашину вдоль и поперек, как это знает генерал-майор Геннадий Носоновский, который почти 50 лет отдал службе в советской и казахстанской армиях. В сложные для страны и Вооруженных Сил времена он внес неоценимый вклад в создание военных округов, развитие танковых войск, позже - в управление боеприпасами страны. Помимо неоценимых заслуг перед армией, генерал, отличник обучения, поэт, танкист, что называется, до «мозга костей» продолжил свою военную династию, и теперь уже его потомки служат на благо армии. Геннадий Владимирович, несмотря на свои 65 продолжает работать с танками и прославлять службу в танковых войсках в своем творчестве.

Карьерная лестница цвета хаки

Геннадий Носоновский родился в Алматы в семье фронтовика в 1951 году, всего через 6 лет после окончания войны. В памяти народа еще была свежа память о ратных подвигах советских солдат. Отец – Владимир Носоновский – в годы войны служил в артиллерии, имел орден Красной Звезды. Рассказы отцов о сражениях и желание повторить их подвиги, как и у многих ребят в то время, во многом предопределили судьбу будущего генерала.

В юности Геннадию Носоновскому представилась возможность поступить в одно из самых престижных военных учебных заведений - Суворовское училище. И он ее не упустил.

Молодой парень отлично запомнил момент, когда мать проводила его на поезд из Тараза в Казань 50 лет назад. На перроне джамбульского вокзала она расстелила скатерть и угостила на прощанье сына заботливо приготовленными беляшами.

- Так и началась моя дорога в армию. Без возврата. 20 июня будет 50 лет, как она продолжается, - рассказывает Геннадий Владимирович. - Суворовское училище – это была моя стезя. Очень много получил знаний, причем прикладных: несколько спортивных разрядов, стал специалистом -  радистом 2 класса, получил водительские права, а также диплом военного переводчика по французскому языку. Была серьезная фундаментальная подготовка по всем предметам.

После окончания училища в 1969 году парень «прицеливается» в Оренбургское летное училище. Его душа рвется ввысь, но мечте бороздить воздушные просторы не суждено было сбыться.

- Как говорится, высоко замахнулся. В училище были достаточно серьезные требования по здоровью, и мне не удалось туда пройти. Пришлось переспециализироваться на танкиста - я поступил в Ташкентское высшее танковое командное училище, а точнее был автоматически зачислен, как выпускник Суворовского училища. Учиться было легко, потому что имел хорошие знания и отличную физическую форму. Танковое училище закончил с единственной четверкой, - рассказал генерал.

Свой путь Геннадий Носоновский продолжил далеко за пределами Родины. В 1973 году он поехал в Германию, где располагалась группа советских войск. В то время армия была в самом расцвете сил.

- Мы были настолько сильны и подготовлены, что если бы нам дали команду «вперед», то мы бы до Ла-Манша всех вышвырнули, - говорил наш герой.

После пяти лет службы в Германии офицера на должности командира танковой роты направляют в Прибалтику, где он впоследствии стал начальником штаба мотострелкового батальона. Несмотря на успешную службу, Геннадий Носоновский не стал откладывать в сторону гранит военной науки. После Прибалтики поступил в академию в Москву, и здесь в очередной раз прошлые достижения в учебе облегчили ему поступление в очередное учебное заведение – парень сдавал всего один экзамен.


- В 1985 году успешно закончил академию и снова имел право выбора, где служить. Выбрал Казахстан. Я попал в 78 танковую дивизию в Среднеазиатском военном округе, в которую всегда мечтал попасть. К легендарному командиру Анатолию Квашнину, - рассказывает генерал.

Геннадий Носоновский неустанно двигался вверх по карьерной лестнице: занимал должности начальника штаба полка, командира полка. Своего «потолка» в Советской армии он достиг на должности начальника штаба танковой дивизии из-за перемен… В 1991 году начался другой отчет времени, но служба продолжалась.

- Начался массовый кадровый уход, особенно в высших звеньях. Считалось благом, если в батальоне хотя бы два человека оставались. Никогда не забуду, когда Министр обороны Сагадат Нурмагамбетов собрал нас и сказал: «ребята, вы не спешите никуда уезжать. Я обещаю, что не будет никаких дискриминаций, будете служить, как служили, никакой присяги второй принимать не будем». Он все расставил на свои места несколькими словами. Министр Нурмагамбетов - талантливый военачальник.  В том, что в 90-е годы мы сохранили потенциал армии, его большая заслуга, - говорит наш герой.

Как истинный военный, Геннадий Носоновский рассказывает о своей службе четко и лаконично.

-Так началась служба в другом государстве – независимом Казахстане. Пришлось поездить за эти годы конкретно. С Аягуза в Алматы, оттуда направили в 1-й корпус в Семипалатинск, который был в тяжелой ситуации в 1994 году. За три года мы поправили там положение. В 1997 году я переехал в Алматы, создал там 2-й корпус. Затем стал начальником Департамента оперативного планирования. После этого мы поехали в Тараз создавать южный военный округ, где до 2003 года сформировали группировки, нарезали задачи, создали инфраструктуру, разместили войска, наладили быт, установили систему службы войск контроля. На этом закончилась моя гарнизонная эпопея, - говорит генерал.


Очередную миссию по наведению порядка и налаживанию системы Геннадий Владимирович получил уже в Астане – в 2003 году его назначили на должность начальника главного управления боеприпасами ВС РК. Как сам генерал шутит, что его посадили на бочку с порохом. После 3 лет успешной службы, где он отвечал за сохранность и безопасность боеприпасов страны, наш герой стал заместителем председателя Комитета начальников штабов МО РК, где и проработал 3 года. В 2010 году уволился с Вооруженных Сил РК, но трудовую деятельность продолжил.

- Уже 6 лет как работаю в АО «Национальной компания «Казахстан – Инжиниринг». 2 года возглавлял научно-исследовательский институт, потом был управляющим директором. Сейчас являюсь представителем завода «Семей-Инжиниринг» в Астане. Мы ремонтируем технику, которую я, наверно, в свое время поломал, когда служил, - смеется Геннадий Владимирович.

 

Вне службы

Несмотря на блестящую карьеру и занятость, Геннадий Носоновский построил крепкую семью. Сын Евгений сумел воплотить мечту молодости отца о покорении неба – он стал летчиком. Сейчас является командиром авиационной части в Байконуре. Удивительно, что и внук Геннадия Владимировича решил продолжить династию военных, в этом году он поступает в летное училище. Младшему сынишке нашего героя всего 7 лет, но он уже хочет быть, как папа – командиром танковой дивизии.

Немалую роль в жизни генерала играет и творчество. На протяжении многих лет на досуге Геннадий Владимирович пишет стихи. Разумеется, на военную тематику. А эпицентром его творчество является служба в танковых войсках.

- Так получилось в наше время, что в Казахстане про армию никто не писал, поэтому я и начал прославлять ее. Если смотреть на мою службу, то я был командиром танкового взвода, танковой роты, танкового батальона, танкового полка, начальником штаба танковой дивизии. Только на пятой должности я вылез из бронеобъекта, - смеется генерал. - Поэтому я люблю и хорошо знаю танки и прославляю танкистов.

Танковые войска имеют множество традиций, говорит генерал.

- Раньше проводили Дни открытых дверей, на которые все приглашали свои семьи, родителей, выезжали на полигон, показывали, какая техника используется, как стреляет, вплоть до того, что обстрелянную на полигоне мишень снимали, привозили в городок, ставили и подписывали Это было почетно для всей семьи, - рассказал Геннадий Носоновский.

То, что танковые войска – особый вид войск говорит тот факт, что после войны только танкисты и артиллеристы носили бархатный околыш – особый знак за заслуги в войне.

- В Казахстане стало отличной традицией сражаться и «рвать» на танковом биатлоне. Все страны, которые приезжают на Игры, восхищаются подготовкой и стремлением к победе наших танкистов, - отмечает Геннадий Носоновский.


А вот к приметам и суевериям генерал относится с сарказмом. В багаже его опыта даже есть реальная история на эту тему.

- Помню, заместитель по вооружению попал в Афганистан. Поехал на БМП во главе колонны и подорвался на мине. Ему говорят: «садись на БТР в середине колонны, чтобы еще раз не подорваться», а он отказался, говорит: «боюсь цифру 13». В итоге сел на 12-й по счету экипаж. И именно его БТР и подорвался. Вот и вся суть суеверий, - рассказал Геннадий Носоновский.

 

О сегодняшних реалиях

Давая оценку боеспособности танковых войск Казахстана, генерал отметил ее высокий уровень.

- Техника, стоящая на вооружении РК, в основном советская, не нужно греха таить. Но она не устаревшая: не Т-55 или Т-62. На вооружении стоят Т-72 и Т-72Б. Думаю, что если эти танки вовремя ремонтировать и модернизировать, то они и через 20 лет будут на центрально-азиатском регионе «давать фору», - уверен генерал.

При этом он подчеркивает необходимость постепенного обновления и модернизации техники в разумных пределах. По его мнению, с учетом большой территории нашей страны, самый верный путь – это держать оптимальное количество современной, качественной модернизированной техники.

На вопрос: «какой сегодня танк самый лучший в мире» Геннадий Носоновский не без раздумий отвечает: «Т-14 «Армата».

- Считаю, что у России получился этот танк. Есть, конечно, недостатки. Но, это то, что сейчас нужно танкистам. Он отличается повышенной безопасностью, имеет отличную систему управления огнем, есть возможность его полностью оцифровать и вписать в автоматизированную систему. Это танк со своим интеллектом. За ним будущее, - говорит генерал.

 

Броня не терпит слабых мышц

С высоты своего опыта Геннадий Носоновский советует танкистам не терять своего профессионализма и не попадать в техническую деградацию.

- Во-первых, если танкист забывает, как собрать пулемет, клин затвора на танке, промыть воздухоочиститель или масляные фильтры, то он уже не танкист. Он должен все уметь, что установлено на танке, и уметь обслуживать. Это его спасение. Во-вторых, должен быть танковый дух. Раньше говорили, что в танкисты не берут высоких, потому что он туда не влезет. Должны быть крепыши, физически и морально сильные. Броня не любит дряхлых мышц. Я желаю танкистам оставаться такими людьми. В-третьих, желаю, чтобы ребята всегда высоко держали марку танкиста, выше других родов войск. Сейчас танковых частей осталось немного, но они должны всем показывать класс, - говорит генерал.

Оглядываясь на пройденный путь, Геннадий Владимирович вспоминает свое неутомимое стремление двигаться вперед, совершенствовать и себя, и Вооруженные Силы.

- 65 лет сгорели как одна спичка: раз и незаметно. Торопили время, постоянно к чему-то стремились: быстрее стать старшим лейтенантом, капитаном, майором, генералом, поскорее командовать ротой, батальоном, полком, дивизией… На всех должностях перебывал, оглянулся, а уже путь пройден. Верим, что мы работали не зря, и нас достойно ценили. Будем продолжать работать, - заключил генерал.


Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"