БКМ "Арлан" не боится ни пуль, ни огня, ни снега

В минувшие выходные на военном полигоне «Шыгыс» под Семеем состоялись очередные опытно-войсковые испытания прибывшей партии новых бронированных колесных машин «Арлан». Броневики казахстанского производства в условиях суровой зимы подверглись настоящей проверке на прочность – в машину стреляли из различного оружия по корпусу и стеклу, отправляли на марш по заснеженной местности и в действии испытали установленный на нее боевой модуль. Узнаем, что из этого вышло…

Напомним, что производством БКМ "Арлан" занимается компания "Казахстан Парамаунт Инжиниринг" - совместное предприятие Казахстана и ЮАР. Прототипом казахстанской бронемашины "Арлан" стал южно-африканский Marauder.

   По плану БКМ «Арлан» должны пройти опытно-войсковые испытания в течение трех месяцев в четырех климатических зонах – на севере, востоке, юге и западе. На сегодняшний день апробация завершена в войсковой части РгК «Юг», куда поступила первая партия новеньких броневиков. В других региональных командованиях Сухопутных войск продолжаются испытания, в ходе которых продолжат работу по выявлению недостатков и устранению их в дальнейшем. Однако, как отмечают представители оборонного предприятия «Казахстан Парамаунт Инжиниринг», пока серьезных нареканий в адрес бронированной техники от военнослужащих не поступало.

В РгК "Восток" на апробацию поступило 10 единиц БКМ "Арлан"

Увидеть и оценить технические возможности броневиков «Арлан» нам удалось воочию на военном полигоне «Шыгыс» Регионального командования «Восток». А вернее сказать, уже на подступах к нему, поскольку на момент приезда группы журналистов в Восточный Казахстан погода показала свой переменчивый нрав – из-за сильной метели дороги замело, и выехать в сторону войсковой части не представилось возможным. На следующий день, пока специальная техника продолжала расчищать пути от сугробов, до территории военного полигона мы добирались именно на «Арланах». Установленная система автоматической подкачки шин позволила спустить колеса до второго уровня, чтобы преодолеть заснеженную трассу. К слову, всего в БКМ имеется четыре уровня в зависимости от дороги: первый предназначен для езды в городе, второй – для заснеженных дорог, водных преград, третий и четвертый – для болотной, вязкой местности. Итак, с первым испытанием – проезд по заснеженной дороге – БКМ справилась на «отлично». 

На сегодняшний день доля казахстанского содержания в БКМ «Арлан» составляет 39%. До конца 2017 года компания «КРЕ» планирует довести его до 65%
Следующая проверка заключалась в отстреле бронелиста толщиной до 7 см и двухслойного бронестекла из автомата Калашникова, снайперской винтовки Драгунова и крупнокалиберной винтовки ОСВ-96 патронами калибра 12,7-мм стандарта НАТО. Результаты впечатляют: пули от АК-74 оставили лишь еле заметные царапины, от СВД на бронелисте остались лишь небольшие вмятины глубиной в 1-2 мм, ОСВ-96 пробил первый слой листа и не прошел дальше. В свою очередь, бронестекло в отстреле также выполнило свою функцию и достойно выдержало попадание пуль от всех трех видов стрелкового оружия, оставив лишь сеть мелких паутинок на внешней стороне стекла, внутренняя часть осталась идеально гладкой.




Результат стрельбы по бронестеклу из СВД

– На сегодняшний день броня «Арлана» соответствует третьему уровню защиты стандарта STANAG 4569 (стандарт НАТО, определяющий уровни защиты экипажей боевых бронированных машин по массе при поражении боеприпасами кинетического действия, осколками осколочно-фугасных снарядов полевой артиллерии и фугасным действием импровизированных взрывных устройств, - прим.авт.). Противоминной защитой, которая была главным требованием заказчика – Министерства обороны РК, машина была обеспечена. Каждое колесо выдерживает до 8 кг в тротиловом эквиваленте и столько же под днищем, а также 50 кг в тротиловом эквиваленте на расстоянии 5 метров. То есть машина обладает большим дорожным просветом, V-образным днищем, позволяющим противостоять осколкам и рассеивать энергию взрыва. По своим качественным характеристикам БКМ зарекомендовала себя отлично. Самое приятное, что мы, как компания-производитель, убедились в ее боевых возможностях на полигоне, проходимость у нее высокая, военнослужащие хвалят, – говорит начальник службы безопасности ТОО «Казахстан Парамаунт Инжиниринг» Арлан Нигметжанов.

Начальник службы безопасности ТОО «Казахстан Парамаунт Инжиниринг» Арлан Нигметжанов в шутку подчеркивает, машина названа не в его честь.

В том, что военные, действительно, хвалят «Арлан» мы убедились побеседовав с командиром второго взвода роты специального назначения лейтенантом Нурланом Нигмановым.

– Это мой первый опыт вождения бронированной машины. Управлять ею очень легко. Несмотря на большие габариты, «Арлан» имеет хорошую маневренность, мы ездили по городу, не составляло трудности переходить перекрестки, пропускать машины, поворачивать. В машине имеется подогрев стекол, двигателя, топливного бака, установлен монитор заднего и переднего вида. В целом, могу отметить, хорошую обзорность машины, – говорит лейтенант Нурлан Нигманов.

Лейтенант Нурлан Нигманов имеет сертификат на право вождения БКМ "Арлан"

Стоит отметить, что наш собеседник сидел на месте водителя. Всего экипаж составляет 10 человек: помимо водителя, впереди салона сидит командир роты, в задней части салона – оператор-наводчик, а также 7 человек десантного отделения.

Выход для десантного состава предусмотрен из задней двери

Также стоит отметить, что «Арлан» весом в 16 тонн может развивать скорость до 100 км/ч (представители компании-производителя даже говорят о 120 км/ч). Бронемашина полностью адаптирована под суровые климатические условия эксплуатирования в температурных режимах от -50⁰С до +50⁰С.

Собственный вес машины составляет 13,5 тонн. Вместе с вооружением и экипажем доходит до 16 тонн.

Следующим этапом проверки в рамках опытно-войскового испытания стала стрельба из боевого модуля «САРП», выпускаемого казахстанской компанией «КАЕ». Оснащение «Арлана» данным модулем калибра 12,7 мм позволяет вести удаленный огонь по противнику. В боевой модуль встроена электронно-оптическая система, сочетающая в себе тепловизионную камеру, камеру дневного видения и лазерный дальномер. Последний, позволяет в любых погодных условиях, а также в ночное и дневное время суток вести наблюдение/разведку, автоматическое сопровождение цели, более того, рассчитать наиболее точную баллистику и осуществлять прицельную стрельбу.

Боевой модуль "САРП" казахстанской компании "КАЕ"

– Компьютерно-программное обеспечение Боевого модуля предоставляет возможность удаленно управлять огнем, предупреждать о последнем боеприпасе и вести счет отстреленных боеприпасов. Вместе с этим, система позволяет использовать оружие в ручную. Компактность Боевого модуля позволяет его применение в стационарном режиме на блокпостах, заставах, вышках, а преимущество стабилизации позволяет применять его на любом виде сухопутной техники в движении, – отмечает инженер проекта по интеграции боевого модуля «Сарп» на БКМ «Арлан» ТОО «КАЕ» Арсен Галимжанов.

Место оператора-наводчика

БКМ «Арлан» в действии удалось увидеть в ходе показа антитеррористической операции с участием десантной группы. По легенде, в населенные пункты ВКО пытались пробраться незаконные вооруженные формирования, имевшие на вооружении легкое стрелковое оружие, ручные противотанковые гранатометы и минометы. Огонь с их стороны не причинил особого вреда личному составу, поскольку боевые возможности машины «Арлан», на которых выехали десантники для выполнения боевого задания, позволили выдержать разрыв противотанковой мины и сохранить живучесть подразделения. Для быстрого передвижения и выполнения поставленной задачи, разведчики передвигались на лыжах, провели разведывательные поисковые действия в указанных районах. Благодаря умелому управлению командира своим подразделением и слаженным действиям десантного состава, состав подразделения успешно справился с поставленной боевой задачей – недопущение проникновения незаконно вооруженных формирований.


Интересный факт:
В тот день, когда дороги на выезд из Семея были закрыты по всем направлениям, машины Комитета по чрезвычайным ситуациям (КЧС) пытались проехать в поселок Күшікбай ВКО в 60 км от города, где их ждала роженица для экстренной госпитализации. Поскольку пробиться в соседнее село из-за снежных преград не удавалось, сотрудники КЧС попросили помощи у военных, мимо проезжавших на бронированных колесных машинах «Арлан». БКМ успешно пробились через громадные сугробы, доехали до роженицы, эвакуировали еще нескольких человек, доставили и передали их сотрудникам КЧС. В радостях родственница роженицы пообещала, что если родится мальчик, то она назовет его в честь боевой машины – Арланом.

Таким образом, отечественная многоцелевая бронемашина «Арлан» в ходе опытно-войсковых испытаний показала высокую проходимость, маневренность и защиту, обеспечивающую безопасность и живучесть личного состава.

 

Историческая справка:

Бронемашина «Арлан» разработана казахстанскими специалистами в конструкторском бюро ТОО «Казахстан Парамаунт Инжиниринг» с учетом требований и рекомендаций Вооруженных Сил Казахстана и произведена на собственных производственных мощностях.

Первая партия броневиков была поставлена в Вооруженные Силы нашей страны в 2016 году, аналогов подобной техники на сегодня в ВС РК нет. Для обеспечения эффективной эксплуатации машин личный состав прошел обучение, военнослужащим выданы сертификаты с правом вождения.


Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"