Карагандинскому ветерану Великой Отечественной войны исполнился 101 год

Ветеран Сабыргали Кусенов, что говорится, был на войне «от звонка до звонка» - служил в Особом Западном военном округе с 1939 года, в числе первых встретил удар немецких танковых клиньев на границе, был в числе защитников Могилева, воспетых Константином Симоновым в трилогии «Живые и мертвые», оборонял Смоленск, в составе противотанковой батареи бил бронированные чудовища Гудериана на заснеженных полях Подмосковья. Это про них, артиллеристов, в те годы в народе ходила горькая шутка: «Двойной оклад - тройная смерть»...

Сабыргали Кусенович родился в Урдинском районе Западно-Казахстанской области. После школы, в 17-летнем возрасте, пошел работать в колхоз, затем трудился в в районном отделе нархозучета и местном отделении связи. В октябре 1939 года был призван в ряды Советской армии - ему предстояло служить рядовым в 152-ом корпусном тяжелом артиллерийском полку 4-го стрелкового корпуса 3-ей армии Западного особого военного округа в приграничном белорусском городе Гродно. Карагандинец нес службу достойно, за что неоднократно поощрялся командованием, а в начале июня 1941-го ему даже был предоставлен краткосрочный 10-дневный отпуск.

- Возвращаясь из отпуска к месту службы, 22 июня на станции Кашира близ Москвы, как гром прозвучало сообщение о вероломном нападении гитлеровской Германии на нашу страну. Эта весть потрясла всех, ехавших в поезде. И первая моя мысль была о моих однополчанах, которые наверняка уже приняли первый вражеский бой на себя. Добравшись до Москвы, я тут же начал искать возможность попасть в Гродно, в свой полк тяжелой корпусной артиллерии, к тем, которые первыми должны в прах разнести любого врага, как нас учили, и мы верили в это «малой кровью, могучим ударом». Однако до полка мне добраться не удалось, я доехал только до Минска, а Гродно уже был захвачен фашистами, - вспоминает Сабыргали Кусенович.

Примерно в 10 км от Минска, который беспрестанно бомбили немецкие самолеты, был организован сборный пункт. Там бойцов разбитых частей и добровольцев собирали в маршевые роты и отправляли на передовую. Артиллеристов направили в 518-ый зенитный артиллерийский полк. 1 июля 1941 года под Могилевым Сабыргали Кусенов принял первое боевое крещение. В ходе боевых действий в Могилеве немецкие войска обошли город с двух сторон. В течение двухнедельных ожесточенных боев натиск врага сдерживала 172-ая стрелковая дивизия генерала Михаила Романова. В ее составе находились воины 388-ого стрелкового полка полковника Семена Кутепова. Мужественно, насмерть стояли воины, обороняя город. Об этих эпизодах Великой Отечественной войны, о подвиге и стойкости бойцов и командиров, ставших прообразами героев романа «Живые и мертвые» очень ярко, правдиво и достоверно описал писатель-фронтовик Константин Симонов. Полковник Кутепов станет прототипом одного из главных героев романа – генерала Серпилина, его роль в одноименном фильме блистательно исполнил Анатолий Папанов.

8 июля передовые части 46-го моторизованного корпуса противника подошли к Могилеву. После налетов бомбардировочной авиации они атаковали передний край дивизии в стыке 514-го и 388-го стрелковых полков и вклинились в ее оборону. Оставив на поле боя не менее 40 танков, гитлеровцы отказались от фронтальных действий и усилили нажим севернее города, намереваясь нанести удары танковыми силами по сходящимся направлениям с целью обойти и окружить крупный узел сопротивления у Могилева.

Только к 25 июля гитлеровцы потеснили части 172-й стрелковой дивизии к окраинам города, а затем отрезали дивизию от основных сил 61-го стрелкового корпуса, дравшегося в окружении северо-восточнее Могилева. 26 июля на восточный берег Днепра прорвались малочисленные подразделения 388-го стрелкового полка. В район боевых действий основных сил корпуса вышли несколько подразделений 514-го и 747-го стрелковых и небольшие группы артиллерийских полков.

Почти на три недели 172-я дивизия сковала противника у Могилева, нанесла ему ощутимые потери внезапными контратаками. Руководитель обороны города Могилева генерал Михаил Романов во время выхода из окружения был тяжело ранен. Его укрыл и лечил колхозник деревни Барсуки. Но вскоре фашисты схватили генерала и отвезли в могилевский лагерь военнопленных. Михаил Романов попытался бежать, был пойман и отправлен в концлагерь Хаммельбург, в котором впоследствии и погиб...

- В этих сражениях также принимал участие и наш зенитно-артиллерийский полк, обеспечивавший защиту от нападения немецких стервятников с воздуха. 15 июля сделав последний залп мы начали отступать. Немцы продолжали боевые действия, все больше продвигаясь вглубь страны. Наш полк совместно с другими соединениями воевал в оборонительных боях под Смоленском на участке, проходившим вдоль железной и шоссейной дорог: Смоленск - Рославль, на территории райцентра Стодолище и других населенных пунктов, в сентябре нас перебросили на защиту Брянска. А еще через две недели, 5 октября наших солдат собрали и повезли в город Карачев Брянской области. Мы город отстояли. В течение дня держали оборону от наступления немецких танков и пехоты. Но, как выяснилось впоследствии, ненадолго. Вечером, оставив заслоны и забрав раненых, мы опять отступили. В том бою я был ранен. Позже в санитарном поезде, услышал сообщения Совинформбюро о том, что 6 октября Красная Армия оставила Брянск, - рассказывает Сабыргали Кутепов.


После выздоровления карагандинец был направлен в противотанковый артиллерийский дивизион 57-ми миллиметровых пушек 21-ой стрелковой бригады, формировавшейся в Тамбове. В конце ноября бригада заняла огневые позиции северо-западней Москвы, а 6 декабря началось долгожданное советское контрнаступление. Войска с боями шли по территории Московской и Калининской областей, день за днем освобождая оккупированные фашистами населенные пункты. Продвинувшись вперед и заняв районный центр Усвяты, бригада оседлала дорогу между городами Велижем и Невелем, и весной 1942 года перешла в оборону. Была поставлена задача вести активные действия и тем самым оттянуть подкрепления противника от Сталинграда.

В конце ноября в одном из боев при овладение высотой 187,8 метров Сабыргали Кусенова снова тяжело ранило. В госпитале, в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области он пробыл около трех месяцев. Выписавшись, 13 февраля был направлен на учебу, на курсы обучения начсостава Западного фронта. В ходе учебы на торжествах в честь 1 Мая группе слушателей вручались боевые награды и Сабыргали Кусенову за участие в боевых действиях вручили первой орден «Красной Звезды». В тот день вечером состоялся концерт с участием знаменитых артистов Руслановой и Козловского.

После окончания курсов 7 августа 1943 года в звании младшего лейтенанта Сабыргали Кусенов был направлен в 10-ю гвардейскую армию и назначен на должность командира огневого взвода 120-миллиметровой минометной батареи 256-го гвардейского стрелкового полка 56-й гвардейской стрелковой дивизии 19-го гвардейского стрелкового корпуса. Дивизия вела бои против вражеских захватчиков на территории Смоленской области, постоянно освобождая города и села. В сентябре вплотную приблизились к Смоленску, который освободили в конце месяца, тогда дивизии было присвоено почетной звание «Смоленской». А бои продолжались дальше и к концу года советские войска перешли в оборону под белорусским городом Орша.

Начался суровый 1944 год. Гвардейская дивизия километр за километром с боями, в тяжелых условиях лесисто-болотистой местности продвигалась по территории Латвии. Освобождая каждую пять земли, войска дошли до Риги. Столицу Латвии освободили 9 октября 1944 года. За участие в боях за освобождение Риги 56-ая гвардейская Смоленская стрелковая дивизия, в которой служил карагандинец, была награждена Орденом Красного Знамени. Весной 1945 года советские войска полностью освободили территорию Латвии и дошли до западной границы. День Победы Сабыргали Кусенов встретил на передовой, в звании старшего лейтенанта, командира огневого взвода в Прибалтике.

- Великая Отечественная война была большим испытанием мужества и отваги для людей моего поколения, для тех кто находился и служил в кадровой армии. Война отняла у нас слишком много, но и научила побеждать. Тяжелые испытания закалили волю в победе, сплотили народы десятков и сотен национальностей в едином порыве отстоять мир, освободить Родину от фашизма. Нам пришлось вести борьбу во имя будущего наших детей, свободы и независимости нашей Отчизны. Мы вышли победителями и я горжусь тем, что и я находился в числе воинов-освободителей, - рассказывает ветеран.

Домой он вернулся 18 октября 1946 года в звании старшего лейтенанта и не захотел расставаться с воинской службой, с погонами. Поэтому поступил на службу в пожарную охрану на должность старшего пожарного инспектора родного Урдинского района. А в марте 1952 года приказом МВД КазССР (тогда пожарная охрана входила в структуру МВД) его перевили в Караганду. Ровно 40 лет его трудовой биографии были посвящены службе в пожарной охране.

За ратные подвиги Сабыргали Кусенов награжден орденом «Отечественной войны» 1 степени, тремя орденами «Красной Звезды», медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «3а безупречную службу в органах МВД» I степени, грамотой Верховного Совета КазССР, памятным знаком «65 лет битвы за Москву», учрежденным мэром Москвы Юрием Лужковым и юбилейными медалями.

В его доме всегда многолюдно, проведать аксакала приходят его многочисленные родственники, друзья и бывшие коллеги. Но иногда, находясь в окружении близких людей, Сабыргали Кусенов становится задумчивым — и в этом его глубоком взгляде сверкают холодные льдинки зимы 41-го года, и победные всполохи весны 45-го...


Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"