У карабахского конфликта нет военного решения

Своими прогнозами по дальнейшему развитию ситуации и сравнением военного потенциала конфликтующих сторон поделился главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан кандидат военных наук, полковника запаса Георгий Дубовцев




Обострившуюся ситуацию в Нагорном Карабахе можно сравнить с незаживающей почти три десятка лет раной на теле Кавказа. После некоторого затишья стороны вновь открыли огонь, и по разным данным, уже погибли несколько десятков человек. Главы многих государств, в том числе Казахстана уже призвали стороны сесть за стол переговоров и прекратить кровопролитие.

-        Георгий Федорович, можно ли сказать, что новый виток конфликта в Нагорном Карабахе был ожидаемым? Чем нынешняя эскалация конфликта отличается от предыдущих? 

-        Обострение отношений между Азербайджаном и Арменией из-за проблемы Нагорного Карабаха было ожидаемым, поскольку в азербайджанской военной доктрине содержатся положения, которые однозначно свидетельствуют о целенаправленной подготовке страны и ее вооруженных сил к силовому варианту решения этой проблемы. Можно предположить, что руководству Азербайджана была обещана поддержка со стороны Турции, поскольку накануне, еще до начала активных боевых действий, высшие должностные лица этой страны, в частности, президент Реджеп Эрдоган и премьер-министр Ахмет Давутоглу заявляли о том, что азербайджанские земли будут освобождены от армян.  Поэтому многие эксперты высказывали предположения о возможной координации действий между руководством Турции и Азербайджана при попытке силового решения проблемы Нагорного Карабаха.

Нынешняя эскалация конфликта отличается от предыдущих тем, что вооруженные силы Азербайджана осуществили самую масштабную военную операцию с момента подписания почти 22 года назад - 5 мая 1994 года - в столице Кыргызстана Бишкеке соглашения о перемирии. Азербайджанские власти назвали военные действия в Нагорном Карабахе «вынужденным ответом на армянские провокации», применив артиллерию, авиацию и бронетехнику. Военная помощь непризнанной Нагорно-Карабахской республике (НКР) была оказана Арменией. В результате этого даже официально озвученное число жертв насчитывает десятки человек. Причем, как со стороны Нагорного Карабаха, так и среди азербайджанских военнослужащих. Наиболее точные цифры потерь, конечно, станут известны позже.

-        Так как Армения является членом ОДКБ, какую позицию занимает Организация в этом конфликте? 

- Несмотря на то, что Армения, поддерживающая НКР, является членом ОДКБ, позицию этой организации можно назвать сбалансированной, поскольку поддержка той или иной стороны конфликта означала бы начало формирования двух враждебных военных коалиций на Южном Кавказе, что может привести к катастрофическим последствиям. Именно поэтому руководители стран-членов ОДКБ призвали конфликтующие стороны немедленно прекратить огонь.

Таким образом, со стороны государств ОДКБ так же, как и со стороны руководства ООН, ОБСЕ и ведущих стран мира, ни одной из сторон не было оказано поддержки. В этой связи обращает на себя внимание позиция турецкого руководства, которое выразило соболезнования в связи с гибелью азербайджанских солдат и заявило о понимании и полной поддержке действий руководства Азербайджана. Как говорится, выводы делайте сами.

- Будет ли и дальше разгораться конфликт? Как мировое сообщество может реально этому помешать? 

- Усилиями международного сообщества удалось оказать воздействие на конфликтующие стороны, в результате чего, например, руководство Азербайджана официально заявило о прекращении огня. В свою очередь руководство самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики заявляет, что ее вооруженные формирования открывают только ответный огонь. Руководство Армении своими действиями дает четкий сигнал о том, что будет оказывать военную поддержку Нагорному Карабаху в случае очередных попыток военной эскалации конфликта.

На данном этапе горячую фазу конфликта удалось «пригасить». Усилиями стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ (России, США и Франции) значительно снижен накал военного противостояния на Южном Кавказе. Но результаты этих усилий не стоит переоценивать, поскольку формат данных переговоров не устраивает официальный Баку. Власти Азербайджана считают деятельность Минской группы неэффективной и неоднократно высказывались за изменение ее формата. Речь, в частности, идет об участии в переговорном процессе Турции. А влияние турецкого руководства на действия азербайджанских властей, как показали события начала апреля, очень велико. Поэтому однозначно утверждать, что конфликт дальше разгораться не будет, я бы не осмелился. Все зависит от того, насколько мировое сообщество способно помешать эскалации этого конфликта. Если ведущие страны мира будут действовать скоординировано, то обострения не будет. Хотя какие-то инциденты неизбежно будут происходить, как это было в течение двух последних десятилетий.

-        Как Вы оцениваете армянские вооруженные силы по сравнению с азербайджанскими? Сделайте подробное сравнение. У кого из сторон больше шансов на победу в гипотетической крупномасштабной войне? 

-        Прежде чем ответить на этот вопрос, надо определиться в одном очень существенном моменте. Когда речь идет вооруженном противостоянии между азербайджанцами и армянами, то под армянской стороной надо понимать, прежде всего, жителей Нагорного Карабаха – армян по своей национальной принадлежности.

Если сравнивать военный потенциал основных участников конфликта, то, безусловно, перевес на стороне Азербайджана. Согласно открытых источников, численность его вооруженных сил около 67 тысяч человек. На оснащении его сухопутных войск около 220 танков, более 600 боевых бронированных машин, свыше 500 орудий и минометов, более 60 реактивных систем залпового огня (РСЗО). В военно-воздушных силах насчитывается более 100 самолетов и 40 вертолетов. Противовоздушную оборону страны обеспечивают 2 дивизиона более современных зенитных ракетных комплексов С-300, а также устаревшие ЗРК советского производства С-200, С-75 и С-125.

Армия непризнанной Нагорно-Карабахской республики насчитывает только около 20 тысяч человек. На ее оснащении имеется около 370 танков, свыше 320 боевых бронированных машин, около 320 артиллерийских систем. Имеется также несколько самолетов и вертолетов. Противовоздушную оборону обеспечивают 17 зенитно-ракетных комплексов, в том числе и С-300. Причем она интегрирована в систему ПВО Армении.

Так что с точки зрения ведения оборонительных действий армия самопровозглашенного Нагорного Карабаха может оказать достойный отпор азербайджанским вооруженным силам в случае гипотетического военного конфликта. Но в этом случае карабахскую сторону неизбежно поддержат и вооруженные силы Армении. А это может привести к эскалации конфликта.

 

-        Некоторые аналитики высказывают мнение, что конфликт может перекинуться на соседние страны: Дагестан, Ингушетию, Чечню…

- Полагаю, что в этом случае конфликт вряд ли перекинется на другие страны. Тем более, что Дагестан, Ингушетия и Чечня таковыми не являются, это субъекты Российской Федерации. А с Россией вступать в военный конфликт вряд ли осмелится какая-либо страна. Чувство самосохранения не потеряли пока даже самые безрассудные из ныне действующих политиков.

- Кстати, о России. Какова ее роль в урегулировании конфликта? Удастся ли на этот раз РФ наладить обстановку? 

- По моему убеждению, роль России в урегулировании данного конфликта очень велика. Москва имеет реальные возможности оказывать влияние как на руководство Азербайджана, так и через Армению на руководство Нагорного Карабаха. Как известно, президент России Владимир Путин сразу же провел телефонные переговоры с руководителями Азербайджана и Армении. Кроме того, со своими коллегами в этих странах имели контакты министр иностранных дел и министр обороны России. Полагаю, что аргументы российской стороны в пользу прекращения огня были достаточно убедительными. В этой связи есть надежда, что России в очередной раз удастся побудить конфликтующие стороны к ведению переговоров.

- Дайте прогноз по дальнейшему развитию ситуации? Станет ли эта эскалация конфликта временным кровопролитием, по результатам которого по сути ничего не изменится?

- Как может дальше развиваться ситуация? Видимо, конфликт вокруг проблемы Нагорного Карабаха будет «заморожен» на неопределенное время. Постараюсь обосновать, почему.

Официальные власти Азербайджана настаивают на возвращении под свою юрисдикцию сначала тех районов, контроль над которыми был установлен карабахской стороной еще в результате первой фазы вооруженного противостояния в 1991-1994 годах, а в последующем - и самого Нагорного Карабаха. Армянская же сторона готова обсуждать возвращение всех указанных выше районов Азербайджану только при условии международного признания независимого статуса Нагорного Карабаха. Так что подходы к урегулированию конфликта диаметрально противоположные. Поэтому в обозримой перспективе стороны вряд ли смогут достичь консенсуса по данной проблеме. Обострению ситуации могут способствовать провоцирующие действия внешних сил, как это случилось в начале апреля. Но будем надеяться, что все-таки политики будут руководствоваться при решении этой сложнейшей проблемы здравым смыслом, отдавая предпочтение политико-дипломатическим, а не военным средствам. У этого конфликта не существует военного решения, он может быть урегулирован только путем переговоров. 



Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"