Режиссер фильма о Кошкарбаеве поделился подробностями съемок

Журналист газеты Сарбаз, взял эксклюзивное интервью у режиссера фильма Константина Харлампидиса о Рахимжане Кошкарбаеве и Григория Булатова. Премьера картины ожидается в марте следующего года.

"Подвиг Кошкарбаева и Булатова не должны остаться в тени истории...." - режиссер фильма Константин Харлампидис.

"Подвиг Кошкарбаева и Булатова не должны остаться в тени истории...." - режиссер фильма Константин Харлампидис.
Константин Харлампидис.jpg

История Великой Отечественной войны наполнена историями беспримерного героизма. Несмотря на тяжелейшие условия, герои той войны сумели прогнать врага с родной земли, а затем уничтожить захватчиков в их же логове. Об одних из таких героев пойдет речь в документальной кинокартине «Батыры Великой Отечественной: Рахимжан Кошкарбаев, Григорий Булатов», режиссёром которого выступил Константин Харлампидис. 52-хминутный фильм расскажет о подвиге двух солдат, первыми водрузивших Знамя Победы над Рейхстагом. 

- Константин Леонидович, для начала расскажите о собственном восприятии Победы и о том, как сложилась судьба Ваших родных после окончания войны?

- Надо сказать, что мой дедушка по отцовской линии дошел до Берлина, а его родной брат и 19-летний племянник погибли у него на глазах. Мой дед по маминой линии работал на военном заводе в Санкт-Петербурге, затем был направлен в Махачкалу, после чего эвакуирован в Алматы. Поэтому, воспитавшись на фильмах и книгах, которые снимались и издавались во времена моего детства, и учитывая тот факт, что война забрала членов моей семьи, я понимаю ее как великую трагедию народа. Полагаю, что именно данное обстоятельство способствовало моему поступлению в институт и стремлению стать режиссёром, так как мне казалось, что самое главное в жизни – это героические истории. Я понимал, что не каждому дано такое право, и человек должен быть удостоен его свыше.

История Великой Отечественной войны не только трагична для миллионов людей, но в то же время наполнена героизмом людей, которые погибали ради высокой цели, сохраняя жизни потомков. Эта война стала источником серьезного анализа людского поведения. Именно поэтому я очень часто обращаюсь к этой теме, которая волнует мое сердце. Как и сердца миллионов людей, кого затронула война.

 

- Как Вы думаете, почему подвиги Р. Кошкарбаева и Г. Булатова остались недооцененными?

- Насколько известно, на следующий день после водружения Знамени Победы Кошкарбаевым и Булатовым над Рейхстагом появились газеты и боевые листки, описывающие этот подвиг. Однако позже, как мне кажется, произошла определённая путаница, и их подвиги остались в тени истории. Я уже как-то упоминал, что историческая плоскость войны складывалась победоносной, и было необходимо поставить финальную точку, которой должно было стать взятие Рейхстага. К примеру, ее можно было поставить, разрушив здание и уничтожив бункер Гитлера, однако так сложилось, что Рейхстаг решено было оставить как историческую память о Великой Победе. Тогда, как я думаю, было решено поставить красивую точку. Дело в том, что бои на данном направлении продолжались, а  Кошкарбаев и Булатов, а также другими воины знамена уже установили. И вот тогда кому-то пришла в голову мысль: «А хорошо бы водрузить Знамя Победы над Рейхстагом», поставив тем самым финальную точку, ведь первых людей, установивших флаг Победы, заснять или сфотографировать так и не удалось. Однако, позднее Г. Булатова все же сняли стоящим со знаменем у колонны Рейхстага, но это уже была постановка. В этой съемке не оказалось Р. Кошкарбаева, так как он получил ранение. Безусловно, все это не умаляет подвиг Михаила Егорова и Мелитона Кантария, водрузивших Знамя Победы на вершине Рейхстага. Эти люди также боями прорывались к вражеской столице, чтобы раз и навсегда покончить с противником. Так сложилось, что для этой постановочной части были выбраны они.

Но разве это умаляет значение подвига Кошкарбаева и Булатова, других людей? Ни в коем случае. При ознакомлении с документами и понимании, сколько времени они потратили, преодолевая столь короткое расстояние, чтобы установить знамя, становится ясным, что это был интенсивный бой с непрерывными обстрелами позиций противника. Люди рисковали собственными жизнями. Это был настоящий подвиг.

Сегодня можно услышать мнение в духе «не проще ли было все разбомбить, избежав большого количества жертв?». Но разве этот путь, проделанный Кошкарбаевым и Булатовым, случаен? Я считаю, что каждый путь дается человеку не просто так. И они сумели его пройти, переступив невидимую черту и став героями.

К примеру, в наше время можно услышать рассуждения о том, почему Александр Матросов закрыл собой амбразуру вражеского ДЗОТа. Ведь можно было  принять другое решение, сохранив жизнь. Но именно таким был его путь от рождения до смерти. Этим путем прошли и другие герои, в том числе Кошкарбаев с Булатовым. Эти люди смогли доказать свою готовность проливать кровь за Отчизну и на благо всего человечества. В дни взятия Рехстага на том направлении не должна была находиться часть Кошкарбаева, но сила вела их вперед с опережением всех планов.

С уверенностью можно утверждать одно – все те люди, которые с боями прорывались к вражескому логову, делали это не ради наград и почестей. Им это было совершенно ни к чему. Единственное, что двигало ими – это вера в те принципы и идеологию, которые способны спасти Родину от врага.

Если говорить о том, почему Кошкарбаев не получил звание героя, то здесь «железно» отпадает национальный вопрос. Ведь звания Героя СССР не был удостоен и Булатов. К сожалению, на эти вопросы уже некому ответить. Принятые решения оказались несправедливыми к тем, кто этого реально заслужил. 




- В чем заключается главный посыл документального фильма? Какова его главная цель в контексте сегодняшних реалий?

- Честно говоря, я бы взялся за эту тему как 10, так и 20 лет назад. На мой взгляд, данная тема всегда будет актуальной, вне зависимости от времени и попыток пересмотреть историю. Нельзя говорить, что история и память о войне забыта или упущена. Все осталось в нашей памяти, в семейных архивах и историях.

 - Будут ли принимать участие в съемках картины родственники Рахимжана Кошкарбаева?

- Расскажу, как было. К 70-ю Победы в здании филармонии группа людей организовала благотворительный концерт в честь этого праздника. Это был своеобразный подарок городу, который нам удалось преподнести. Специально для этого концерта был приглашен большой российский хор, который по такому знаковому поводу спел несколько песен Абая на казахском языке, а также народный артист России А. В. Петренко, который читал стихи Джамбула и пел вместе с хором. Кроме того, на праздник приехал Егор Кончаловский, который специально по этому случаю привез капсулу с волоколамской землей, которая буквально омыта казахской кровью. С собой он также привез копию Знамени Победы. Именно тогда мне удалось отыскать внука Рахимжана Кошкарбаева Даурена. Он с мамой были приглашены на данный концерт, где им была вручена копия Знамени Победы. В тот момент мне стало ясно, что этот молодой парень может быть героем фильма и многое рассказать о своем славном деде.

В личном разговоре он ответил так: «А кто я такой чтобы рассказывать о своём деде? Ведь про него может рассказать каждый человек, который так или иначе знаком с историей войны». Даурен признался, что хотел бы пройти тот же путь, что его дед, испытав и поняв определенные вещи. «Своего знамени я еще не повесил. Его повесил мой дед», - говорил молодой человек. После этих слов я окончательно убедился, что он должен стать героем этого фильма. Данная картина поможет этому в высшей степени скромному человеку пройти тот памятный путь, который проделал его дедушка, узнав много нового.

 - Какую работу Вы как режиссер-документалист проводите перед началом съемок?

- До начала создания картины мне довелось поговорить со многими людьми. В первую очередь с дочерью Героя Алией Рахимжановной и его внуком Дауреном. Кроме того, большую роль в создании картины сыграл талантливый хирург Нуртас Козыбаев. Он был первым человеком, который много рассказал о Герое и его семье, так как его отец был другом семьи Кошкарбаевых. Кроме того, была проведена архивная работа. В частности, ознакомился с фрагментами книги Рахимжана Кошкарбаева, а также архивными документами Министерства Обороны Республики Казахстан.

- В работу над фильмом будут привлечены внук Р. Кошкарбаева, а также сопредседатель «Бессмертного Полка» В. Лановой. Кто еще примет участие в его создании?

- Помимо этих замечательных людей в работе над фильмом примет участие талантливый кинооператор Рафаэль Абдрашитов, племянник не менее выдающегося режиссёра Вадима Абдрашитова. Мы давно с ним сотрудничаем, и его смело можно назвать одним из самых успешных операторов Казахстана.

 - Где будут проходить съемки фильма?

- Во-первых, мы не будем делать никакой реконструкции. Я считаю этот прием пошлым и вульгарным. Любое кино – это условное пространство, в рамках которого существует безусловный герой. Что касается документального кино, то многие путают и не понимают, что документальное кино – это не телевизионная передача. Это художественное произведение, и весь вопрос заключается в том, как снять и подать эту информацию. Поэтому для полной картины жизни Рахимжана Кошкарбаева мы запланировали съемки на его Родине - Казахстане, а также России и Германии (Берлине).

 - Планируете ли Вы создание документальных фильмов о других казахстанских героях войны?

- Здесь все зависит от того, насколько трогает та или иная тема. Лично для меня героическая тема определенно очень важна. Она достойна быть реализованной и раскрытой на экране. Могу привести один пример. Режиссёр Елена Ковардакова сняла цикл короткометражных документальных фильмов о героях-казахстанцах, и мне выпала честь озвучить эти картины. Я с большим удовольствием принял участие в работе над картинами, в частности фильме о генерале Панфилове. Тема войны и наших героев задевает меня за живое, сердце лежит к ней. А что будет дальше? Как Бог распорядится!


Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента