Ближний Восток: пять лет кровавой весны

В первые дни 2016 года Ближний Восток вновь привлекает к себе внимание мирового сообщества. На сей раз тревожным событием стало ухудшение взаимоотношений Саудовской Аравией и Ирана, обострившее и без того сложную обстановку в регионе. В целом же арабский мир переживает последствия «арабской весны», оказавшейся беспрецедентно кровавым явлением, затянувшимся на пять лет.

Домино арабской весны

Ровно пять лет назад, 4 января 2011 года, умер от ожогов в госпитале 27-летний Мухаммад Буазизи, торговец фруктами из тунисского городка Сиди-Бузид. Его самосожжение в знак протеста против конфискации его товара в ходе борьбы властей с нелегальной торговлей стало толчком к началу массовых антиправительственных выступлений народных масс Туниса, получивших название «жасминовая революция». Впоследствии череда цветных революций и их попыток прокатилась по соседним странам – Египту, Ливии, Сирии, Йемену, Бахрейну.

Явление, в ходе которого арабский мир вышел на улицы против властей своих стран, окрестили «арабской весной». Отличительной чертой «арабской весны» по сравнению с предыдущими протестами и революциями в мире стало беспрецедентно широкое использование социальных медиа (средств массовой коммуникации посредством Интернета) – Твиттер, Фейсбук и т.д. Помимо социально активной молодежи и материально необеспеченных, социально уязвимых, необустроенных слоев населения, в революцию были вовлечены либерально-демократически настроенные граждане, требующие расширения гражданских прав и свобод, социалисты и в целом левые силы, требующие улучшения материального положения и социального обеспечения граждан и исламисты, требующие свержения светских режимов и установления шариатских порядков.

Не исключается и вмешательство внешних сил, использовавших цветные революции и информационное влияние на население через Интернет как средство гибридной войны против неугодных правительств для обеспечения своих геополитических интересов. Большинство из свергнутых режимов были светскими, гражданскими диктатурами.

Сценарий эпизодов «арабской весны» был схож – массовые протесты, кровавое подавление их властями, свержение правительства, все по принципу домино. В Тунисе противостояние продолжилось не более двух недель, в Египте – более месяца, в Йемене – несколько месяцев. В Ливии противостояние переросло в гражданскую войну, в ходе которой повстанцы захватывали районы страны, вступали в вооруженное столкновение с армией страны. В ходе гражданской войны было зафиксировано активное использование иностранных наемников. В ход событий вмешались страны НАТО. Международная операция «Рассвет Одиссея» помогла повстанцам победить. Итогом стало жестокое убийство ливийского лидера Муаммара Каддафи и затяжная гражданская война между западом и востоком страны, либералами и исламистами, арабами и туарегами, сторонниками тех или иных внешних игроков.

Ненамного лучше и ситуация в других странах победившей «арабской весны». В Египте светская гражданская диктатура Хосни Мубарака была заменена сперва на военную диктатуру фельдмаршала Тантауи, затем – на исламистскую диктатуру Мухаммада Мурси и группировки «Братья-мусульмане». В конце концов к власти пришла военная хунта во главе с фельдмаршалом Абдель Фаттахом ас-Сиси. Говорить о каких-то социальных улучшениях или гражданских свободах не приходится, по сути Египет стоит перед выбором – военная диктатура или исламистское государство. В Тунисе после череды политических убийств, новых протестов и выборов, социалистам, умеренным исламистам и либералам удалось более-менее договориться и не допустить эскалации насилия. Четыре политические партии, мирно поделившие между собой власть были названы «Тунисским квартетом», который удостоился Нобелевской премии мира. Президентом страны стал 88-летний Беджи Каед эс-Себси, потомственный представитель аристократии, занимавший высокие посты и при прежних режимах. А ведь ни коррупция, ни бюрократия, ни безработица, ни контрабанда так и не побеждены.


Обострение многовекового раскола

Но самым кровавым эпизодом арабской весны стала гражданская война в Сирии. Башар Асад в отличие от других своих коллег отказался покидать пост президента ни через неделю, ни через месяц, ни через год после противостояния. Митинги переросли в столкновения, столкновения - в вооруженное противостояние. Оппозиция пошла на применение терроризма, вооруженное сопротивление, правительство – на применение артиллерии и авиации против мирных людей.

Эскалация насилия и радикализация конфликта, вмешательство внешних игроков – все это привело не просто к затяжной гражданской войне, но и к глобальному суннитско-шиитскому конфликту на земле Сирии и геополитическому столкновению интересов внешних игроков. Так, например, суннитско-шиитское противостояние в Сирии привело к ухудшению иранско-саудовских отношений, исторически являющихся соперниками. А поддержка разных противоборствующих сил в Сирии привела в итоге к испорченным турецко-российским отношениям.

«Арабская весна» приобрела окрас суннитско-шиитского конфликта еще в ходе народных выступлений в Бахрейне и Йемене, а также Саудовской Аравии. Так, в Бахрейне шиитское большинство выступило весной 2011 года против суннитского правительства. Арабские страны Персидского залива активно помогали бахрейнским властям подавить цветную революцию в стране, увидев в событиях «руку Ирана». Ее увидели и в гражданской войне в Йемене, последовавшей за цветной революцией, где власть пытаются захватить и удержать проиранские хоуситы, и в Сирии, где на помощь правительству алавитов против суннитской оппозиции (в которой демократы и исламисты уживаются как вынужденные союзники против Асада и ДАИШ) пришли боевики радикальной ливанской шиитской группировки «Хезболла» и иранские бойцы Корпуса стражей исламской революции.

В октябре в Сирии погибли иранские генералы Хоссейн Хамедани, Фаршад Хасунизаде, Хамид Мухтарбенд, Реза Хавари. Эпизод «арабской весны» в Саудовской Аравии также связан с шиитскими выступлениями против власти в восточной провинции Эш-Шаркия. 2 января 2016 года Саудовская Аравия казнила шиитского богослова Нимра ан-Нимра, обвинив его в разжигании розни и подстрекательстве народа против власти. Вместе с Нимром ан-Нимром были казнены еще ряд шиитских активистов. Казнь богослова вызвала резкую реакцию в Иране, Ираке и среди шиитов других стран Ближнего Востока. На улицы Тегерана, Мешхеда в первые дни января вышли толпы негодующих иранцев. Пару месяцев тому назад в Иране уже были уличные беспорядки. Но тогда возмущенные азербайджанцы Ирана на северо-востоке страны выступали против правительства. В этот раз на улицу вышли вполне лояльные иранским властям граждане, чтобы выразить свое недовольство саудовскими властями. Была попытка разгромить посольство Саудовской Аравии в Тегеране (когда-то почти двести лет назад толпа в Тегеране разгромила российское посольство и убила посла Грибоедова).

Саудовская Аравия и Иран разорвали дипломатические отношения.
Премьер-министр Ирака шиит Хайдер аль-Абади публично нелестно выразился о действиях властей Саудовской Аравии и осудил казнь ан-Нимра.
А вот власти ОАЭ, напротив, поддержали действия Эр-Рияда, назвав это борьбой с терроризмом. Проявили солидарность с Саудовской Аравией и Бахрейн с Суданом. Ухудшение отношений Саудовской Аравии и Ирана, которые никогда не были друзьями, делают обстановку на Ближнем Востоке еще более напряженной. Суннитско-шиитский конфликт, проявлявшийся в 80-ые годы в гражданской войне в Ливане, ирано-иракской войне, в прошлом десятилетии в гражданской войне в Ираке после свержения Саддама Хусейна, а в нынешнем – в гражданской войне в Сирии, теперь выходит на новый, более открытый уровень, в котором Саудовская Аравия и Иран не просто действуют за спиной друг друга, поддерживая противоборствующие силы в других странах региона, но и демонстрируют открытую конфронтацию. Пока холодную. 


Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"