Средства артиллерийской разведки и поражения РВиА

Вооруженные конфликты последних десятилетий подтверждают одно из положений военного искусства о том, что в бою никакое, даже весьма значительное, превосходство не создает решающих предпосылок для разгрома противника и достижения целей боя. Только огневое превосходство (превосходство в огневом потенциале) позволяет решить поставленную задачу.

При отражении агрессии в современных условиях ведения боевых действий огневое поражение становится решающим фактором разгрома противника. Оно определяет в конечном счете исход боя не только в тактическом, но и в оперативно-тактическом масштабе и поэтому приобретает оперативно-тактическое значение.

Коренные качественные изменения в характере возможных современных боевых действий, вызванные тенденцией резкого возрастания роли огневого поражения противника в достижении конечной цели боя с минимальными потерями своих войск, боевой техники, при минимальном расходе боеприпасов, особенно высокоточных (управляемых и самонаводящихся), предъявляют к разведке конкретные требования. Все эти требования обосновываются необходимостью наличия достоверных и своевременных разведывательных данных о противнике как для принятия обоснованного решения на бой, так и для эффективного применения огневых средств общевойсковых формирований и, прежде всего, артиллерии.

Во-первых, реализация возможностей артиллерии общевойсковых формирований по огневому поражению противника напрямую зависит от эффективности разведки объектов поражения.

Во-вторых, основные усилия всех видов разведки (в том числе артиллерийской) должны быть сосредоточены не только на вскрытии замысла действий противника, в том числе незаконных вооруженных формирований (НВФ), но и на получении полных, достоверных и точных координат первоочередных и других важных объектов огневого поражения противника, с уничтожением (поражением) которых снижается боеспособность войск противника.

В-третьих, современный боевой опыт подтверждает, что огневое поражение противника в бою составляет основу боевых действий, а борьба за огневое превосходство стало главным элементом в завоевании и удержании инициативы. Таким образом, огневое поражение становится важнейшей составной частью боя, обеспечивающей решительный разгром противника и, в конечном итоге, достижение целей боевых действий.


В-четвертых, эффективность разведки обусловливается четкой и правильной ее организацией и, прежде всего, умелым сосредоточением на главных задачах, своевременным планированием, постановкой (уточнением) задач и проведением мероприятий по подготовке разведывательных подразделений к выполнению задач.

В-пятых, при организации и ведении разведки особое внимание следует уделять тесному взаимодействию сил и средств артиллерийской разведки между собой и с огневыми артиллерийскими подразделениями.

В-шестых, эффективность разведки во многом зависит от порядка сбора, обработки и реализаций разведывательных сведений (доведения разведывательных данных до органов управления средствами поражения). Все это требует поиска наиболее эффективных способов добывания и доведения разведывательных данных, особенно об объектах, поражаемых в огневых налетах. Эти данные могут быть получены от космической (в перспективе), воздушной, радио- и радиотехнической, радиолокационной, специальной, войсковой, артиллерийской, инженерной, химической и других видов разведки.

В-седьмых, эффективность артиллерийской разведки определяется качеством технических средств разведки и укомплектованностью (оснащенностью) ими разведывательных подразделений, качеством системы управления силами и средствами разведки, организационно-штатной структурой разведывательных подразделений.

В-восьмых, расчеты и опытные данные показывают, что требуемая степень перекрытия полосы разведки, в первую очередь районов особого внимания, должна быть: оптико-электронной разведки – 3x ... 4x- кратной; звуко­метрической, радиолокационной и другими техническими средствами - 2x -кратной.


В-девятых, для увеличения степени вскрытия группировки противника необходимо выделение сил и средств артиллерийской разведки (воздушной, звуковой, радиолокационной, радиотехнической) в общевойсковые формирования, чтобы максимально повысить степень огневого поражения.   

Отсутствие самостоятельных каналов связи во всех звеньях управления артиллерийской разведки ограничивает прохождение до 40% объема разведывательной информации. И тем самым степень реализации потенциальных боевых возможностей артиллерии общевойсковых формирований в огневом поражении противника может достигать от 23 до 46%. В будущем с модернизацией машин управления в РВиА ВС РК будет автоматизировано решение расчетных и информационных задач, охватывающих как разведку, так и управление огнем артиллерийских подразделений в общевойсковых формированиях.

 

Принцип «разведал – поразил»

Современные РВиА – это система, состоящая из средств управления, разведки и боевых средств. Она является частью системы Сухопутных войск, ориентированной на выполнение боевой задачи, оптимизированной в соответствии с задачей, структурированной и организованной. Отсюда вытекают основные причины (процессы, явления), обусловливающие необходимость совершенствования разведки в интересах огневого поражения.


Совместное применение средств артиллерийской разведки и поражения в виде единого непрерывного процесса, направленного на поражение объектов противника с требуемой эффективностью за минимальное время, составляет сущность разведывательно-огневых действий. В основу таких действий положен принцип: «разведал – уничтожил». Для его реализации необходима тесная интеграция сил и средств разведки, огневого поражения и всестороннего обеспечения, которая в свою очередь невозможна без автоматизации основных процессов сбора и обработки разведывательных сведений, принятия решений на поражения вскрытых объектов противника и подготовку по ним огня артиллерии общевойсковых формирований.

Для организации разведки в разведывательно-огневых действиях на современном этапе развития РВиА ВС РК необходимо использовать следующие принципы:

-  рациональное сочетание централизации и децентрализации при управлении силами и средствами разведки и поражения;

-  использование зонально-объектового метода планирования разведки и огневого поражения противника;

-  максимально сжатые сроки доведения информации о вскрытых объектах до заинтересованных инстанций, что позволяет реализовать основной принцип применения РВиА – «разведал-поразил»;

-  сбалансированность разведывательно-огневой системы, заключающаяся в соответствии возможностей сил и средств разведки возможностям средств огневого поражения;

-  наличие единого информационного пространства в разведывательно–огневой системе общевойсковых формирований, что предполагает организацию санкционированного доступа к разведывательной информации в реальном масштабе времени всех заинтересованных потребителей, как в вышестоящих, так и нижестоящих инстанциях управления.

 

Требования к средствам разведки

В настоящее время основные направления развития системы вооружения РВиА, определяющие перспективный облик подсистемы средств (материальной базы) разведки, заключаются в создании высокоточного оружия, формировании межвидовых временных разведывательно-огневых средств, а также в комплексировании средств разведки, поражения и обеспечения на базе автоматизированной системы управления рода войск. В соответствии с этими направлениями вырабатываются следующие требования к подсистеме средств разведки, определяющие ее облик:

- обеспечение применения ВТО (возможность вскрытия состава поражаемых объектов, определения наиболее важных и уязвимых элементов в соответствии с принятой гипотезой поражения, учетом состояния окружающей среды и других условий в районе поражаемой цели);

- соответствие в информационном, техническом и технологическом аспектах степени автоматизации разведки и других процессов, обеспечивающих функционирование межвидовых временных разведывательно-огневых средств (принятие решения на поражение, подготовка к стрельбе, контроль результатов применения средств поражения);

- своевременное доведение органам управления разведывательных сведений, достаточных для принятия решения на поражение вскрытых объектов противника.

Известно, что одним из основных (преимуществ) ВТО является способность избирательно поражать объекты (цели). Поэтому требование полноты разведывательных сведений при обеспечении применения ВТО будет, естественно, отличатся от соответствующего требования в классическом (существующем) понимании. В настоящее время под полнотой разведывательных сведений понимается определение минимально необходимого следующего перечня характеристик объекта противника, позволяющего нанести ему огневое поражение: наименование (тип, класс) объекта противника; его координаты и размеры (для группового объекта); характер действий и степень укрытости.

 

Совершенствуя средства разведки

Для реализации главного преимущества ВТО, заключающегося в избирательном поражении, необходимо, чтобы средства разведки могли добывать не только перечисленные сведения, но также данные о составе объекта и положении его наиболее важных (уязвимых) элементов в соответствии с принятыми гипотезами поражения. Такую информацию можно получать при применении средств разведки, имеющих высокую разрешающую способность и вероятность распознавания (селекции) истинных объектов. К таким средствам относятся главным образом оптические (оптико-электронные) и радиолокационные средства разведки.


Основным преимуществом оптико-электронных средств разведки по сравнению с радиолокационным является более высокая возможность осуществления контроля результатов применения ВТО (оценка нанесенного ущерба). Поэтому направления развития оптико-электронных и радиолокационных средств разведки следует считать приоритетным для обеспечения применения ВТО. Вместе с тем и другие средства разведки (радиотехнические, звукометрические и др.) могут использоваться в интересах применения ВТО, например, в качестве средств предварительного целеуказания. Однако их применение не позволяет осуществлять контроль результатов применения ВТО.

Автоматизация процессов функционирования средств разведки является актуальной задачей для практически всех ее видов. В настоящее время процесс функционирования (обнаружение, распознавание и выбор целей, определение их координат и других характеристик объекта) автоматизирован лишь у некоторых средств разведки. Кроме того, при существующей постановке задачи окончательное решение на вскрытие объекта (обнаружение, распознавание, определение координат), как правило, принимает командир комплекса (средства) разведки. При этом он использует ограниченное число признаков распознавания и ручные или автоматизированные методы определения координат.


Вместе с тем, известно, что принятие решения по совокупности разведывательных признаков и использование автоматических алгоритмов определения местоположения цели может существенно повысить достоверность разведывательных сведений. Это достигается путем передачи и комплексной обработки разведывательных сведений, поступающих от различных (разнородных) средств разведки на единый пункт обработки данных (например, пункт управления артиллерийской разведки). Соответственно, становится возможным формирование единого информационного поля в полосе общевойскового формирования, что позволит повысить качество оценки обстановки и обоснованность принимаемых командованием решений. Поэтому в первую очередь целесообразно автоматизировать процессы функционирования и передачи разведывательных сведений в комплексах и средствах разведки, замыкающихся на единый пункт обработки данных (пункт управления артиллерийской разведки).

Перспективным направлением совершенствования средств разведки является размещение разведывательной аппаратуры на воздушных носителях, таких как комплексы воздушной разведки с беспилотными летательными аппаратами (КВР с БЛА), аэростаты (привязные вертолетные платформы), что приведет к значительному увеличению дальности разведки, просматриваемой площади и ослаблению влияния рельефа местности на технические возможности разведывательной аппаратуры. При этом практически все объекты разведки в тактическом звене будут находиться в зоне прямой видимости. Создание КВР БЛА позволит в реальном масштабе времени решать задачи по разведке (доразведке) объектов противника и обслуживанию стрельбы артиллерий, а также предоставлять потребителям видеоинформацию об объектах противника для проведения реальной оценки результатов применения артиллерии общевойсковых формировании.


Наличие мощной вычислительной техники, геоинформационных систем, соответствующего программного обеспечения делают возможности органов управления практически безграничными, в том числе и по решению задач в интересах разведывательного обеспечения артиллерии общевойсковых формирований.

Реализация этих возможностей необходима не только в штабе общевойсковых формирований, но и в штабе артиллерии при планировании применения различных (оптических, радиолокационных, звукометрических) средств (комплексов) разведки. Кроме того, с внедрением геоинформационных технологий планирование артиллерийской разведки вышестоящим штабом можно осуществлять вплоть до конкретного средства (комплекса) разведки, что позволит нижестоящим командирам (штабам) в большей степени концентрировать свои усилия на подготовке к применению сил и средств разведки. Безусловно, этот вопрос требует проведения глубокого исследования, дальнейшего обоснования и апробации в войсках при проведении учений.

В заключение необходимо отметить, что реализация предлагаемых направлений совершенствования разведки позволит, на наш взгляд, создавать удовлетворяющие современным требованиям средства (комплексы), применение которых обеспечит эффективное ведение разведывательно-огневых действий артиллерии в бою.  

 

Кандидат военных наук Алибек МУКИШОВ,

доктор философии (PhD) Арман ДАУТОВ,

Национальный университет обороны имени Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации


Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"